Различия между версиями 1 и 4 (по 3 версиям)
Версия 1 от 2010-01-22 01:08:52
Размер: 5777
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 4 от 2010-01-22 02:53:18
Размер: 11387
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 3: Строка 3:
 Ключевые слова:: Linux, спецкурс. пакеты
Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс
 Авторы:: Георгий Курячий, Александра Панюкова
 Ключевые слова:: Linux, спецкурс, сопровождение пакетов, ALT Linux
 Сайт проекта:: http://uneex.ru/LecturesCMC
Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс по теме «Сопровожнение пакетов в Linux», а другой — принимал экзамен на факультете ВМиК МГУ. Несколько неожиданной оказалась профессионально-техническая готовность аудитории, и, как следствие, серьёзный потенциал для сообщества в лице студжентов московского Университета.
Строка 6: Строка 8:
Вот уже десятый год на факультете Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ читается кафедральный спецкурс на UNIX-тематику. Каждый семестр курс новый (было всего два тематических повтора и один двухсеместровый курс). Последние несколько лет курсы базируются на ALT Linux / Sisyphus.
Строка 7: Строка 10:
=== Умысел === Помимо направленности на UNIX/Linux, курс имеет три специфические особенности, связанные с приёмом экзамена:
 1. Экзамен проходит в виде беседы по всему материалу курса (обычно часа три). В беседе участвует один экзаменатор и три-пять экзаменуемых.
 1. При ответе на вопрос приветствуется аргументированное высказывание личных мнений, а также применение мыслительного аппарата. Применение любых информационных носителей, включая текст лекций, учебников, Google и мнение товарища, допускается (стоит иметь в виду, что при этом оценивается личный вклад экзаменуемого в собственный ответ, а в последнем случае — вклад товарища).
 1. В число ''экзаменаторов'' часто попадают студенты-старшекурсники из *NIX-сообщества, квалификация которых делает идею принимать экзамен ''у них'' бессмысленной. Чем бездумно ставить им «автомат», лучше даать возможность получить дополнительный опыт и упорядочить понимание темы.
=== Умысел и деяние ===
В осеннем семестре 2009 года была — после [[LecturesCMC/PackageMaintaining2009/Conspects/00|аналитического обсуждения с аудиторией]] выбрана на первый взгляд довольно специфичная тема Package Maintaining.

Причины такого выбора:
 1. Желание автора
 1. Отсутствие (кажется, полное!) подобных курсов в академической среде
 1. Практическая ценность темы
 1. Широкий и довольно выразительный спектр затрагиваемых областей ИТ

Ожидаемые проблемы:
 * Высокий уровень требований к профессиональным качествам слушателя
 * Узкий круг заинтересованных
 * «Религиозные» войны

Для придания курсу разносторонности была прочитана отдельная лекция про GNU Debian.

План курса (действительный):
 * Дистрибутив ОС на основе свободного ПО: принципы формирования
 * Пакет как составная часть дистрибутива: требования и особенности; понятие сборки пакета
 * Сборка пакета из исходных текстов; upstream; спецификация
 * Сопровождающий (maintainer) пакета
 * Изолированная среда сборки (введение)
 * Лекция Александра Герасёва о пакетах в GNU Debian
 * Работа с upstream, Составление спецификаций
 * Составление спецификаций - II, Исправление upstream (заплатки), Помещение в хранилище, Обратная связь с upstream и сообщения об ошибках
 * Git, Gear и git.alt
 * Git (лекция А. Герасёва)
 * Практика сборки пакета (Live show)

Не все лекции получились равно плотными. Последнее мероприятие (показательная сборка пакета) заняло -- вместе со всеми заминками и
Строка 10: Строка 46:

О том, как проходил экзамен, мы решили спросить ~-прохожего-~ Александру Панюкову, дважды участвовавшую в нём в качестве экзаменатора.
Строка 12: Строка 50:
На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс "линуксизации мозга" уже На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс «линуксизации мозга» уже
Строка 29: Строка 67:
следствие - имели о них более полное представление. Несмотря на одну следствие имели о них более полное представление. Несмотря на одну
Строка 31: Строка 69:
про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод - у про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод у
Строка 33: Строка 71:
один, у остальных же представление было такое: rpm - довольно неплохо, deb
- сильно в общих чертах, остальное - тёмный лес.
один, у остальных же представление было такое: rpm довольно неплохо, deb
- сильно в общих чертах, остальное тёмный лес.
Строка 41: Строка 79:
Студенты оказались в теме гораздо больше, чем ожидалось. Студенты оказались подготовлены гораздо больше, чем ожидалось.
Строка 45: Строка 83:
"до и после". Студент до подготовки к экзамену с Linux-системами был
знаком достаточно поверхностно - когда-то видел, пробовал, но активно не
«до и после». Студент до подготовки к экзамену с Linux-системами был
знаком достаточно поверхностно когда-то видел, пробовал, но активно не
Строка 48: Строка 86:
который он наблюдал у людей "в теме", которые находились вокруг него.
Подготовка к экзамену - только по конспектам лекций и рекомендованным
ссылкам - курс не был прослушан "вживую". Руками описанные действия не
который он наблюдал у людей «в теме», которые находились вокруг него.
Подготовка к экзамену только по конспектам лекций и рекомендованным
ссылкам курс не был прослушан «вживую». Руками описанные действия не
Строка 56: Строка 94:
перед консультацией - были намёки, которые, тем не менее, погрязали в перед консультацией были намёки, которые, тем не менее, погрязали в

Опыт преподавания курса «Сопровожнение пакетов в Linux» на ВМиК МГУ

Линуксизация мозга и быта в зеркале современного студенчества

Авторы
Георгий Курячий, Александра Панюкова
Ключевые слова
Linux, спецкурс, сопровождение пакетов, ALT Linux
Сайт проекта

http://uneex.ru/LecturesCMC

Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс по теме «Сопровожнение пакетов в Linux», а другой — принимал экзамен на факультете ВМиК МГУ. Несколько неожиданной оказалась профессионально-техническая готовность аудитории, и, как следствие, серьёзный потенциал для сообщества в лице студжентов московского Университета.

Положение дел

Вот уже десятый год на факультете Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ читается кафедральный спецкурс на UNIX-тематику. Каждый семестр курс новый (было всего два тематических повтора и один двухсеместровый курс). Последние несколько лет курсы базируются на ALT Linux / Sisyphus.

Помимо направленности на UNIX/Linux, курс имеет три специфические особенности, связанные с приёмом экзамена:

  1. Экзамен проходит в виде беседы по всему материалу курса (обычно часа три). В беседе участвует один экзаменатор и три-пять экзаменуемых.
  2. При ответе на вопрос приветствуется аргументированное высказывание личных мнений, а также применение мыслительного аппарата. Применение любых информационных носителей, включая текст лекций, учебников, Google и мнение товарища, допускается (стоит иметь в виду, что при этом оценивается личный вклад экзаменуемого в собственный ответ, а в последнем случае — вклад товарища).
  3. В число экзаменаторов часто попадают студенты-старшекурсники из *NIX-сообщества, квалификация которых делает идею принимать экзамен у них бессмысленной. Чем бездумно ставить им «автомат», лучше даать возможность получить дополнительный опыт и упорядочить понимание темы.

Умысел и деяние

В осеннем семестре 2009 года была — после аналитического обсуждения с аудиторией выбрана на первый взгляд довольно специфичная тема Package Maintaining.

Причины такого выбора:

  1. Желание автора
  2. Отсутствие (кажется, полное!) подобных курсов в академической среде
  3. Практическая ценность темы
  4. Широкий и довольно выразительный спектр затрагиваемых областей ИТ

Ожидаемые проблемы:

  • Высокий уровень требований к профессиональным качествам слушателя
  • Узкий круг заинтересованных
  • «Религиозные» войны

Для придания курсу разносторонности была прочитана отдельная лекция про GNU Debian.

