Различия между версиями 8 и 9
Версия 8 от 2008-07-10 16:24:54
Размер: 18672
Редактор: ArtemSerebriyskiy
Комментарий:
Версия 9 от 2008-07-10 16:48:06
Размер: 18979
Редактор: ArtemSerebriyskiy
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 37: Строка 37:
  *Для решения этой проблемы в терминале проделана дополнительная работа. /* {{вставить typescript}} */ Если посмотреть на mount, обратите внимание на последнюю строчку. Это некое волшебное действие, которое произв. на сервере, чтобы возвратить имеющееся устройство обратно на клиент. То есть у пользователя будет в домашнем каталоге подкаталог drives, а в нем соответствующий подкаталог floppy0, который будет соответствовать дискетке подключенной к терминальному клиенту.
##{{скриншот}}
   На скриншоте виден этот файл под названием
floppy и иконка на панели под названием "неподключённый диск". Идея состоит в следующем: устройство, подключённое к локальной машине, то есть к рабочей станции, неким образом (с помощью fuse) прокидивается на сервер. Собственно именно этому соответствует эта строка. Тем самым, когда вы запускаете на сервере программу, которая обращается сюда, в результате она заходит на рабочую станцию к соответствующему каталогу. Аналогично с CD-приводами. Для нелюбознательного пользователя это выглядит как работа с обычной машиной. Хитрость в том, что всё работает на сервере, а диск доступен на сервере именно путём обратного проброса. Посмотрим ещё раз mount.##{{скриншот??}}
  *Для решения этой проблемы в терминале проделана дополнительная работа. /* {{вставить typescript}} */ Если посмотреть на mount, обратите внимание на последнюю строчку. Это некое волшебное действие, которое производится на сервере, чтобы возвратить имеющееся устройство обратно на клиент. То есть у пользователя будет в домашнем каталоге подкаталог drives, а в нем соответствующий подкаталог floppy0, который будет соответствовать дискетке подключенной к терминальному клиенту.
{{attachment:../terminal_client_floppy_unmounted.png}}
   На скриншоте виден этот файл
под названием floppy и иконка на панели под названием "отмонтированная дискета". Идея состоит в следующем: устройство, подключённое к локальной машине, то есть к рабочей станции, неким образом (с помощью fuse) прокидивается на сервер. Собственно именно этому соответствует эта строка. Тем самым, когда вы запускаете на сервере программу, которая обращается сюда, в результате она заходит на рабочую станцию к соответствующему каталогу. Аналогично с CD/DVD-приводами. Для нелюбознательного пользователя это выглядит как работа с обычной машиной. Хитрость в том, что всё работает на сервере, а диск доступен на сервере именно путём обратного проброса. Посмотрим ещё раз процесс монтирования.
{{attachment:../terminal_client_cd_
mount.png}}
{{attachment:../terminal_client_cd_mounting.png}}
{{attachment:../terminal_client_cd_mounted.png}}
{{attachment:../terminal_client_cd_open.png}}
{{attachment:terminal_client_cd_browse.png}}

Терминальный сервер со стороны пользователя

Первый кадр, который мы сняли это загруженное программное обеспечение на сервере, которое естественно запускает свой собственный XDM .

Времена менялись, и в какой-то момент с появлением ядра 2.6 и виртуальной файловой системы sysfs, а также с изменением политики по оформлению и регистрации драйверов и аппаратного обеспечения машины в ядре Linux необходимость в создании отдельного специфического ядра для клиентов отпала. Например, LiveCD в АльтЛинуксе изготавливается из самого обычного ядра с обычными модулями, в общем берётся обычная система. К сожалению , проект LTSP был сильно завязан на уже разработанную инфраструктуру и систему патчей, и поэтому так просто интегрировать его в обычный дистрибутива не представлялось возможным. Один раз даже кто-то даже собрал LTSP под Альт - это получился большой bundle который надо было выложить в определенное место, после чего различные скрипты настраивали нужные сервисы и это начинало как-то работать. Но полной автоматизации достичь было невозможно. Поэтому разработчики проекта который получил название ALTSP - Alt Linux Terminal Server Project - поступили очень просто --- они частично скопировали инфраструктуру - т.е. структуру настройки сервисов из проекта LTSP, некие технологии, позволяющие осуществлять удалённого выполнение, но никакого специального ядра , никаких специальных хитрых утилит делать не стали, и выяснилось что и без этого все достаточно неплохо работает. Получился специализированный дистрибутив, который устанавливается на выделенный сервер - обращаем внимание- на выделенный сервер- т.е. никаких вещей подобных установке ОС Windows параллельно с ALTSP не предусмотрено, установка которого практически ничем не отличается от установки того же Мастера, за двумя исключениями:

  • первое --- раздела установщика под названием "разметка диска" нет, там есть окно в котором написано примерно следующее - "а сейчас я вам весь диск убью" и галочка "я согласен". Потому что там достаточно хитро надо разметить всё.
  • Второе --- в этом сервере должны быть две сетевых карты, причем eth0 должна смотреть в внешний интернет, а другая в локальную сеть - точнее в класс которому вы раздаете загрузку. Настраиваются они следующим образом: внешняя карта должна быть настроена статически, или необходимо совершать некие упражнения для того чтобы сам сервер получал настройки например по DHCP. Если вкратце то надо узнать настройки, затем настроить статически при установке, а затем убрать и перенастроить на DHCP. Вторая сетевая карта обязана быть настроена единственным способом (адрес должен быть 192.168.0.1).

Больше видимых различий в установке скажем Мастера и ALTSP нет. Ну и другой пакетный набор.

Запустим клиент. Что должен сделать системный администратор для настройки клиента? На всех машинах- терминалах должна быть настроена сетевая загрузка, причём, желательно, по умолчанию. Администратор также должен обеспечить, чтобы клиенты и сервер были в одной СПД. Сетевых загрузок бывает несколько видов, нам нужна та, которая называется PXE. По сути, это встроенный в сетевую карту достаточно полный большой клиент dhcp, bootp для получения IP-адреса и tftp для скачивания первичного загрузчика.

../terminal_client_boot.png

Как видите подсказка у логина та же самая, но удалённый XDM знает, что к нему подключились не с локальной машины, поэтому в меню другой состав.

../terminal_client_login.png ../terminal_client_login_options.png ../terminal_server_login_options.png

Какие проблемы связаны с такой организацией работы:

  • Проблема с разделением ресурсов- разделение на уровне пользователей. Если у вас в компьютерном зале 4 компьютера и один сервер то 4 пользователя работающие одновременно на одном сервере запускают соответственно 4 комплекта ПО. Если 24 компьютера и один сервер, то 24. Когда пользователи запускают n комплектов ПО, то они потребляют без малого n объемов оперативной памяти и едят без малого n промежутков процессорного времени и генерируют n потоков обмена данными с диском. Практика эксплуатирования терминальных классов показывает, что для того чтобы нормально работать пользователям (большой документ в OOffice и Firefox с несколькими вкладками) надо оперативной памяти примерно 256 мб под сервер плюс 8 клиентов по 256 мб(c KDE или аналогичной DE ) и еще 8 по 128 мб(например с xfce).Замеров загрузки CPU и обращений к диску не проводилось. Хотя опыт показывает что вместо одного диска лучше использовать RAID. Мораль --- если есть класс достаточно старых компьютеров и есть возможность купить современную нормальную машину, то это хорошее решение задачи.
  • проблема с доступом к ресурсам на уровне машин. Мы решили ровно одну проблему --- мы разделили запуск задач и ввод/вывод, но ввод\вывод исключительно связанный с графической подсистемой X11. Все что связанно с X11 отлично разделяется на клиенте и сервере - задача запускается на машине-сервере, а ввод\вывод X11 - на рабочей станции. Но таким образом не решаются следующие проблемы:
    • если например программа звук играет, то играть она будет на машине-сервере.
    • Однако гораздо интереснее момент, когда пользователь поработал, достал из кармана флешку и вставил её в ... рабочую станцию. Между тем все файлы с которыми он работал, все что он видит на экране работает на сервере. А ввод\вывод на флешку надо осуществлять на клиенте.
    Есть два способа решения задачи:
    • первое --- по окончании работы все пользователи выстраиваются в очередь к администратору с флешками. Это решение на самом деле вполне реально если у вас учебный класс.
    • Для решения этой проблемы в терминале проделана дополнительная работа. Если посмотреть на mount, обратите внимание на последнюю строчку. Это некое волшебное действие, которое производится на сервере, чтобы возвратить имеющееся устройство обратно на клиент. То есть у пользователя будет в домашнем каталоге подкаталог drives, а в нем соответствующий подкаталог floppy0, который будет соответствовать дискетке подключенной к терминальному клиенту.

