Различия между версиями 1 и 9 (по 8 версиям)
Версия 1 от 2010-01-22 01:08:52
Размер: 5777
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 9 от 2010-01-22 03:40:11
Размер: 14200
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 3: Строка 3:
 Ключевые слова:: Linux, спецкурс. пакеты
Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс
 Авторы:: Георгий Курячий, Александра Панюкова
 Ключевые слова:: Linux, спецкурс, сопровождение пакетов, ALT Linux
 Сайт проекта:: http://uneex.ru/LecturesCMC
Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс по теме «Сопровожнение пакетов в Linux», а другой — принимал экзамен на факультете ВМиК МГУ. Несколько неожиданной оказалась профессионально-техническая готовность аудитории, и, как следствие, серьёзный потенциал для сообщества в лице студжентов московского Университета.
Строка 6: Строка 8:
Вот уже десятый год на факультете Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ читается кафедральный спецкурс на UNIX-тематику. Каждый семестр курс новый (было всего два тематических повтора и один двухсеместровый курс). Последние несколько лет курсы базируются на ALT Linux / Sisyphus.
Строка 7: Строка 10:
=== Умысел === Помимо направленности на UNIX/Linux, курс имеет три специфические особенности, связанные с приёмом экзамена:
 1. Экзамен проходит в виде беседы по всему материалу курса (обычно часа три). В беседе участвует один экзаменатор и три-пять экзаменуемых.
 1. При ответе на вопрос приветствуется аргументированное высказывание личных мнений, а также применение мыслительного аппарата. Применение любых информационных носителей, включая текст лекций, учебников, Google и мнение товарища, допускается (стоит иметь в виду, что при этом оценивается личный вклад экзаменуемого в собственный ответ, а в последнем случае — вклад товарища).
 1. В число ''экзаменаторов'' часто попадают студенты-старшекурсники из *NIX-сообщества, квалификация которых делает идею принимать экзамен ''у них'' бессмысленной. Чем бездумно ставить им «автомат», лучше даать возможность получить дополнительный опыт и упорядочить понимание темы.
=== Умысел и деяние ===
В осеннем семестре 2009 года была — после [[LecturesCMC/PackageMaintaining2009/Conspects/00|аналитического обсуждения с аудиторией]] выбрана на первый взгляд довольно специфичная тема Package Maintaining.
Строка 9: Строка 17:
=== Монолог очевидца ===
==== 1-я часть экзамена ====
Причины такого выбора:
 1. Желание автора
 1. Отсутствие (кажется, полное!) подобных курсов в академической среде
 1. Практическая ценность темы
 1. Широкий и довольно выразительный спектр затрагиваемых областей ИТ
Строка 12: Строка 23:
На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс "линуксизации мозга" уже Ожидаемые проблемы:
 * Высокий уровень требований к профессиональным качествам слушателя
 * Узкий круг заинтересованных
 * «Религиозные» войны

Для придания курсу разносторонности была прочитана отдельная лекция про GNU Debian.

План курса (действительный):
 * Дистрибутив ОС на основе свободного ПО: принципы формирования
 * Пакет как составная часть дистрибутива: требования и особенности; понятие сборки пакета
 * Сборка пакета из исходных текстов; upstream; спецификация
 * Сопровождающий (maintainer) пакета
 * Изолированная среда сборки (введение)
 * Лекция Александра Герасёва о пакетах в GNU Debian
 * Работа с upstream, Составление спецификаций
 * Составление спецификаций — II, Исправление upstream (заплатки), Помещение в хранилище, Обратная связь с upstream и сообщения об ошибках
 * Git, Gear и git.alt
 * Git (лекция А. Герасёва)
 * Практика сборки пакета (Live show)

