Differences between revisions 1 and 11 (spanning 10 versions)
Revision 1 as of 2008-07-17 00:28:02
Size: 11995
Editor: eSyr
Comment:
Revision 11 as of 2008-07-23 11:44:35
Size: 23473
Comment:
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 3: Line 3:
Про досбокс: ... Структура сообщества - очень важная тема, поскольку в ней можно найти ответы на многих концептуально важные вопросы. Итак, открытый способ разработки --- это то, чем отличаются открытые продукты от закрытых с самого начала. Всё остальное --- это технология, которая ''наверчена поверх''. Открытый способ разработки плюс copyleft как способ лицензирования --- это основание для бизнеса. Иными словами, этим мы говорим, что всякий человек, который воспользовался нашей разработкой и привнёс туда какие-то свои инструменты и который хочет достичь чего-то на рынке, должен (поскольку изначально разработка ведется под копилефт-лицензией) организовать свой бизнес также на основе свободного софта. Лицензирование методом copyleft --- это гарантия, что любые успешные модификации нашего программного обеспечения будут опубликованы, и ими сможет воспользоваться каждый, а развитие программного продукта не прекратится, даже если человек модифицировал что-то исключительно ради заработка. Введение copyleft'a в лицензию приведёт к тому, что, распространяя свой продукт, человек должен будет давать свободный доступ к исходным текстам, и, стало быть, все эти улучшения окажутся в свободном доступе. Поэтому любой автор програмного продукта может смело опублиовать его под свободной лицензией с copyleft, зная, что, какие бы улучшения не были в него привнесены, он может включить их в исходный код. В принципе, это приводит к возвращению к совместной разработке. Если какая-то компания вносит в продукт улучшения из чисто коммерческих соображений, она делает это не внутри своих структур, а открыто, потому что согласно лицензии ей необходимо опубликовать их. Такой подход делает распространение и улучшение программ быстрее и проще. Сейчас так происходит не везде, но, например, с IBM и SAMBA это так.
Line 5: Line 5:
Одна тема --- тема очень важная, структура собщества. Ответ на один из вопросов --- как думать. Это откр. спсоб разраб --- то, чем отл. откр. продукты от закрытых с самого начала. Кпилефтный способ лицензирование --- осн. для бизнеса. П уму, эт приводит к тому, что все возвр. к совместной разрабтке. Мы подобрались к вопросам о том, что такое Linux и как его используют. Все элементы системы, будь то приложение, ядро или что-то другое, разрабатываются отдельным человеком или даже отдельной командой разработчиков, и это фактически единственная возможность для подобных разработок. Таким образом, у каждого такого элемента есть некий автор. Может сложиться впечатление, что дистрибутив --- это разрозненный набор программных продуктов, непонятным образом собранных вместе. То есть, какие-то люди разрабатывают собственно Linux, и совсем другие люди занимаются разработкой программ. На самом деле, дистрибутив можно рассматривать как метапродукт, который подчиняется тем же законам сообщества, которым подчиняется отдельный продукт.
Line 7: Line 7:
Мы подобрались к тому, чт такое Linux и как его исопльзуют. У нас есть такй цветочек, и каждую часть разрабатывает своя команда разработчиков, и это факт. единственный способ такое разрабатывать. У каждого такого кусчка есть некий автр. Создаётся впечатление, чт это такая сборная солянка непонятно чего, сложившаяся в дистрибутив. Т есть, какие-то люди предлагают линукс, и совсем другие люди занимаются разработкой программ. На самом деле, линукс можно рассм. как метапродукт, который подчиняется тем законам сообщества, кторым подчиняется отдельный продукт. Итак, существуют несколько человек (иногда даже только один), образующие core team. Это,как правило, те люди, которые большую часть времени тратят на то, чтобы разрабатывать этот продукт. Кстати, часто члены core team живут в разных странах. Иногда они зарабатывают этими разработками деньги, иногда это --- дело жизни. Если бы этим всё и ограничивалось, то ситуация бы ничем не отличалась от той, что имела место в связи с правовладельческими продуктами, потому что любой такой продукт разрабатывается только такой командой. Кстати, функция core team шире, чем функция разработчиков правовладельческого продукта, поскольку core team занимается ещё и стратегическим планированием.
Line 9: Line 9:
