Различия между версиями 1 и 4 (по 3 версиям)
Версия 1 от 2008-04-29 15:53:59
Размер: 14126
Редактор: Ximaera
Комментарий:
Версия 4 от 2008-07-03 21:38:36
Размер: 14157
Редактор: localhost
Комментарий: converted to 1.6 markup
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 60: Строка 60:
CategorySpecCourse CategoryUneex CategoryLectures CategorySpecCourse

UNИX, весна 2008, 01 лекция (от 13 февраля)

Диктофонная запись: http://esyr.org/lections/audio/uneex_2008_summer/uneex_08_02_13.ogg

В прошлом семестре мы говорили о том, как Linux устанавливать. Поговорили про двусистемную машину, как установить, что такое раздел диска, как их двигать, что делать до того, когда засовываем CD в компьютер. Какие знания могут пригодиться при самой установке? Что при этом видим на экране (в последнее время дистрибутивы хвастаются тем, какая у них графическая оболочка)? Лектор напирал на то, что Linux -- это не графическая среда, что Linux состоит из отдельных компонентов. Основной компонент оконной подсистемы — графический сервер, всё остальное может отличаться.

Потом были обзорные лекции про то, какой бывает софт под Linux. Поскольку технология создания дистрибутивов такова, что под рукой у пользователя имеется несколько тысяч программ, то, как правило, затея делать обзор программ под Linux бессмысленна. Какая специфика, какие области наиболее бедно представлены с точки зрения Linux?

Потом был разговор про лицензирование, что такое свободное ПО, чем оно отличается от несвободного и какую роль играет, ради чего стараемся...

Последними шли рассуждения по поводу того, каким должно быть информационное пространство. Лектор продвигает идею информационного пространства, поскольку прекрасно представляет себе человека, у который работает с программой, только если в ней понятно, на какие кнопочки нажимать. В UNIX всё наоборот. Архитектура предполагает, что полного списка всей информации нет, есть эшелоны информации — документация, заметки на полях, люди в сети.

Тем самым, разграничивая пространство поиска информации, человек сталкивается с тем, что, с одной стороны нет места, где всё лежит, с другой стороны, чем меньше про Linux знаете, тем хуже в нём работаете. Нет такого места, в котором для того, чтобы научиться работать, достаточно привыкнуть. Всякая система, ориентированная на освоение, должна ориентироваться и на достаточно значительное информационное пространство.

После того, как человек немного узнал про Linux и немножко освоил лицензирование, неплохо бы заняться эксплуатацией Linux в тяжёлой форме. Эксплуатация Linux-системы, как настольной, имеет особенности, и этому должен быть посвящён ближайший семестр. Есть много всяких хитростей, и ими бы неплохо поделиться.

Почему собственно тема этого семестра называется маленькие хитрости? Лектор не гарантирует, что то, что удобно ему, удобно всем, но, тем не менее...

Лектор не планирует сегодня говорить о конкретных темах по трём причинам:

  • Интересно услышать, что хотелось бы узнать в ходе семестра. «Розовые слоны» принимаются в любом бумажном формате, а также в виде электронных писем на адрес george@po.cs.msu.su с тем, что было бы интересно услышать по этой теме. Хотя, бумажки предпочтительней.

  • У лектора есть некая доля информации, связанная с проектом «Linux в школах», и лектору было бы интересно про это рассказать
  • Хотелось бы всё-таки договориться о времени.

Лектор расскажет о ситуации, которая сложилась с Linux в школах, а под конец пресловутый сбор «розовых слонов» состоится в интерактиве.

Три года назад ситуация с СПО в России была аховая. Был тендер на поставку компьютеров в Южный Федеративный округ, Осетию, потом Волгоград. Дальше вышла очень неприятная история. Произошло сразу очень много всего: в тот момент расформировали министерство образования, потом выигравших тендер хотели оставить без денег (мол, «Linux же бесплатный!»), потом какие-то мифические школьники писали письма, как им плохо учиться с Linux, потом помощники одного депутата ездили с одним (пиратским?) диском Windows и устанавливали его в школах... Поскольку денег хотелось всем, официальных поставок не было, и не было не только Linux-а, но и компьютеров. Кстати, на сайте Linux User Group города Волгограда это подробно задокументировано, но только то, что можно предавать огласке, и это дело замяли. Это было в 2004 году.