=== Интервью с очевидцем ===

О том, как проходил экзамен, мы решили спросить --(прохожего)-- Александру Панюкову, дважды участвовавшую в нём в качестве экзаменатора.
==== Первый экзамен ====
 Как вы оцениваете аудиторию?::
На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс «линуксизации мозга» уже
Строка 17: Строка 53:
 Есть ли какие-то замечания по уровню профессиональной подготовки экзаменуемых?::
Строка 22: Строка 58:
 Если курс «инженерного плана», всегда есть опасность скатиться в перечисление инструментов и их возможностей. Как по-вашему, были ли в этом курсе основания для самостоятельного освоения предметной области?::
Строка 27: Строка 63:
 Сейчас идёт много разговора о растущей популярности Ubuntu. Отразилось ли это на знаниях пришедшиих на экзамен?::
Строка 29: Строка 65:
следствие - имели о них более полное представление. Несмотря на одну следствие имели о них более полное представление. Несмотря на одну
Строка 31: Строка 67:
про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод - у про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод у
Строка 33: Строка 69:
один, у остальных же представление было такое: rpm - довольно неплохо, deb
- сильно в общих чертах, остальное - тёмный лес.
один, у остальных же представление было такое: rpm довольно неплохо, deb
- сильно в общих чертах, остальное тёмный лес.
 Было опасение, что информацию и инструментарий, специфичные для дистрибутивов ALT Linux, будет трудно донести до аудитории. Подтвердились ли они?::
Строка 40: Строка 76:
 Общий вывод (одним предложением)::
Студенты оказались подготовлены гораздо больше, чем ожидалось.
 Что вы можете сказать о второй итерации экзамена? Известно, что его сдавал человек, за которым была возможность понаблюдать «до и после»?::
Свои наблюдения я изложила в форме письменного отчёта.
==== Особенности второго экзамена ====
На втором экзамене присутствовало всего два экзаменуемых.
Строка 41: Строка 83:
Студенты оказались в теме гораздо больше, чем ожидалось.
==== Илья ====
 1. Меньше студентов закапывается глубже: чем больше студентов, тем более могуч коллективный разум.
 1. Наличие подопытных кроликов в виде знакомых студентов: есть возможность более подробно изучить мотивацию и последствия курса или экзамена.
Строка 44: Строка 86:
На второй экзамен пришёл студент, за которым была возможность понаблюдать
"до и после". Студент до подготовки к экзамену с Linux-системами был
знаком достаточно поверхностно - когда-то видел, пробовал, но активно не
пользуется. Мотивацией сдачи экзамена служили знания, широкий кругозор,
который он наблюдал у людей "в теме", которые находились вокруг него.
Подготовка к экзамену - только по конспектам лекций и рекомендованным
ссылкам - курс не был прослушан "вживую". Руками описанные действия не
делались. После прочтения лекций перед экзаменом была устроена небольшая
консультация, из которой следовало, что прочтение лекций породило страшную
кашу в голове, которая, тем не менее, довольно быстро была разложена по
полочкам. После консультации появилось мышление, похожее на мышление
студентов на первом экзамене. Перед подготовкой к экзамену его не было,
перед консультацией - были намёки, которые, тем не менее, погрязали в
общей породившейся каше. Во время консультации студент сам отвечал на
задаваемые наводящие вопросы, понимая что к чему, изредка получая
комментарии. Несмотря на не идеально сданный экзамен, желание что-то
делать и пробовать, разбираться дальше у студента не пропало (как минимум
на словах).
Образ студента:
 * до подготовки к экзамену с Linux-системами был знаком достаточно поверхностно — когда-то видел, пробовал, но активно не пользовался;
 * мотивация сдачи экзамена и чтения лекций — широкий кругозор, который он наблюдал у людей «в теме», которые находились вокруг него;
 * подготовка к экзамену — только по конспектам лекций и рекомендованным ссылкам — курс не был прослушан«вживую»;
 * руками описанные в курсе действия не делались.

После прочтения лекций студентом перед экзаменом была устроена небольшая консультация. Выводы из консультации — прочтение лекций породило страшную кашу в голове, которая, тем не менее, довольно быстро была разложена по полочкам в ходе консультации. После консультации появилось мышление, похожее на мышление студентов на первом экзамене. Перед подготовкой к экзамену его не было, перед консультацией — были намёки, которые погрязали в общей породившейся каше. Во время консультации студент сам отвечал на задаваемые наводящие вопросы, понимая что к чему, изредка получая комментарии. Синдром «линуксизации мозга» так и не появился.