План курса (действительный):

  • Дистрибутив ОС на основе свободного ПО: принципы формирования
  • Пакет как составная часть дистрибутива: требования и особенности; понятие сборки пакета
  • Сборка пакета из исходных текстов; upstream; спецификация
  • Сопровождающий (maintainer) пакета
  • Изолированная среда сборки (введение)
  • Лекция Александра Герасёва о пакетах в GNU Debian
  • Работа с upstream, Составление спецификаций
  • Составление спецификаций - II, Исправление upstream (заплатки), Помещение в хранилище, Обратная связь с upstream и сообщения об ошибках
  • Git, Gear и git.alt
  • Git (лекция А. Герасёва)
  • Практика сборки пакета (Live show)

Не все лекции получились равно плотными. Последнее мероприятие (показательная сборка пакета) заняло -- вместе со всеми заминками и

Монолог очевидца

О том, как проходил экзамен, мы решили спросить прохожего Александру Панюкову, дважды участвовавшую в нём в качестве экзаменатора.

1-я часть экзамена

На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс «линуксизации мозга» уже начался: даже если опыт использования был не очень богатым на самом деле, мышление уже можно было назвать Linux-ориентированным: просматривался соответствующий ход мысли, построение причинно-следственных связей, было заметно понимание идеологии.

Все студенты в той или иной степени знакомы хотя бы с одной VCS и BS из своего опыта, т.е. эта тема не была для них новой в курсе. Однако, именно с git и/или Bugzilla, на примере которых рассказывалась тема, имели дело далеко не все.

На основании имеющегося материала, студенты довольно неплохо делают выводы о некоторых моментах, которые напрямую в лекциях не рассматривались (и при этом являются довольно специфическими, но могут быть додуманы с использованием здравого смысла).

В основном собравшиеся студенты пользовались RPM-based дистрибутивами, как следствие — имели о них более полное представление. Несмотря на одну лекцию про Debian, представления о предмете были существенно более размытые, чем про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод — у него было представление об арче, но он скорее нерепрезентативен, так как один, у остальных же представление было такое: rpm — довольно неплохо, deb - сильно в общих чертах, остальное — тёмный лес.

ALT-специфику (git.alt, gear) знают довольно размыто, однако, имея на руках описание и первого, и второго, удачно додумывают. Очевидно (в том числе некоторым студентам), что при попытке самостоятельного использования всё станет понятнее, встанет на свои места и т.п.

Студенты оказались подготовлены гораздо больше, чем ожидалось.

Илья

На второй экзамен пришёл студент, за которым была возможность понаблюдать «до и после». Студент до подготовки к экзамену с Linux-системами был знаком достаточно поверхностно — когда-то видел, пробовал, но активно не пользуется. Мотивацией сдачи экзамена служили знания, широкий кругозор, который он наблюдал у людей «в теме», которые находились вокруг него. Подготовка к экзамену — только по конспектам лекций и рекомендованным ссылкам — курс не был прослушан «вживую». Руками описанные действия не делались. После прочтения лекций перед экзаменом была устроена небольшая консультация, из которой следовало, что прочтение лекций породило страшную кашу в голове, которая, тем не менее, довольно быстро была разложена по полочкам. После консультации появилось мышление, похожее на мышление студентов на первом экзамене. Перед подготовкой к экзамену его не было, перед консультацией — были намёки, которые, тем не менее, погрязали в общей породившейся каше. Во время консультации студент сам отвечал на задаваемые наводящие вопросы, понимая что к чему, изредка получая комментарии. Несмотря на не идеально сданный экзамен, желание что-то делать и пробовать, разбираться дальше у студента не пропало (как минимум на словах).

Развязка

FrBrGeorge/MaintainerCourse (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2010-01-22 04:36:17)