Differences between revisions 1 and 3 (spanning 2 versions)
Revision 1 as of 2008-11-20 15:18:29
Size: 3759
Editor: eSyr
Comment:
Revision 3 as of 2008-12-01 16:49:37
Size: 13652
Editor: FrBrGeorge
Comment:
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 14: Line 14:
-----
тем, что мы лучше знаем про кое-что, про то, как этого кой-чего много, а составители программы думали, что это кое-что вообще одно
короче, последствиями несвободности
и было бы здорово, чтобы дети не вырастали такими остолопами, как... молчу, молчу


  * Тема "Информация"
    * Безущербное копирование
    * "Право на информацию"
  * Разработка ПО
    * Открытый и закрытый способ разработки
    * Лицензирование ПО и свободное лицензирование
  * Применение ПО (не обяз СПО!)
    * Подход "от задачи"
    * Конвейерный метод решения задачи, планирование
  * Практические подходы к преподаванию
    * Убрать явное упоминание Word/Excel
    * Использовать наглядные форматы, XPM
    * ...
  * Рекомендации по использованию ПСПО см. соотв. лекции
Мы не берём на себя ответственность давать рекомендации по изменению какой-либо определённой программы (базовой, профильной или непрофильной), так как такие изменения должны учитывать весь корпус образовательных стандартов по информатике и смежным предметам, что не входит в область нашей компетенции. Тем не менее за технические, информационные и рекомендации по использованию определённых программных продуктов мы можем ответственно ручаться.
== Список предлагаемых изменений по темам ==
  * Тема "Общие свойства информации". В этой теме представляются недостаточно освещёнными отличия материального и информационного объектов, а также социально-экономические последствия этих различий.
    * '''Безущербное копирование'''. Затратное копирование материального объекта, методы компенсации затрат. Безущербное копирование нематериального (информационного) объекта. Информация как продкут творческого труда. Противоречия между безущербностью копирования, практиками компенсации подразумеваемых затрат и вознаграждением творческого труда.
    * '''"Право на информацию"'''. Информация как объект свободного обмена. Невозможность контроля за обменом информации в современном обществе. Противоречие между вторичностью причин и способов реализации ограничений на распространение информации и действительной необходимостью осуществлять подобные ограничения.
  * Тема "Применение программного обеспечения". Возможность неограниченного выбора ПО в области СПО позволяет проиллюстрировать несколько основных принципов применения ПО вообще: как минимум, практику выбора инструмента для решения задачи и применение суперпозиции нескольких инструментов при решении пользовательских задач.
    * '''Выбор подходящего ПО для решения пользовательской задачи'''. Цикл "общая постановка задачи -- исследование спектра инструментов -- пробные решения -- выбор инструмента -- инструментальная формулировка задачи -- решение". Подход "от задачи". Популярные ''неэффективные'' подходы при решении задач: "от названия" и "от инструмента".
    * '''Суперпозиция программного инструментария'''. Разбиение сложной задачи на монолитные подзадачи. Взаимосвязь и независимость подзадач. Планирование решения в виде последовательного применения (суперпозиции) программных инструментов. Простейший пример суперпозиции: конвейерная обработка ввода-вывода в программном окружении Linux (командной строке).
  * Тема "Разработка программного обеспечения". Представление о том, как создаётся программное обеспечение необходимо любому пользователю ПО для того, чтобы адекватно оценивать и прогнозировать потребительские свойства выбираемых программных инструментов. Разумеется, такое представление более необходимо для тех, кому предстоит быть вовлечённым -- прямо или косвенно, включая роль руководителя или обслуживающего персонала -- в сам процесс разработки.
    * '''Открытый и закрытый способ разработки'''. Организация процесса разработки ПО в зависимости от испльзования или неиспользования свойства безущербности копирования информационного объекта -- программного продукта. Особенности открытого и закрытого способов разработки, обеспечивающие их эффективность. Сообщество как значимый двигатель открытой разработки. Связное информационное пространство как условие эффективной открытой разработки.
    * '''Свободное ПО'''. Определение СПО: четыре права пользователя ("четыре свободы") свободного ПО. СПО и открытая разработка.
    * '''Лицензирование ПО'''. Понятие и назначение лицензии на программный продукт. Правовладельческие (проприетарные) лицензии. Необходимость лицензирования свободного ПО. Виды свободных лицензий. Причины и особенности использования свойства наследуемости (копилефта) в свободной лицензии.
  * Практические подходы к преподаванию. Здесь мы ограничимся несколькими чисто техническими советами.
    * Следует убрать явное упоминание собственных имён программных продуктов (как свободных, так и несвободных). Данное требование предъявлялось к самому образовательному стандарту, поэтому считаем упоминание в Программе таких программных продуктов, как Microsoft Excel, недосмотром. Рекомендации по использованию СПО в темах Программы упомянуты ниже.
    * Тема "Форматы данных". Разнообразие выбора СПО, решающего сходные задачи, позволяет сосредоточиться на выборе ''более наглядного формата данных'' определённого типа, при этом от программного инструмента достаточно возможности решать учебные задачи:
      * Растровое изображение: формат `XPM` (любой редактор растровой графики)
      * Векторное изображение и диаграммы: формат `FIG` (программы `xfig` и `transfig`, проеобразование из `dia` )
      * Размеченный текст: Wiki-разметка (`mediawiki`, `MoinMoin` и т. п.)
      * Представление системной конфигурации в виде совокупности текстовых файлов
    * Тема "Организация рабочего стола". Выбор графических сред в ПСПО и архитектура этих сред (KDE и XFCE) позволяет показать преимущества таких эффективных инструментов, как виртуальные экраны, информационные панели, встраиваемые приложения (апплеты). Кроме того, сравнение XCFE и KDE иллюстрирует понятие интерфейсной библиотеки на примере двух различных библиотек (QT и GTK).
    * Множественность выбора как основа для извлечения инварианта. Предыдущий пример показывает, каким образом можно воспользоваться множественностью выбора, предоставляемой СПО, для иллюстрации общих понятий и механизмов работы программного обеспечения. Различные инструменты, предназначенные для решения одной и той же задачи будут использовать ''общую'' теоретическую базу, нередко ''схожие'' подходы к реализации и ''различную'' конечную реализацию (внешнее оформление, организацию интерфейса, рабочего процесса). Некоторые другие примеры такого множественного выбора:
      * WWW-навигаторы
      * Файловые менеджеры
      * Текстовые процессоры
      * Электронные таблицы
      * Языки и среды программирования
      * (''список далеко не полон'')
  * Рекомендации по использованию ПСПО на материалах Примерной учебной Программы (в трёх вариантах) доступны здесь:
    * [[PspoMaterials/PspoClasses_080814_01BasicProgram|Основной курс (8---9 класс)]]
    * [[PspoMaterials/PspoClasses_080814_02NonprofiledProgram|Базовый курс (10---11 класс)]]
    * [[PspoMaterials/PspoClasses_080814_03ProfiledProgram|Профильный курс (10---11 класс)]]