А в 2006 году где-то наверху сменились ветра, и из ситуации с свободным и проприетарным ПО начали выжимать бонусы. Уже осенью потянулись печальные люди, говорившие, что «вчера пришёл директор и сказал, что нужно удалить весь контрафактный софт»... Одновременно с печальными людьми потянулись прокурорские проверки. И если раньше это дело проходило по проверенной схеме, то теперь в силу непонятно изменившихся ветров стали ходить по школам, с которых взять нечего.

И что делать? Согласно бумагам в наших школах есть лицензии на 30-60% ПО. И где оно всё? Если посмотреть глазами, то 95 процентов контрафакт. Что делать? Некоторые деятели из числа политиков с шашками наголо стали кричать, что есть российские ОС, давайте их всем поставим прямо сейчас, и их очень долго пришлось утихомиривать...

Помните про необходимость обучения? Если вы хотите, чтобы в вашей конторе очень быстро купили Windows, придите, снесите всё, поставьте Linux, через неделю купят как миленькие! Поступило предложение закупить всё контрафактное ПО. Посчитали, оказалось, всей российской нефти на это не хватит. Потом вылезли ребята, утверждавшие, что у них есть замечательная российская ОС, дайте только средства. Лектор видел эти ОС, это очень смешные вещи. В то же самое время появился политический подтекст: есть проблема, проблема общегосударственная, которая, в частности, относится к входу в ВТО, очевидно, что эта проблема будет оплачена из государственного кармана, и есть повод поработать.

Весной прошлого года началась политическая гонка. Конфетки поделились следующим образом: Иванов занимается нанотехнологиями, Медведев занимается системами «с открытым кодом доступа».

Неизвестно, чья это заслуга, но акцент с российских ОС довольно быстро перешёл к СПО.

К 2010 году весь софт должен быть легальным. Кроме того, понятно, что стоит он... Согласно нацпроекту образование, государство выделяет 1.5 миллиарда рублей на закупку. В 2007 году должен был образоваться сам собой некий базовый комплект СПО, который должен полностью собой подменять те 34 программы, которые государство купило, и должен быть внедрён в 2008 году в трёх регионах. Параллельно с этим будет затрачена некая небольшая сумма на что-то на базе Linux. В 2009 году это будет внедряться по всей стране. В конце 2009 года школы выйдут с двумя комплектами ПО: просроченным комплектом проприетарного ПО или БКСПО, и придётся выбирать. Базовым исполнителям является подразделение РБК, их основной задачей является освоение больших госзаказов. Кроме ALT Linux в исполнителях числятся LinuxOnline (у них есть приличные разработчики, работающие в Саратове, они реально умеют собирать дистрибутив), Томский педагогический университет (в качестве педприкрытия) и какие-то питерцы.

Лектор верит в то, что ALT — главный исполнитель. В число 34 программ входит OCR-распознавание, и через три недели после принятия решения Cognitive сначала сделала пакет CuneiForm бесплатным, а потом и открытым.

Это к чему: если все эти планы сбудутся, и если не произойдёт никакого обвала, то в 2010 году в ВУЗы пойдут дети, которые знают Linux, их на нём учили. Совершенно очевидно, что школой это не ограничится. К началу разговора. Лектору кажется, что тема «Linux вообще» окажется актуальной против воли, хотя может случиться, что это всего лишь политическая кампания.

Давайте возвращаться к нашим проблемам. Тема -- маленькие хитрости. Лектор намеренно сделал её неформальной. Что может в неё входить?

  • DCOP
  • Скриптинг, командная строка
  • Звук: jack, alsa
  • Виртуализация
  • LVM, EVMS
  • wiki, сайтостроение, web-движки
  • рабочий стол
  • Настройка фаерволла
  • Шрифты Firefox (XUL)
  • /proc, /sys
  • Мониторинг

Есть сайт http://uneex.cs.msu.su . Там есть лекции прошлых годов. Лектор постарается сделать раздел для лекций этого года. Можно поискать ссылки на учебник «Введение в ОС Linux». В нём есть то, чего лектор не говорил в прошлом семестре, и что является большой хитростью. Это именно то, о чём лектор будет упоминать.


CategoryUneex CategoryLectures CategorySpecCourse

LecturesCMC/LinuxShell2008/Конспекты/01 (последним исправлял пользователь eSyr 2008-07-05 21:17:18)