Вот есть некая группа товарищей, core. Это, в некторых случаях, те люди, которые большую часть времени тратят на то, чтобы разрабатывать этот продукт. Иногда они этим работают, иногда это дело жизни, по-разному бывает. Если бы этим всё и заканчивалось, то мы бы имели картинку ту, что была в правовлад. пордукте. Ибо любой правовл. продукт ращрабатывается тлько таким ядром. Кстати сказать, функция core team шире, чем функция обычных разр.. Иногда решения ядра очень жёсткие. В отличие от разработчиков правовладельческого продукта мы рассчитываем на совместную разработку, на привлечение к сообществу любых людей, в том числе тех, которые не могут уделять разработке нашего продукта всё своё время. Тем не менее, в сообщество входят и профессиональные программисты, перед ними периодически возникает задача внести в наш продукт какие-то изменения, допустим, исправление ошибок или внедрение новых возможностей. Тогда к проекту подключаются добровольцы, которых может быть достаточно много (это зависит от популярности проекта). Если Вы исправили ошибку, и core team это приняли, Вы уже разработчик. Эти люди заинтересованы в программном продукте, имеют пользовательскую квалификацию и квалификацию разработчика, имеют ресурс на участие в сообществе. Откуда у вас ресурс, что вами двигало --- это важно для исследователя, но не регламентировано. Если вы включили свои модификации в upstream, т.е. в общий исходный код, то Вам огромное спасибо от разработчиков и пользователей. Таких людей больше, но никаких дополнительных обязательств перед ними не стоит. С другой стороны, они достаточно мотивированны, и если кто-то однажды принял участие в модификации продукта, вполне вероятно, что он сделает это снова, а дальше его и в core team могут принять.
Line 11: Line 11:
Иногда встречаются различные задачи, на кторых core team не хватает, и тогда подключаются сторонние разрабтчики, кторые не уделяю всё своё время, но они имеют свой интерес, имеют польз. квалиф., имеют квалиф. разраб, имеют ресурс на участие в собществе. откуда у вас ресурс, что вами двигал --- это важно для иссл., но не регламентировано. Если вы включили свои модиф. в upstream, то вам огромное спасибо. Этих людей больше на порядок, но никаких допобязательств перед ними не стоит. В этом супе не хватает главного - пользователей. Обратите внимание, что их ещё больше, чем разработчиков. Это необходимо по нескольким причинам. Так, любой разработчик имеет опыт и как пользователь, и как разработчик, и он знает, как работает та или иная часть программного продукта, даже если она никак не документирована. Однако в такой форме продукт очень плохо функционирует. На пользователей никаких обязанностей не накладывается, единственная вещь, которую надо иметь в виду - пользователь хорош тогда, когда он активен. Например, если несколько пользователей заявляют разработчику, что им неудобно пользоваться программным продуктом, то социальное чувство заставит разработчика задуматься над тем, как сделать, чтобы им было тоже удобно. Далее, часто документация бывает неполной, и пользователю нужен совет разработчика. Наконец, при нахождении ошибок хорошо было бы о них сообщить, чтобы их могли исправить.
Line 13: Line 13:
В этом супе не хватает главнго --- пользователей. Обратите внимание, чт изх ещё больше. Это нужн по понятным причинам. Любой разраб --- в танке, он имеет опыт и как пльз., и как разраб., и он знает как польз. пргр. продуктом. В такой фрме продукт очень плохо функц. На польз. никакго усл. не накл., единств. вещь, которую надо иметь в виду --- пользователь хорош тгда, когда он активен. В частности, при нахождении ошибок хорошо бы о ней сообщить, чтобы её исправить. ##Где-то здесь было бы невредно вставить соответствующую картинку. Когда она будет подобающим образом нарисована.
Line 15: Line 15:
У всего есть братная сторона. Разработчики должны что-то делать. В случае свободного софта все взм. у вас в руках. Если активности не будет, то ничего не будет. У всего этого есть обратная сторона. Разработчики должны что-то делать. То есть, если у вас есть идея, как модифицировать программный продукт, будьте любезны, модифицируйте. В случае свободного программного обеспечения все возможности в ваших руках. Если активности не будет, то и развития не будет, причём это касается как разработчика, так и пользователя. Типичный случай продукта, не соответствующего этой схеме, это продукт, у которого очень мало пользователей. То есть, есть core team --- разработчики, которым за этот продукт заплатили --- и есть, скажем, три пользователя. В такой ситуации развития не будет, потому что нет ни механизма привлечения к делу, ни мотивации.
Line 17: Line 17:
Если уьрать слово разрабтчик, то получим свободную схему для чего угодно. И без активности какй-либо части оно работать не будет. === Дистрибутив ===
Line 19: Line 19:
Дистрибутив --- эт такой прогр. продукт, тодлько очень большой, он сбирается из кусков, которые в интернете там и сям. Какая специфика --- он многокмпонентен. Если мы пишем программу свместно, то да, там мжет быть 30 мегабайт исх. кода, да, там может быть много модулей, но если мы возьмём пменьше программу, то это всё равно едине целое, с единым предст. по многим вещам. В случае с линуксом это набор ПО, причём неск. тысяч, сделанные стнями групп разрабтчиков, кторые друг с другом не связаны. Поэтому функции ядра в двух вещах --- определять политику развития и целевая разраб. прогр. продуктов, которые сообщ. не особо нужны. И кстати говоря, эт твет н вопрос, откуда берутся деньги. Вокруг core существует команда, где будет мнго разных людей --- дизайнеры, секретари.... Уровень разрабтчиков довольно странный. Дистрибутив --- это тоже программный продукт, только очень большой. Он собирается из частей, которые находятся в интернете под свободными лицензиями. Специфика дистрибутива в том, что он многокомпонентен. Если мы пишем программу совместно, там может быть 30 мегабайт исходного кода, там может быть много модулей, но если мы возьмём программу поменьше, то это всё равно единое целое, с единым представлением, как следует программировать, документировать и т.д. Дистрибутив Linux --- это набор программных продуктов, (их там несколько тысяч) сделанных, как минимум, сотнями групп разработчиков, никак не связанных друг с другом. Поэтому функции разработчика дистрибутива можно сформулировать следующим образом: определение политики развития и целевая разработка программных продуктов, которые сообществу не очень нужны. Кстати, здесь и ответ на вопрос, откуда берутся деньги. Один из неплохих источников --- заказная доработка.
Line 21: Line 21:
Можно качать бинарники (и это прихдится делать в двух случаях), но есть три проблемы. ... Уровень разработчиков довольно странный. В принципе, программные продукты и без нас разрабатываются, и мы можем зайти на сайт и их скачать. Проблема в том, что я не стану качать бинарники (это прихдится делать в двух случаях: если вы совсем не разбираетесь в линуксе, а вам сказали, что нужно запустить такую программу, или если этот продукт распространяется вообще без исходного кода). Качать бинарники не стоит по трём причинам:
 * технологическая несовместимость. Эта программа может просто не заработать в этой системе.
 * В обоих случаях у нас в результате скачана программа (правда, в одном случае платим в другом нет). А если нашлась ошибка, что мы будем делать? Она же бинарная.
 * Программа может работать нормально, но нарушать какую-то дисциплину, установленную core team. Вы её установите, и всё у вас посыпется.
Line 23: Line 26:
Кто будет заниматься тестированием? Ментейнер. Он берёт рпограмму из интернета (причём в исх. текстах), чтобы прверить на предмет тсут. гадостей, чтбы проверить на предмет соотв. политике дистр., изг. из него бин. версию и он взаимд. с польз.. Он отлич. от разраб. тем, что он разобрался и сбрал его в дистрибутив. Кто будет заниматься всем этим, то есть отслеживанием новых версий, сборкой программных продуктов из исходных версий в соответствии с политикой дистрибутива, адаптацией (в случае, если есть какие-то ошибки)? Ментейнер, то есть человек, который играет роль разработчика по отношению к дистрибутиву. Он берёт программу из интернета (причём в исходных текстах), чтобы проверить на предмет отсутствия ошибок, на предмет соответствия политике дистрибутива, изготовляет из него бинарную версию и взаимодействует с пользователем. Он отличается от разработчика тем, что он хорошо разбирается в данном программном продукте, который он собрал и адаптировал к использованию в дистрибутиве.
Line 25: Line 28:
Польз. дистр --- системные администраторы, которым важно, какой дистр., важна функц. Таким образом, что структура копирует структуру сообщества, нарастающую вокруг обычного програмного продукта. Разработчик в данном случае --- это тот, кто сам программу не пишет, а адаптирует её для работы с дистрибутивом. Пользователи --- а это в первую очередь пользователи дистрибутива как такового --- то есть системные администраторы, которым важно, какой дистрибутив, важна функциональность.
Line 27: Line 30:
Тем не менее, никто от моральных обяз. не свобждал. Точно также к ментейнеру --- квалификация и слежение за прдуктом. Тем не менее, никто от моральных обязательств не освобожден. Core team принимает стратегически верные решения, дело ментейнера --- квалификация и слежение за продуктом. От пользователя, как и в предыдущем случае, требуется активность. Так, в случае прямого обращения к ментейнеру некторые задачи решаются в течение часа.
Line 29: Line 32:
От польз, как и в пред. картинке, требуется активнсть.

