Различия между версиями 4 и 5
Версия 4 от 2014-09-05 16:14:44
Размер: 5263
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Версия 5 от 2014-09-05 16:39:44
Размер: 5506
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 18: Строка 18:

Просьбы, предложения и комментарии лучше всего посылать в [[https://lists.cs.msu.ru/mailman/listinfo/uneex|список рассылки]], в крайнем случа [[FrBrGeorge|мне]]

Тематика лекций на осень 2014 года

Изначально планировалось в осеннем семестре 2014 года перезапустить четырёхсеместровый цикл 2011-2013 годов «Linux: операционная среда, операционная система, инструмент разработки программ, конструктор для решения сложных задач» (a.k.a. «линуксизация мозга»).

Однако налицо революционное состояние Linux-based операционных систем. И в ядре, и в десктоп-окружениях накопилась критическая масса всяких полезных и/или непростых фишек, которые не вмещаются в традиционное UNIX-like легаси. Как следствие, отход от главного, что декларировалось в лекциях 2011 года: размытие понятия «инвариант». Примеры: конечно, systemd и вокруг него; ферма изолированных окружений (а то и облако) вместо сервера, врастание dbus в операционную среду, polkit в десктопах, SELinux для решение всех подряд проблем с правами доступа и т. д.

Коротко говоря, что было нововведением — теперь системообразующий элемент, но до инварианта ему очень далеко.

Какие могут быть варианты:

  1. Сделать вид, что ничего не изменилось и рассказывать про устройство Linux-based систем образца середины прошлого десятилетия.
  2. Пойти дальше и вообще отказаться от Linux в качестве главной темы, а взять за основу, например, FreeBSD. Это, по крайней мере, будет рассказ об актуальной ОС. С другой стороны, это всё равно будет маргинализация. Linux привлекателен тем, что он есть «здесь и сейчас» — на нетбуках, в больших системах, да хоть в роутерах. А FreeBSD только «сейчас» :) .

  3. Запустить курс с середины: сразу начать с «разработки». Тут, по крайней мере на сегодня, мало что изменилось. Правда, для такого курса нужны ненулевые знания про командную строку, устройство Linux-окружения, установку пакетов, наконец. И непонятно, что делать после этого в следующем семестре: «сопровождение пакетов» не получится точно, т. к. сведений об архитектуре системы нужно довольно много. Растянуть «разработку» на два семестра: грубо говоря, первый — необходимые знания для пользователя-программиста, второй — собственно инструменты разработки?

  4. Попытаться рассказать о текущем положении дел в Linux-системах. На мой взгляд это явно не лекционная тематика: всё ещё десять раз поменяется, а что есть сейчас часто выглядит недоделанным, или как минимум неустоявишмся. И да, я в этом не спец: трудно за всем уследить. Правда, это прекрасная тема для хорошо забытого нами формата семинаров!

  5. Оставить эту линию и обновить какой-нибудь старый курс, например «Системное администрирование» (LecturesCMC/AdmLinux2005, LecturesCMC/AdmLinux2010). Правда, я с тех пор ничего не администрирую, и вполне возможно, растерял квалификацию. Ну хотя бы по части администрирования ферм.
  6. Приостановить линию Unix вообще и заняться, ну не знаю, программированием на Python. А то, по-моему, у нас на факультете студентам про него никто рассказывать не собирается. Вот школьникам — да :)

  7. Другие предложения

Просьбы, предложения и комментарии лучше всего посылать в список рассылки, в крайнем случа мне

FrBrGeorge/UneexLectuersAutumn2014 (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2014-09-05 16:40:10)