Предлагаемые изменения к школьной программе

Изучение "Примерной школьной программы по информатике" (в базовом, профильном и непрофильном варианте) открыло несколько пробелов как в самой программе, так и в образовательном стандарте, которому эта программа подчиняется. Заметим, что в несколько меньшей степени это замечание касается собственно применения свободного программного обеспечения в учебном процессе. Само СПО, рассмотренное как категория программных продуктов, не имеет специфических отличий от несвободного ПО.

Отличия -- и притом существенные -- коренятся в других областях: СПО, обладая значительно более гибкой структурой, как социальной, так и технологической, и обеспечивая действительную свободу выбора, позволяет раскрыть с нескольких сторон и/или в поступательном развитии многие темы, которые при использовании только несвободного ПО могут показаться статическими, решёнными раз и навсегда, а следовательно, подлежащими не изучению, но беглому просмотру.

Наиболее важными из таких тем представляются:

  • Общие свойства информации
  • Применение ПО для решения практических задач
  • Разработка ПО
  • Практические подходы к преподаванию информатики

Кроме того, представлены рекомендации по использованию СПО в целом и ПСПО в частности при изучении информатики согласно "Примерной учебной программе".

Мы не берём на себя ответственность давать рекомендации по изменению какой-либо определённой программы (базовой, профильной или непрофильной), так как такие изменения должны учитывать весь корпус образовательных стандартов по информатике и смежным предметам, что не входит в область нашей компетенции. Тем не менее за технические, информационные и рекомендации по использованию определённых программных продуктов мы можем ответственно ручаться.

Список предлагаемых изменений по темам

  • Тема "Общие свойства информации". В этой теме представляются недостаточно освещёнными отличия материального и информационного объектов, а также социально-экономические последствия этих различий.
    • Безущербное копирование. Затратное копирование материального объекта, методы компенсации затрат. Безущербное копирование нематериального (информационного) объекта. Информация как продкут творческого труда. Противоречия между безущербностью копирования, практиками компенсации подразумеваемых затрат и вознаграждением творческого труда.