В случае обращения к ментейнеру прямого некторые задачи решаются в течение часов.

Чего не хватает, точнее, чт является услоовием для комф. сущ. собщества. Есть мральные обяз. у участников (активность). Ккие усл. длжны быть собл.:
 * Инф. связность (интернет). Не должно быть никаких препятствий на пути расп. информации, как расп. самого прогр. продукта, так и инф. о нём. (рассказ про китай)
 * Информационная струтктурирваннсть. Речь о том, что инф. должно быть не просто много, но она должна быть структ. так, чтобы человек мог подкл. без особых затрат. При этом надо понимать, что в инф. структ. вкл. как чи ст тех. инф. для разработчиков, так и польз. док.. Другое дело, что структ. тоже не самоцель и не всегда её удаётся пддержать. При этом, когда про неё говориться, говорится и пр ресурсы интераткивные
 * Техн. преимущества. Идея в том, чтобы человеку из команды был удбно не просто компиировать, а компилировать в сотв. с дисциплиной. То есть, предст. сбор. сервера, механизм сборки, версионирование... Предположим, скачали какую-то программу на языке С, 100 файлов. Ребята разраб. у себя под солярисом, у них всё замечательн рабтает. В какой-то момент она вообще не запускается, нужны библитеки, компиляторы... В итоге собрали, но в солярисе программы кладутся в /opt/progname/, и дальше уже начинаете вносить изм., чтбы она раскладывала файлы в праильные места и их там искала. Потом оказывается, что есть какая-то ошибка, которая в солярис ене проялвяется. Наконец, наступило счастье, программа теперь работает нормально, а через 2 недели вышла новая версия... Что нужно было елать на самм деле --- любые изменения протоколировать (diff и patch), кроме того, недурно указать что нужно для сброчного окр. и запротоколировать. И только после этого можете с более-менее лёгким сердцем это собирать. При нвой версии ставите это изменение, накатите патчи и стало уже лучше. Осталось сказать, что делать это лучше на отдельном компьютере. И то, что в альте всё это предоставляется, и вы начнёте понимать, что такое тех. преимущества.
Помимо упомянутых выше обязанностей членов сообщества, существуют также другие условия, которые необходимо соблюдать для комфортного существования сообщества:
 * Информационная связность. Иными словами, интернет. Не должно быть никаких препятствий на пути распространении информации, причём как самого програмного продукта, так и информации о нём.
 * Информационная структурированность. Речь о том, что информации должно быть не просто много, но она должна быть хорошо структурирована, чтобы человек мог подключиться к проекту с минимальными затратами. При этом необходимо понимать, что в понятие информационной структурированности включается как чисто техническая информация для разработчиков, так и пользовательская документация. С другой стороны, структурированность не является основной целью, и не всегда её удаётся поддерживать на должном уровне. В эту же категорию входят интерактивные ресурсы --- обратная связь по ошибкам, списки рассылки, форумы. Их существование необходимо для того, чтобы пользователь, у которого есть вопрос, знал, кому и как его задать.
 * Технологические преимущества. Смысл в том, чтобы человеку из команды был удобно не просто компилировать, а компилировать в соответствии с принятой дисциплиной. То есть, необходимо предоставить сборочные сервера, механизмы сборки, ведение учёта изменений, версионирование... Иными словами, предоставить то, что облегчит ему жизнь в сообществе. Предположим, мы скачали какую-то программу на языке С, в ней 100 файлов. Она была разработана, скажем, под Solaris'ом, там всё замечательно работает. А мы хотим скомпилировать её под Linux, поскольку других подобных программ нет. В какой-то момент она вообще не запускается, вы выясняете, какие нужны библиотеки, компиляторы... В итоге собрали, сказали {{{makeinstall}}}, но в Solaris'e программы находятся в /opt/progname/, и мы вынуждены всё удалить, и дальше уже начинаем вносить изменения, чтобы она направляла файлы в правильные места и их там искала. Потом оказывается, что есть какая-то ошибка, которая в Solaris'е не проявляется. Наконец, наступил момент, когда программа работает нормально, а через 2 недели выходит новая версия... Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо помнить следующее: любые изменения необходимо протоколировать (для этого существуют специальные программы diff и patch: первая показывает различия между старым и новым файлом, вторая заменяет содержание старого файла на содержание нового), кроме того, недурно указать, что нужно для сброчного окружения. И только после этого можете спокойно это собирать. При новой версии применяете к тексту программы старые изменения, если они применятся, автор не подумал, что там была ошибка, если они не применятся, Вам нужно посмотреть, что там изменилось, это называется "накатить патчи", и стало уже лучше. Осталось сказать, что делать это лучше на отдельном компьютере, чтобы избежать возможных нежелательных изменений библиотек на своей компьютере. Отметим, что ALTLinux всё это предоставляет.
Line 43: Line 42:
|| Готовность (%) || Продолжительность (ак. ч.) || Подготовка (календ. ч.) || Полный текст (раб. д.) || Предварительные знания || Level || Maintainer || Start date || End date ||
|| 0 || 1 || 1 || 1 || || 1 || ConstantinYershow, ОльгаТочилкина || || ||
|| Готовность (%) || Продолжительность (ак. ч.) || Подготовка (календ. ч.) || Полный текст (раб. д.) || Предварительные знания || Level || Maintainer                      || Start date || End date ||
|| 48 || 1 || 1 || 1 || || 1 || ConstantinYershow, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || ||