../terminal_client_floppy_unmounted.png

  • На скриншоте виден этот файл под названием floppy и иконка на панели под названием "отмонтированная дискета". Идея состоит в следующем: устройство, подключённое к локальной машине, то есть к рабочей станции, неким образом (с помощью fuse) прокидивается на сервер. Собственно именно этому соответствует эта строка. Тем самым, когда вы запускаете на сервере программу, которая обращается сюда, в результате она заходит на рабочую станцию к соответствующему каталогу. Аналогично с CD/DVD-приводами. Для нелюбознательного пользователя это выглядит как работа с обычной машиной. Хитрость в том, что всё работает на сервере, а диск доступен на сервере именно путём обратного проброса. Посмотрим ещё раз процесс монтирования.

../terminal_client_cd_mount.png ../terminal_client_cd_mounting.png ../terminal_client_cd_mounted.png ../terminal_client_cd_open.png [ПРИКРЕПЛЁННЫЙ ФАЙЛ]

  • То же самое творится со звуком. Но со звуком есть одна неприятная особенность, которая состоит в следующем: из-за того, что работа со звуковой подсистемой в разных видах Unix-систем устроена немного по разному, далеко не все программы в действительности легко работают с таким пробросом звука на клиент. Для решения используется ESD и PulseAudio. Проброс звука делается следующим образом: для тех программ, которые умеют в качестве выходного устройства использовать не конкретные устройства (/dev/dsp), а предоставляют возможность выбора, для них используется самый простой из всех возможных способов. На клиентской машине запускается ESD(Enlightened Sound Daemon) --- программа, которая по специальному протоколы принимает подключения по сети( эти подключения связаны с проигрыванием звука) и проигрывает звук. На сервере устанавливается переменная окружения ESPEAKER, которая указывает, тем программам которые умеют работать с ESD что звук надо выводить не на текущую машину, а подключаться по указанному адресу. Все программы, которые скомпилированы с libesd, работают таким образом. Для тех машин, которые не умеют это делать, но умеют работать с pulseaudio, запускается ещё и pulseaudio-сервер,который делает ровно тоже самое. Все программы, которые работают с alsa с помощью специального плагина для alsa и pulseaudio тоже в итоге работают сетевым образом. Лишь те программы которые по старинке пишут сразу в /dev/dsp работают с /dev/dsp и поэтому звук прокинут быть не может. Поэтому множество запущенных таких программ создают страшную какофонию. Лечится это очень простым способом --- нужно убить звуковую карту на сервере (открутить её, поставить в черный список её модуль), - в общем сделать так чтобы /dev/dsp отсутствовал.

Речь о терминальном классе идёт в двух случаях:

  • Первый случай --- эксплуатация старого железа.
  • Второй случай --- если ваш рабочий процесс не страдает от использования терминальных клиентов, то тогда в итоге администрированию подлежит одна машина, а не все в классе. При этом экономится много времени. Переустановка ПО при этом как-бы делается сама- что вы на сервере поставили, то сразу на всех клиентах появилось.

Недостатки терминального класса:

  • Современные X Window System не работают например на s3 trio64.
  • Еще один значимый недостаток терминального сервера --- один пользователь не может одновременно работать на двух терминальных клиентах.Т.е. при работе через тонкий терминальный клиент каждый сеанс работы(пользователь сидящий за терминальным клиентом) должен использовать использовать отличную от других учетную запись. С другой стороны, на сегодняшний день только "Линукс терминал" обеспечивает концепцию терминального класса и мобильного рабочего места. Реализуется это тем, что у каждого пользователя есть личные персональные записи, хранящиеся на сервере, которые он эксплуатирует и использовать чужие ему не позволяется. Это делается централизованно и абсолютно прозрачно с помощью Альтератора, который заводит пользователей на сервере(потому что больше нигде заводить их не надо).


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

15

1

1

1

1

ArtemSerebriyskiy, DmitryChistikov


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080709/02TerminalClient (последним исправлял пользователь MaximByshevskiKonopko 2008-10-09 21:39:06)