'''Результат''': несмотря на не идеально сданный экзамен, желание что-то делать и пробовать, разбираться дальше у студента не пропало (как минимум на словах).
Строка 64: Строка 97:

Не все лекции получились равно плотными. Последнее мероприятие (показательная сборка пакета) заняло -- вместе со всеми заминками и повторами -- 45 минут и оставило ощущение жульничества. В самом деле: перед глазами слушателей было «с нуля» настроено сборочное окружение, изрядно модифицирован пакет из Fedora Core, учтена ALT-специфика, исправлено несколько (почти) спонтанных ошибок, собран и отправлен на сборку в хранилище пакет (http://sisyphus.ru/ru/srpm/Sisyphus/nibbles). И при этом ничего недоступного пониманию не произошло.

Кроме того,

Опыт преподавания курса «Сопровожнение пакетов в Linux» на ВМиК МГУ

Линуксизация мозга и быта в зеркале современного студенчества

Авторы
Георгий Курячий, Александра Панюкова
Ключевые слова
Linux, спецкурс, сопровождение пакетов, ALT Linux
Сайт проекта

http://uneex.ru/LecturesCMC

Волею судеб один из авторов доклада прочитал спецкурс по теме «Сопровожнение пакетов в Linux», а другой — принимал экзамен на факультете ВМиК МГУ. Несколько неожиданной оказалась профессионально-техническая готовность аудитории, и, как следствие, серьёзный потенциал для сообщества в лице студжентов московского Университета.

Положение дел

Вот уже десятый год на факультете Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ читается кафедральный спецкурс на UNIX-тематику. Каждый семестр курс новый (было всего два тематических повтора и один двухсеместровый курс). Последние несколько лет курсы базируются на ALT Linux / Sisyphus.

Помимо направленности на UNIX/Linux, курс имеет три специфические особенности, связанные с приёмом экзамена:

  1. Экзамен проходит в виде беседы по всему материалу курса (обычно часа три). В беседе участвует один экзаменатор и три-пять экзаменуемых.
  2. При ответе на вопрос приветствуется аргументированное высказывание личных мнений, а также применение мыслительного аппарата. Применение любых информационных носителей, включая текст лекций, учебников, Google и мнение товарища, допускается (стоит иметь в виду, что при этом оценивается личный вклад экзаменуемого в собственный ответ, а в последнем случае — вклад товарища).
  3. В число экзаменаторов часто попадают студенты-старшекурсники из *NIX-сообщества, квалификация которых делает идею принимать экзамен у них бессмысленной. Чем бездумно ставить им «автомат», лучше даать возможность получить дополнительный опыт и упорядочить понимание темы.

Умысел и деяние

В осеннем семестре 2009 года была — после аналитического обсуждения с аудиторией выбрана на первый взгляд довольно специфичная тема Package Maintaining.

Причины такого выбора:

  1. Желание автора
  2. Отсутствие (кажется, полное!) подобных курсов в академической среде
  3. Практическая ценность темы
  4. Широкий и довольно выразительный спектр затрагиваемых областей ИТ

Ожидаемые проблемы:

  • Высокий уровень требований к профессиональным качествам слушателя
  • Узкий круг заинтересованных
  • «Религиозные» войны

Для придания курсу разносторонности была прочитана отдельная лекция про GNU Debian.

План курса (действительный):

  • Дистрибутив ОС на основе свободного ПО: принципы формирования
  • Пакет как составная часть дистрибутива: требования и особенности; понятие сборки пакета
  • Сборка пакета из исходных текстов; upstream; спецификация
  • Сопровождающий (maintainer) пакета
  • Изолированная среда сборки (введение)
  • Лекция Александра Герасёва о пакетах в GNU Debian
  • Работа с upstream, Составление спецификаций
  • Составление спецификаций — II, Исправление upstream (заплатки), Помещение в хранилище, Обратная связь с upstream и сообщения об ошибках
  • Git, Gear и git.alt
  • Git (лекция А. Герасёва)
  • Практика сборки пакета (Live show)

Интервью с очевидцем

О том, как проходил экзамен, мы решили спросить прохожего Александру Панюкову, дважды участвовавшую в нём в качестве экзаменатора.

Первый экзамен

Как вы оцениваете аудиторию?

На первый экзамен пришли студенты, у которых процесс «линуксизации мозга» уже начался: даже если опыт использования был не очень богатым на самом деле, мышление уже можно было назвать Linux-ориентированным: просматривался соответствующий ход мысли, построение причинно-следственных связей, было заметно понимание идеологии.

