Командная разработки свободных учебных материалов по проекту «Документирование ПСПО»

Приведена история создания рабочей группы по документированию ПСПО, организация процесса создания учебного материала, структура получившегося продукта и поддерживающей его технологии. Делается попытка истолкования положительных и отрицательных результатов работы и обобщения полученного опыта.

Введение

Разработка и пилотное внедрение «Пакета Свободного Программного Обеспечения для образовательных учреждений РФ» включала в себя задачу подготовки учебных курсов для десяти категорий пользователей.

Задача «в кратчайшие сроки подготовить 10 учебных курсов по новому программному продукту силами разработчиков этого программного продукта» не выглядит разумно поставленной. Для того, чтобы её всё-таки решить, пришлось пойти на некоторые технические, организационные и методические уловки,

В результате этого решения были выработаны, как нам представляется, заслуживающие интереса методы как взаимодействия внутри команды, так и собственно формирования контента.

Текст представлен в форме тезисного плана, так как рамки доклада не позволят развернут его в полном объёме; планируется освещение только тех сторон процесса, которые вызовут наибольший интерес участников конференции.

Постановка частной задачи

Допущения:

  1. Модульная структура курсов
  2. Отказ от покрытия «чистыми» лекционными материалами

Организация рабочего процесса

Рабочий процесс:

Организация:

Наполнение курсов материалами (подготовка модулей)

Модуль:

Организация (http://uneex.ru/PSPO/Policy/Modules):

  1. Архитектор составляет «Лекционный минимум»
    • Персональная ответственность
    • Критерий выбора исполнителя: знакомство с темой модуля
  2. Исполнитель из команды подбирает ссылки на материалы, содержащие информацию по каждой теме
    • Критерий качества: покрытие материалами всего лекционного минимума, желательно, из разнородных источников
    • Все использованные внешние материалы импортируются (см. далее)

Подготовка имеющихся материалов

Материал: любой документ, содержащий информацию в рамках курсов

Материалы добавляют (и оформляют паспорт) ответственные за работу над модулем в случае необходимости (на последнем этапе для наполнения модулей в основном использовались уже имеющиеся материалы, так как накопленный их корпус покрывал курсы чуть менее, чем полностью).

Подготовка новых материалов (Also Sprach Zaratustra)

  1. Лекции (16 ак. ч. в неделю)

  2. Конспектирование online, а также создание иллюстративного материала

    • критерий качества: не упускать ключевых моментов лекции
  3. Расшифровка: воссоздание структуры лекции

    • условие: расшифровщик присутствует на лекции
    • критерий качества: «переводчику» должно быть понятно, даже если он не был на лекции
  4. Перевод на русский

    • критерий качества: не потерять в процессе литредактуры значимых утверждений и формулировок
  5. Научное редактирование

    • критерий качества: связность конечного текста

Организация:

Использование MoinMoin

MoinMoin:

Проделанные модификации:

Как расширять функциональность MoinMoin

Организация процесса обработки фрагментов лекций

Хранение иерархии файлов, связанной с определённой страницей

Полезные мелочи

Результат: продукт

Структура получившегося корпуса материалов:

Результат: технология

Приятная неожиданность: отчуждаемость контента, в т. ч. в виде автономного www-сервера на CD (реализовано в виде небольшого скрипта на shell, http://uneex.ru/UneexStandalone).

Задние мысли

Можно ли таким способом написать книгу? Сделать многокомпонентную документацию?