Структура сообщества

Структура сообщества - очень важная тема, поскольку в ней можно найти ответы на многих концептуально важные вопросы. Итак, открытый способ разработки --- это то, чем отличаются открытые продукты от закрытых с самого начала. Всё остальное --- это технология, которая наверчена поверх. Открытый способ разработки плюс copyleft как способ лицензирования --- это основание для бизнеса. Иными словами, этим мы говорим, что всякий человек, который воспользовался нашей разработкой и привнёс туда какие-то свои инструменты и который хочет достичь чего-то на рынке, должен (поскольку изначально разработка ведется под копилефт-лицензией) организовать свой бизнес также на основе свободного софта. Лицензирование методом copyleft --- это гарантия, что любые успешные модификации нашего программного обеспечения будут опубликованы, и ими сможет воспользоваться каждый, а развитие программного продукта не прекратится, даже если человек модифицировал что-то исключительно ради заработка. Введение copyleft'a в лицензию приведёт к тому, что, распространяя свой продукт, человек должен будет давать свободный доступ к исходным текстам, и, стало быть, все эти улучшения окажутся в свободном доступе. Поэтому любой автор програмного продукта может смело опублиовать его под свободной лицензией с copyleft, зная, что, какие бы улучшения не были в него привнесены, он может включить их в исходный код. В принципе, это приводит к возвращению к совместной разработке. Если какая-то компания вносит в продукт улучшения из чисто коммерческих соображений, она делает это не внутри своих структур, а открыто, потому что согласно лицензии ей необходимо опубликовать их. Такой подход делает распространение и улучшение программ быстрее и проще. Сейчас так происходит не везде, но, например, с IBM и SAMBA это так.

Мы подобрались к вопросам о том, что такое Linux и как его используют. Все элементы системы, будь то приложение, ядро или что-то другое, разрабатываются отдельным человеком или даже отдельной командой разработчиков, и это фактически единственная возможность для подобных разработок. Таким образом, у каждого такого элемента есть некий автор. Может сложиться впечатление, что дистрибутив --- это разрозненный набор программных продуктов, непонятным образом собранных вместе. То есть, какие-то люди разрабатывают собственно Linux, и совсем другие люди занимаются разработкой программ. На самом деле, дистрибутив можно рассматривать как метапродукт, который подчиняется тем же законам сообщества, которым подчиняется отдельный продукт.

Итак, существуют несколько человек (иногда даже только один), образующие core team. Это,как правило, те люди, которые большую часть времени тратят на то, чтобы разрабатывать этот продукт. Кстати, часто члены core team живут в разных странах. Иногда они зарабатывают этими разработками деньги, иногда это --- дело жизни. Если бы этим всё и ограничивалось, то ситуация бы ничем не отличалась от той, что имела место в связи с правовладельческими продуктами, потому что любой такой продукт разрабатывается только такой командой. Кстати, функция core team шире, чем функция разработчиков правовладельческого продукта, поскольку core team занимается ещё и стратегическим планированием.

