Различия между версиями 5 и 6
Версия 5 от 2016-12-16 01:14:12
Размер: 8617
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 6 от 2016-12-16 09:11:13
Размер: 11705
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 25: Строка 25:
=== Как всё происходит ===

==== Лекции ====
Для дистанционного чтения лекций на факультете оборудовано специальное помещение для лектора, и два помещения для слушателей — в филиале. Дистанционные лекции, по моему мнению, практически не хуже обычных, если оборудование позволяет.

В лекционном классе есть небольшая маркерная доска, очень качественные камера и аудиторный микрофон и здоровенный телевизор для передачи картинки и звука. В студенческом — несколько рядов парт и опять-таки здоровенный телевизор и качественные камера и аудиторный микрофон.

Аппаратура позволяет передавать картинку не только с камеры, но и с преподавательского компьютера, а также смешивать их в разных пропорциях (экран побольше, камера поменьше, если главное — на слайдах и наоборот, если на доске).

Что ''не работает'' в этих условиях? Некоторые лекторские приёмы — использование «длинной» доски и энергичная беготня с танцами вдоль неё (переключение внимания, а ещё слушатели вертят головами и разгоняют кровь в шеях и, соответственно, мозгу).

камера в стороне

==== Практические занятия ====

==== Контрольные ====

==== Экзамен ====
Строка 26: Строка 45:
Отдельно останавливаюсь на том, с какими техническими средствами мы работаем. Хочу обратить внимание на то, что в качестве ''программной'' платформы практически везде используется линейка дистрибутивов «[[https://www.basealt.ru/products/alt-education/|Альт образование]]». Весьма показательно оценить процедуру развёртывания о объём доработок на месте (они были, и приличные): это будет план по выпуску следующей версии дистрибутива.
==== Аудио-видео ====
...

Практические занятия
Строка 31: Строка 55:
 1. «Лекция». Фактически, в режиме слайдов: между разделами всегда только один переход. Сами разделы служат в основном для группировки по темам и для того, чтобы избежать эффекта '''tl;dr'''.  1. «Лекция». Фактически, в режиме слайдов: между разделами всегда только один переход. Сами разделы служат в основном для группировки по темам и для того, чтобы избежать эффекта '''tl;dr'''. «Лекции» служат одновременно и демонстрационным материалом, и конспектом при подготовке к экзамену.
Строка 46: Строка 70:
=== Недостатки и планы на будущее === === ===
Про будущий дистрибутив -- что доделывалось

«АиАЯ?» — сказала говорящая голова

Это уже второй мой первый семестр по курсу «Алгоритмы и алгоритмические языки» (сокращённо АиАЯ), который я читаю дистанционно для Севастопольского филиала МГУ. Курс базируется на Python3. Сочетание новизны программы, специфики языка и особенностей севастопольской аудитории породило целый букет спецэффектов, но о них после. Возможно, в виде доклада на конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе». В прошлом году я слишком занят был самой программой, а вот сейчас есть время рассказать о том, как проходят лекции (одну из которых я здесь выкладывал уже) и практика, что в них хорошего и что не очень.

Структура курса

  • Интерактивная лекционная программа (в режиме говорящая голова+слайды/живая демонстрация)
    • Важно заметить, что это «полноценный» цикл 4 часа в неделю в течение всего семестра. Основной задачей было избежать обучения «наскоком» (две недели каждый день, а весь семестр практика).
  • Интерактивные семинарские занятия по теме лекций, на которых студенты под руководством преподавателя решают простые примеры по теме лекций (о режиме работы см. далее)
  • Более сложные самостоятельные домашние задания по теме лекций (часть заданий дополнительно проверяется системой проверки домашних заданий, извините за тавтологию)
  • Трижды за семестр вместо практических занятий проводятся контрольные: решение задач-«гнератов» (т. е. параметризированно различных у всех студентов) за фиксированное время
  • Во время зачётной сессии проходит финальная контрольная (отличается боьшим количеством задач и отсутствием жёстких ограничений по времени)
  • Устный экзамен

Оценка по курсу выставляется на основании

  • Прохождения лекций с вопросами
  • Решения домашних заданий
  • Решения контрольных
  • Ответов на экзамене

Формально считается, что все четыре параметра равноценны, но фактически решения домашних заданий и контрольных, а также работа студентов на семинарах вполне определённо свидетельствуют уровень знаний.

