Различия между версиями 27 и 28
Версия 27 от 2023-01-28 09:09:13
Размер: 12415
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 28 от 2023-01-28 10:57:13
Размер: 12415
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 7: Строка 7:
''Василий Балашов, Георгий Курячий; ВМК МГУ, 2022'' ''Василий Балашов, Георгий Курячий; ВМК МГУ, 2023''

SlideShow

Как мы добывали огонь

Организация аудиторного практикума по курсу «ЯП Python» на останках дистанционного обучения

Василий Балашов, Георгий Курячий; ВМК МГУ, 2023

Аннотация

Аудиторный практикум по курсу «Язык программирования Python» проводится уже не первый год, при этом постоянно дорабатывается. Попытка свести воедино все накопленные за это время технические инструменты и методические принципы показала, что, во-первых, их не так уж и мало и не все из них очевидны, во-вторых, они, по-видимому, хорошо дополняют друг друга, а по отдельности работают хуже, и в-третьих, включают в себя компоненты дистанционного образования, которыми авторы занимались ещё до того, как это стало трендом.

Эпиграф

Так вот, я изобрел некое изобретение: видите, обыкновенная палочка, а? казалось бы. … обыкновенный гвоздь, вбитый в торец нашей палочки, он вбит шляпкой, а острый конец его смотрит на нас подобно смертоносному стальному жалу, … я направлю его на всякую бумажку, загрязняющую мой дачный участок, и я проткну ее моим уникальным изобретением, и когда их, бумажек, скопится на острие достаточно, я сниму их с гвоздя, как богатырь снимает с копья насаженных на него врагов, и кину в бездну отхожей ямы, что в углу моего сада – таково мое изобретение, позволяющее мне, старику, не покидать ряды несгибаемых борцов: из-за болезней я не могу нагнуться и поднять бумажку, но благодаря обыкновенной палочке с гвоздиком, я борюсь за чистоту не сгибаясь…

Саша Соколов

«Школа для дураков»

Типичные проблемы практикума

  • Стили восприятия (моторный, аудиал, визуал-текст, визуал-картинки)
    • Как угодить на всех?
  • Скорость самостоятельного порождения алгоритмов
    • Что делать с отстающими?
  • Пропинывание лекций
  • «Бегающий преподаватель»
  • «А сейчас повернитесь к доске…»

Структура занятия

Пять видов активности:

  1. Фрагмент теории на семинаре
  2. {OK} Режим падавана (вариант: B) демонстрация из лекции): воспроизведение за преподавателем

  3. {i} Упражненька (самостоятельная)

  4. <!> Домашнее задание (в течение 6 дней)

  5. Вопросы в чате

Дополнительно: каждый практикум посвящён тематике предыдущей лекции

  1. Лекции доступны онлайн в реальном времени и в записи

Методика в этом году

{i} «Упражненько-ориентированность»

  • Упражненька — это:
    • Самостоятельная работа
    • Строго «одноступенчатая» (вида «сделать то-то так-то»)
    • Преподаватель решает упражненьку параллельно со слушателями, не показывая результат

    • ⇒ Более демократично по времени + оценка времени и возможных «затыков»
    • ⇒ Возможность переключиться в режим демонстрации, если кто-то совсем тупит
  • Общая синхронизация по окончании упражненьки
  • Изгнание лекционных материалов (лекции всегда доступны)

«Доска»

«Доска» — это трансляция рабочего стола преподавателя

  • Занимает половину экрана (оставшаяся половина — для работы)

  • Гарантированно быстро, не требует пауз при демонстрации
  • Порождение исходного кода с естественной скоростью
    • ⇒ Режим падавана
    • ⇒ Память пальцев
  • Не сработало: контроль выполнения / «кнопка помощи»

Скриншот

screenshot.png

Чатик

Чатик — это две группы в Telegram

  • Внутренний чат 321-й группы ВМК (организационные вопросы и конкретика практикума)
  • Общий чат по лекциям (теория и всё остальное)

Чатик — часть учебного процесса:

  • Оргвопросы
  • «Длинные» вопросы, на которые нет времени на паре
  • Вопросы по домашним заданиям (Д/З сложнее упражненек)
  • Все вопросы по возможности публичные

FrBrGeorge/MyDict/speech_balloon_question.png Топики в Tg

Минутка самолюбования

Одно из заданий для повышения оценки: решить произвольный числовой ребус вида «ЧИСЛО+ЕЩЕ=СУММА». Тизер решения в чатике:

  • teaser.png

Лекции в YT

Обязательный стрим прямо из лекционной аудитории (как при ковиде)

  • Запись эфира всегда доступна (+есть облагороженный монтаж)
  • Разделённая ответственность: нельзя «не прийти на лекцию»
    • ⇒ Изгнание лекционных материалов из практикума
    • Синдром немотивированного (aka «Завтра посмотрю») — но зачем нам немотивированные?
  • Технически сложнее (один раз 20 минут тупил)
  • Коммьюнити в чате YT (спасибо COKPOWEHEU-у за активное участие)

Откуда что растёт

Часть инструментов и приёмов заимствована из практики дистанционного обучения:

Итоги

  • Планы практикумов

  • Теперь практически не востребован второй «бегающий» семинарист
    • Объективно «всё понятно»?
    • Плохо это или хорошо?
      • Какая-то дидактическая польза (которую обеспечивал «бегающий» семинарист), очевидно, упущена
  • Очень мало «троечников»: нет участников, которые «старались, но не осилили»
  • Ещё не отлажен механизм «кросс-тестирования»

Дальнейшее развитие: ревью и онлайн-публикация итогов.

Итоги-2. Истории неуспеха

Истории неуспеха:

* Итоги года. Классический 5-10% выхлоп. Из семи человек ☹

Итоги-2. Истории неуспеха-2

  • Проект спецкурса для Философского факультета МГУ, осень 2022

    • Не было online-лекций
    • В качестве Д/З использовался pythontutor.ru

      • Отчасти в качестве учебника, но, к сожалению, часть текста там герметична

    • Быстро умершая активность в чате
    • Физическое отсутствие «бегающего» семинариста
    • Итоги года. Классический 5-10% выхлоп.
      • По отчётам: «в какой-то момент не осилил домашку, вопросы в чат не задавал, понимать перестал»

Благодарности

  • 321-й группе ВМК — за добровольно-принудительное участие в экспериментах на людях
  • Елене Шамаевой — за то, что подвигла собрать всё воедино


CategoryTalk

FrBrGeorge/PracMethodology (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2023-01-28 10:57:13)