3631
Комментарий:
|
7697
|
Удаления помечены так. | Добавления помечены так. |
Строка 13: | Строка 13: |
* Смолделировать и сравнить несколько | * Изучить основы логической организации ЭВМ; смоделировать и сравнить несколько различных архитектур * Рассмотреть современное состояние ЭВМ и принципы, по которым развивается их архитектура, например: * конвенции и ABI; * базис: система команд, виды адресации, регистры, подпрограммы, флаги и т. д. * системные вызовы, прерывания, ловушки; внешние устройства, порты, MMIO, DMA и прочее; сопроцессоры; * аппаратная оптимизация — кеш, конвейер, упреждающие вычисления и зависимости вычислительных потоков; * аппаратная изоляция: режимы процессора, виртуальная память, виртуализация; * Освоить язык ассемблера, в котором по возможности эти принципы применяются на практике К сожалению, два варианта этого базового курса, на наш взгляд, упираются в две крайности: один воспроизводит курс прошлого тысячелетия по 16-битной архитектуре (`MASM6` + `DOS`), другой основан на `nasm` и `x86_64`. Сейчас готовится новый курс на базе `Masm32` и `Windows XP`, сочетающий, на наш взгляд, худшие качества первых двух вариантов — моральную и актуальную устарелость и усложнённость изучаемого материала. === Выбор архитектуры === Мы провели много времени в спорах, что же взять за основу — идеальный учебный процессор в вакууме или настоящее живое железо, в котором пропустить всё лишнее. В итоге разработку идеального процессора мы оставили команде [[http://riscv.org|RiscV]], а сами пришли к такому компромиссу: * В качестве модельных машин использовать [[http://al.cs.msu.su/files/ModComp.pdf|факультетские наработки]], только дописать к ним [[https://github.com/vslutov/modelmachine|эмулятор]]. * В качестве базовой архитектуры выбрать MIPS32, как наиболее подходящую по соотношению «современность»/«адекватность системы команд». В виде бонуса мы получаем простой и понятный конвейер. Российские реалии: процессор «Байкал Т» имеет архитектуру MIPS32. * В качестве среды программирования выбрать [[http://courses.missouristate.edu/KenVollmar/mars/|MIPS Assembler and Runtime Simulator]] (MARS). Недостатки того, что это эмулятор компенсируются [[attachment:screenshot.jpg|наглядностью]] * Если хватит времени/интеллектуальных усилий, прокинуть мостик между Ассемблером и Си в стиле «Си — это такой суперудобный макроассемблер» |
Строка 17: | Строка 33: |
=== Инструменты === MM MARS Moodle EJudge * MARS! и даже ММ, но нет === Выводы и задачи === Хотелось бы поменять ММ на MIPS-подобное что-то До Си не дошли, зато я почти написал учебник) |
Инструментальная поддержка преподавания дисциплины «Архитектура ЭВМ и язык ассемблера» на ВМК МГУ
Курячий Георгий владимирович, «Базальт СПО»
Рудаченко Михаил Евгеньевич, ГБС РАН
Аннотация: преподавание базовой (второй семестр обучения) дисциплины «Архитектура ЭВМ и язык ассемблера» требует совмещать в семестровом курсе (52 часа теории + 52 часа практики) широкую фактологическую часть с практическим изучением одного конкретного языка ассемблера. Продуктивная по сути идея (автокод как практическая иллюстрация архитектуры) встречает всё больше трудностей: изучение современного ассемблера (nasm для x86_64) усложнено незначимыми практическими реалиями, изучение устаревшего (MASM для DOS) или модельного — страдает вопиющим расхождением с современностью. Так или иначе, большая часть теоретического материала не имеет практической поддержки. Авторами разработан, предложен и дважды проведён курс, основанный на архитектуре MIPS32 (эмулятор MARS) и классических модельных машинах, в котором сделана попытка поддержать практикой максимально возможный спектр изучаемых тем с автоматической проверкой программной части домашних заданий. В конце доклада обсуждаются возможности дальнейшего развития программной части курса.
О курсе «Архитектура ЭВМ и язык ассемблера»
Это базовая дисциплина, которую читают на первом курсе во втором семестра на факультете ВМК МГУ. Плотность достаточная (4 часа теории + 4 часа практики в неделю), но объём сведений, которые хочется (следует!) туда втиснуть, год от году растёт.
- Цель
- сформировать понимание, что такое «архитектуры ЭВМ» и почему они такие
- Задачи
- теория + фактология + практика
- Изучить основы логической организации ЭВМ; смоделировать и сравнить несколько различных архитектур
- Рассмотреть современное состояние ЭВМ и принципы, по которым развивается их архитектура, например:
- конвенции и ABI;
- базис: система команд, виды адресации, регистры, подпрограммы, флаги и т. д.
- системные вызовы, прерывания, ловушки; внешние устройства, порты, MMIO, DMA и прочее; сопроцессоры;
- аппаратная оптимизация — кеш, конвейер, упреждающие вычисления и зависимости вычислительных потоков;
- аппаратная изоляция: режимы процессора, виртуальная память, виртуализация;
- Освоить язык ассемблера, в котором по возможности эти принципы применяются на практике
К сожалению, два варианта этого базового курса, на наш взгляд, упираются в две крайности: один воспроизводит курс прошлого тысячелетия по 16-битной архитектуре (MASM6 + DOS), другой основан на nasm и x86_64. Сейчас готовится новый курс на базе Masm32 и Windows XP, сочетающий, на наш взгляд, худшие качества первых двух вариантов — моральную и актуальную устарелость и усложнённость изучаемого материала.
Выбор архитектуры
Мы провели много времени в спорах, что же взять за основу — идеальный учебный процессор в вакууме или настоящее живое железо, в котором пропустить всё лишнее. В итоге разработку идеального процессора мы оставили команде RiscV, а сами пришли к такому компромиссу:
В качестве модельных машин использовать факультетские наработки, только дописать к ним эмулятор.
- В качестве базовой архитектуры выбрать MIPS32, как наиболее подходящую по соотношению «современность»/«адекватность системы команд». В виде бонуса мы получаем простой и понятный конвейер. Российские реалии: процессор «Байкал Т» имеет архитектуру MIPS32.
В качестве среды программирования выбрать MIPS Assembler and Runtime Simulator (MARS). Недостатки того, что это эмулятор компенсируются наглядностью
- Если хватит времени/интеллектуальных усилий, прокинуть мостик между Ассемблером и Си в стиле «Си — это такой суперудобный макроассемблер»
TODO
Инструменты
MM
MARS
Moodle
EJudge
- MARS! и даже ММ, но нет
Выводы и задачи
Хотелось бы поменять ММ на MIPS-подобное что-то
До Си не дошли, зато я почти написал учебник)
См. также
- Рудаченко М. Е. Свободный эмулятор MARS в курсе «Архитектура ЭВМ и язык ассемблера». // Материалы XXII конференции «Свободные программы в высшей школе».