Параллельно (и независимо от лекций) проходит т. н. «практикум на ЭВМ», который проводит преподаватель филиала на месте. По практикуму полагается зачёт.

Как всё происходит

Лекции

Для дистанционного чтения лекций на факультете оборудовано специальное помещение для лектора, и два помещения для слушателей — в филиале. Дистанционные лекции, по моему мнению, практически не хуже обычных, если оборудование позволяет.

В лекционном классе есть небольшая маркерная доска, очень качественные камера и аудиторный микрофон и здоровенный телевизор для передачи картинки и звука. В студенческом — несколько рядов парт и опять-таки здоровенный телевизор и качественные камера и аудиторный микрофон.

Аппаратура позволяет передавать картинку не только с камеры, но и с преподавательского компьютера, а также смешивать их в разных пропорциях (экран побольше, камера поменьше, если главное — на слайдах и наоборот, если на доске).

Что не работает в этих условиях? Некоторые лекторские приёмы — использование «длинной» доски и энергичная беготня с танцами вдоль неё (переключение внимания, а ещё слушатели вертят головами и разгоняют кровь в шеях и, соответственно, мозгу).

камера в стороне

Практические занятия

Контрольные

Экзамен

Дистанционные инструменты и их применение

Отдельно останавливаюсь на том, с какими техническими средствами мы работаем. Хочу обратить внимание на то, что в качестве программной платформы практически везде используется линейка дистрибутивов «Альт образование». Весьма показательно оценить процедуру развёртывания о объём доработок на месте (они были, и приличные): это будет план по выпуску следующей версии дистрибутива.

Аудио-видео

...

Практические занятия

Moodle

Базовый ресурс для курса — факультетский Moodle. Каюсь, я не использую и десятой доли возможностей этой платформы, главным образом потому, что любая подготовка материалов — очень ресурсоёмкое занятие.

Из Moodle используются четыре типа материалов:

  1. «Лекция». Фактически, в режиме слайдов: между разделами всегда только один переход. Сами разделы служат в основном для группировки по темам и для того, чтобы избежать эффекта tl;dr. «Лекции» служат одновременно и демонстрационным материалом, и конспектом при подготовке к экзамену.

    • Несколько начальных тем (нормальные алгорифмы Маркова, машина Тьюринга, синтаксические диаграммы) сопровождаются соответствующими эмуляторами, которые написаны на JavaScript и запускаются прямо в браузере. Поскольку страницы Moodle можно редактировать непосредственно в виде HTML, встроить эмуляторы в них технически несложно. И я даже так и сделал, превозмогая трудности. В эмуляторах же можно решать и домашние задания по этим темам.

      • <!> Для двух других тем (общерекурсивные функции и БНФ) тоже хочется иметь такие эмуляторы.

    • Формат лекции подразумевает вопросы для самоконтроля, а прохождение этих вопросов сопровождается оценкой. Однако все вопросы скрыты до сессии: лекции посмотреть можно, оценку получить нельзя
  2. «Задание». Задание в Moodle предполагает написание некоторого «эссе», в насем случае — программы. Оценивание происходит вручную. Программы-решения прикладываются к ответу. Если задача проходит через систему тестирования заданий, ответом является ссылка на успешное выполнение всех тестов в этой системе.
  3. «Тест» используется для контрольных. Включает в себя несколько «вопросов» из общего «банка вопросов» Moodle, однако так вышло, что задачи все тоже типа «эссе», т. е. на написание непосредственно программ: опросники и иные типы вопросов отчего-то использовать не удалось
  4. «Чат». Используется для проведения практических занятий. Представляет собой типичный чат, через который я дублирую наиболее важные вопросы и утверждения, сделанные устно. Были попытки использовать для семинара другие разработанные для этой цели инструменты (например, форум специального вида), но дело упёрлось опять-таки в подготовку большого объёма материала.

EJudge

Больше половины домашних заданий оформлено в виде задач для EJudge с тестами. EJudge — система проведения олимпиад, но для формальной проверки домашних заданий вполне подходит. TODO

Компьютьерный класс

/!\

Методические приёмы

  • вопросы к лекциям
  • +1/-1

Про будущий дистрибутив -- что доделывалось

FrBrGeorge/RemoteClasses2016 (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2016-12-21 20:06:35)