Есть ли какие-то замечания по уровню профессиональной подготовки экзаменуемых?

Все студенты в той или иной степени знакомы хотя бы с одной VCS и BS из своего опыта, т.е. эта тема не была для них новой в курсе. Однако, именно с git и/или Bugzilla, на примере которых рассказывалась тема, имели дело далеко не все.

Если курс «инженерного плана», всегда есть опасность скатиться в перечисление инструментов и их возможностей. Как по-вашему, были ли в этом курсе основания для самостоятельного освоения предметной области?

На основании имеющегося материала, студенты довольно неплохо делают выводы о некоторых моментах, которые напрямую в лекциях не рассматривались (и при этом являются довольно специфическими, но могут быть додуманы с использованием здравого смысла).

Сейчас идёт много разговора о растущей популярности Ubuntu. Отразилось ли это на знаниях пришедшиих на экзамен?

В основном собравшиеся студенты пользовались RPM-based дистрибутивами, как следствие — имели о них более полное представление. Несмотря на одну лекцию про Debian, представления о предмете были существенно более размытые, чем про ALT-специфические и RPM-специфические части. Был один арчевод — у него было представление об арче, но он скорее нерепрезентативен, так как один, у остальных же представление было такое: rpm — довольно неплохо, deb - сильно в общих чертах, остальное — тёмный лес.

Было опасение, что информацию и инструментарий, специфичные для дистрибутивов ALT Linux, будет трудно донести до аудитории. Подтвердились ли они?

ALT-специфику (git.alt, gear) знают довольно размыто, однако, имея на руках описание и первого, и второго, удачно додумывают. Очевидно (в том числе некоторым студентам), что при попытке самостоятельного использования всё станет понятнее, встанет на свои места и т.п.

Общий вывод (одним предложением)

Студенты оказались подготовлены гораздо больше, чем ожидалось.

Что вы можете сказать о второй итерации экзамена? Известно, что его сдавал человек, за которым была возможность понаблюдать «до и после»?

Свои наблюдения я изложила в форме письменного отчёта.

Особенности второго экзамена

На втором экзамене присутствовало всего два экзаменуемых.

  1. Меньше студентов закапывается глубже: чем больше студентов, тем более могуч коллективный разум.
  2. Наличие подопытных кроликов в виде знакомых студентов: есть возможность более подробно изучить мотивацию и последствия курса или экзамена.

Образ студента:

  • до подготовки к экзамену с Linux-системами был знаком достаточно поверхностно — когда-то видел, пробовал, но активно не пользовался;
  • мотивация сдачи экзамена и чтения лекций — широкий кругозор, который он наблюдал у людей «в теме», которые находились вокруг него;
  • подготовка к экзамену — только по конспектам лекций и рекомендованным ссылкам — курс не был прослушан«вживую»;
  • руками описанные в курсе действия не делались.

После прочтения лекций студентом перед экзаменом была устроена небольшая консультация. Выводы из консультации — прочтение лекций породило страшную кашу в голове, которая, тем не менее, довольно быстро была разложена по полочкам в ходе консультации. После консультации появилось мышление, похожее на мышление студентов на первом экзамене. Перед подготовкой к экзамену его не было, перед консультацией — были намёки, которые погрязали в общей породившейся каше. Во время консультации студент сам отвечал на задаваемые наводящие вопросы, понимая что к чему, изредка получая комментарии. Синдром «линуксизации мозга» так и не появился.

Результат: несмотря на не идеально сданный экзамен, желание что-то делать и пробовать, разбираться дальше у студента не пропало (как минимум на словах).

Развязка

Не все лекции получились равно плотными. Последнее мероприятие (показательная сборка пакета) заняло -- вместе со всеми заминками и повторами -- 45 минут и оставило ощущение жульничества. В самом деле: перед глазами слушателей было «с нуля» настроено сборочное окружение, изрядно модифицирован пакет из Fedora Core, учтена ALT-специфика, исправлено несколько (почти) спонтанных ошибок, собран и отправлен на сборку в хранилище пакет (http://sisyphus.ru/ru/srpm/Sisyphus/nibbles). И при этом ничего недоступного пониманию не произошло.

Кроме того,

FrBrGeorge/MaintainerCourse (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2010-01-22 04:36:17)