В отличие от разработчиков правовладельческого продукта мы рассчитываем на совместную разработку, на привлечение к сообществу любых людей, в том числе тех, которые не могут уделять разработке нашего продукта всё своё время. Тем не менее, в сообщество входят и профессиональные программисты, перед ними периодически возникает задача внести в наш продукт какие-то изменения, допустим, исправление ошибок или внедрение новых возможностей. Тогда к проекту подключаются добровольцы, которых может быть достаточно много (это зависит от популярности проекта). Если Вы исправили ошибку, и core team это приняли, Вы уже разработчик. Эти люди заинтересованы в программном продукте, имеют пользовательскую квалификацию и квалификацию разработчика, имеют ресурс на участие в сообществе. Откуда у вас ресурс, что вами двигало --- это важно для исследователя, но не регламентировано. Если вы включили свои модификации в upstream, т.е. в общий исходный код, то Вам огромное спасибо от разработчиков и пользователей. Таких людей больше, но никаких дополнительных обязательств перед ними не стоит. С другой стороны, они достаточно мотивированны, и если кто-то однажды принял участие в модификации продукта, вполне вероятно, что он сделает это снова, а дальше его и в core team могут принять.

В этом супе не хватает главного - пользователей. Обратите внимание, что их ещё больше, чем разработчиков. Это необходимо по нескольким причинам. Так, любой разработчик имеет опыт и как пользователь, и как разработчик, и он знает, как работает та или иная часть программного продукта, даже если она никак не документирована. Однако в такой форме продукт очень плохо функционирует. На пользователей никаких обязанностей не накладывается, единственная вещь, которую надо иметь в виду - пользователь хорош тогда, когда он активен. Например, если несколько пользователей заявляют разработчику, что им неудобно пользоваться программным продуктом, то социальное чувство заставит разработчика задуматься над тем, как сделать, чтобы им было тоже удобно. Далее, часто документация бывает неполной, и пользователю нужен совет разработчика. Наконец, при нахождении ошибок хорошо было бы о них сообщить, чтобы их могли исправить.

У всего этого есть обратная сторона. Разработчики должны что-то делать. То есть, если у вас есть идея, как модифицировать программный продукт, будьте любезны, модифицируйте. В случае свободного программного обеспечения все возможности в ваших руках. Если активности не будет, то и развития не будет, причём это касается как разработчика, так и пользователя. Типичный случай продукта, не соответствующего этой схеме, это продукт, у которого очень мало пользователей. То есть, есть core team --- разработчики, которым за этот продукт заплатили --- и есть, скажем, три пользователя. В такой ситуации развития не будет, потому что нет ни механизма привлечения к делу, ни мотивации.

Дистрибутив

Дистрибутив --- это тоже программный продукт, только очень большой. Он собирается из частей, которые находятся в интернете под свободными лицензиями. Специфика дистрибутива в том, что он многокомпонентен. Если мы пишем программу совместно, там может быть 30 мегабайт исходного кода, там может быть много модулей, но если мы возьмём программу поменьше, то это всё равно единое целое, с единым представлением, как следует программировать, документировать и т.д. Дистрибутив Linux --- это набор программных продуктов, (их там несколько тысяч) сделанных, как минимум, сотнями групп разработчиков, никак не связанных друг с другом. Поэтому функции разработчика дистрибутива можно сформулировать следующим образом: определение политики развития и целевая разработка программных продуктов, которые сообществу не очень нужны. Кстати, здесь и ответ на вопрос, откуда берутся деньги. Один из неплохих источников --- заказная доработка.

Уровень разработчиков довольно странный. В принципе, программные продукты и без нас разрабатываются, и мы можем зайти на сайт и их скачать. Проблема в том, что я не стану качать бинарники (это прихдится делать в двух случаях: если вы совсем не разбираетесь в линуксе, а вам сказали, что нужно запустить такую программу, или если этот продукт распространяется вообще без исходного кода). Качать бинарники не стоит по трём причинам:

  • технологическая несовместимость. Эта программа может просто не заработать в этой системе.
  • В обоих случаях у нас в результате скачана программа (правда, в одном случае платим в другом нет). А если нашлась ошибка, что мы будем делать? Она же бинарная.
  • Программа может работать нормально, но нарушать какую-то дисциплину, установленную core team. Вы её установите, и всё у вас посыпется.