    • "Право на информацию". Информация как объект свободного обмена. Невозможность контроля за обменом информации в современном обществе. Противоречие между вторичностью причин и способов реализации ограничений на распространение информации и действительной необходимостью осуществлять подобные ограничения.

  • Тема "Применение программного обеспечения". Возможность неограниченного выбора ПО в области СПО позволяет проиллюстрировать несколько основных принципов применения ПО вообще: как минимум, практику выбора инструмента для решения задачи и применение суперпозиции нескольких инструментов при решении пользовательских задач.
    • Выбор подходящего ПО для решения пользовательской задачи. Цикл "общая постановка задачи -- исследование спектра инструментов -- пробные решения -- выбор инструмента -- инструментальная формулировка задачи -- решение". Подход "от задачи". Популярные неэффективные подходы при решении задач: "от названия" и "от инструмента".

    • Суперпозиция программного инструментария. Разбиение сложной задачи на монолитные подзадачи. Взаимосвязь и независимость подзадач. Планирование решения в виде последовательного применения (суперпозиции) программных инструментов. Простейший пример суперпозиции: конвейерная обработка ввода-вывода в программном окружении Linux (командной строке).

  • Тема "Разработка программного обеспечения". Представление о том, как создаётся программное обеспечение необходимо любому пользователю ПО для того, чтобы адекватно оценивать и прогнозировать потребительские свойства выбираемых программных инструментов. Разумеется, такое представление более необходимо для тех, кому предстоит быть вовлечённым -- прямо или косвенно, включая роль руководителя или обслуживающего персонала -- в сам процесс разработки.
    • Открытый и закрытый способ разработки. Организация процесса разработки ПО в зависимости от испльзования или неиспользования свойства безущербности копирования информационного объекта -- программного продукта. Особенности открытого и закрытого способов разработки, обеспечивающие их эффективность. Сообщество как значимый двигатель открытой разработки. Связное информационное пространство как условие эффективной открытой разработки.

    • Свободное ПО. Определение СПО: четыре права пользователя ("четыре свободы") свободного ПО. СПО и открытая разработка.

    • Лицензирование ПО. Понятие и назначение лицензии на программный продукт. Правовладельческие (проприетарные) лицензии. Необходимость лицензирования свободного ПО. Виды свободных лицензий. Причины и особенности использования свойства наследуемости (копилефта) в свободной лицензии.

  • Практические подходы к преподаванию. Здесь мы ограничимся несколькими чисто техническими советами.
    • Следует убрать явное упоминание собственных имён программных продуктов (как свободных, так и несвободных). Данное требование предъявлялось к самому образовательному стандарту, поэтому считаем упоминание в Программе таких программных продуктов, как Microsoft Excel, недосмотром. Рекомендации по использованию СПО в темах Программы упомянуты ниже.
    • Тема "Форматы данных". Разнообразие выбора СПО, решающего сходные задачи, позволяет сосредоточиться на выборе более наглядного формата данных определённого типа, при этом от программного инструмента достаточно возможности решать учебные задачи:

      • Растровое изображение: формат XPM (любой редактор растровой графики)

      • Векторное изображение и диаграммы: формат FIG (программы xfig и transfig, проеобразование из dia )

      • Размеченный текст: Wiki-разметка (mediawiki, MoinMoin и т. п.)

      • Представление системной конфигурации в виде совокупности текстовых файлов
    • Тема "Организация рабочего стола". Выбор графических сред в ПСПО и архитектура этих сред (KDE и XFCE) позволяет показать преимущества таких эффективных инструментов, как виртуальные экраны, информационные панели, встраиваемые приложения (апплеты). Кроме того, сравнение XCFE и KDE иллюстрирует понятие интерфейсной библиотеки на примере двух различных библиотек (QT и GTK).
    • Множественность выбора как основа для извлечения инварианта. Предыдущий пример показывает, каким образом можно воспользоваться множественностью выбора, предоставляемой СПО, для иллюстрации общих понятий и механизмов работы программного обеспечения. Различные инструменты, предназначенные для решения одной и той же задачи будут использовать общую теоретическую базу, нередко схожие подходы к реализации и различную конечную реализацию (внешнее оформление, организацию интерфейса, рабочего процесса). Некоторые другие примеры такого множественного выбора:

      • WWW-навигаторы
      • Файловые менеджеры
      • Текстовые процессоры
      • Электронные таблицы
      • Языки и среды программирования
      • (список далеко не полон)

  • Рекомендации по использованию ПСПО на материалах Примерной учебной Программы (в трёх вариантах) доступны здесь:

FrBrGeorge/ProgramChange (last edited 2008-12-10 18:37:19 by ПетрНикольский)