Кто будет заниматься всем этим, то есть отслеживанием новых версий, сборкой программных продуктов из исходных версий в соответствии с политикой дистрибутива, адаптацией (в случае, если есть какие-то ошибки)? Ментейнер, то есть человек, который играет роль разработчика по отношению к дистрибутиву. Он берёт программу из интернета (причём в исходных текстах), чтобы проверить на предмет отсутствия ошибок, на предмет соответствия политике дистрибутива, изготовляет из него бинарную версию и взаимодействует с пользователем. Он отличается от разработчика тем, что он хорошо разбирается в данном программном продукте, который он собрал и адаптировал к использованию в дистрибутиве.

Таким образом, что структура копирует структуру сообщества, нарастающую вокруг обычного програмного продукта. Разработчик в данном случае --- это тот, кто сам программу не пишет, а адаптирует её для работы с дистрибутивом. Пользователи --- а это в первую очередь пользователи дистрибутива как такового --- то есть системные администраторы, которым важно, какой дистрибутив, важна функциональность.

Тем не менее, никто от моральных обязательств не освобожден. Core team принимает стратегически верные решения, дело ментейнера --- квалификация и слежение за продуктом. От пользователя, как и в предыдущем случае, требуется активность. Так, в случае прямого обращения к ментейнеру некторые задачи решаются в течение часа.

Помимо упомянутых выше обязанностей членов сообщества, существуют также другие условия, которые необходимо соблюдать для комфортного существования сообщества:

  • Информационная связность. Иными словами, интернет. Не должно быть никаких препятствий на пути распространении информации, причём как самого програмного продукта, так и информации о нём.
  • Информационная структурированность. Речь о том, что информации должно быть не просто много, но она должна быть хорошо структурирована, чтобы человек мог подключиться к проекту с минимальными затратами. При этом необходимо понимать, что в понятие информационной структурированности включается как чисто техническая информация для разработчиков, так и пользовательская документация. С другой стороны, структурированность не является основной целью, и не всегда её удаётся поддерживать на должном уровне. В эту же категорию входят интерактивные ресурсы --- обратная связь по ошибкам, списки рассылки, форумы. Их существование необходимо для того, чтобы пользователь, у которого есть вопрос, знал, кому и как его задать.
  • Технологические преимущества. Смысл в том, чтобы человеку из команды был удобно не просто компилировать, а компилировать в соответствии с принятой дисциплиной. То есть, необходимо предоставить сборочные сервера, механизмы сборки, ведение учёта изменений, версионирование... Иными словами, предоставить то, что облегчит ему жизнь в сообществе. Предположим, мы скачали какую-то программу на языке С, в ней 100 файлов. Она была разработана, скажем, под Solaris'ом, там всё замечательно работает. А мы хотим скомпилировать её под Linux, поскольку других подобных программ нет. В какой-то момент она вообще не запускается, вы выясняете, какие нужны библиотеки, компиляторы... В итоге собрали, сказали makeinstall, но в Solaris'e программы находятся в /opt/progname/, и мы вынуждены всё удалить, и дальше уже начинаем вносить изменения, чтобы она направляла файлы в правильные места и их там искала. Потом оказывается, что есть какая-то ошибка, которая в Solaris'е не проявляется. Наконец, наступил момент, когда программа работает нормально, а через 2 недели выходит новая версия... Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо помнить следующее: любые изменения необходимо протоколировать (для этого существуют специальные программы diff и patch: первая показывает различия между старым и новым файлом, вторая заменяет содержание старого файла на содержание нового), кроме того, недурно указать, что нужно для сброчного окружения. И только после этого можете спокойно это собирать. При новой версии применяете к тексту программы старые изменения, если они применятся, автор не подумал, что там была ошибка, если они не применятся, Вам нужно посмотреть, что там изменилось, это называется "накатить патчи", и стало уже лучше. Осталось сказать, что делать это лучше на отдельном компьютере, чтобы избежать возможных нежелательных изменений библиотек на своей компьютере. Отметим, что ALTLinux всё это предоставляет.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

48

1

1

1

1

ConstantinYershow, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080716/04CommunityStructure (last edited 2008-10-04 08:01:04 by VsevolodKrishchenko)