Differences between revisions 10 and 11
Revision 10 as of 2008-07-25 09:30:55
Size: 9635
Comment:
Revision 11 as of 2008-07-25 14:58:13
Size: 9752
Comment:
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 3: Line 3:
Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны произвести идентификацию, чтобы указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Обычно при входе в систему что мы видим логин и пароль. Это всего лишь одна из многих программ, которые позволяют осуществлять идентификацию пользователя. Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны произвести идентификацию, чтобы указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Обычно при входе в систему мы вводим логин и пароль. Это всего лишь одна из многих программ, которые позволяют осуществлять идентификацию пользователя.
Line 5: Line 5:
Существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему. Например, можно зайти из консоли, по ssh (безопасный удаленный консольный доступ к системе)... В ряде случаев пароль можно не указывать (другие способы аутентификации), но без идентификации обойтись нельзя. Бывает так, что не надо и вводить логин, тогда система входит под заранее заданным пользователем. Логин --- это идентификационная информация, а пароль --- способ подтвердить аутентичность. Существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему. Например, можно зайти из консоли, по ssh (безопасный удаленный консольный доступ к системе)... Логин --- это идентификационная информация, а пароль --- способ подтвердить аутентичность. В ряде случаев пароль можно не указывать (другие способы аутентификации), но без идентификации (т.е. без сообщения системе логина) обойтись нельзя. Бывает так, что не надо и вводить логин, тогда система входит под заранее заданным пользователем.
Line 7: Line 7:
Поизучаем то, что мы видим. Мы видим картинку, напоминающую виндовс, некоторым она его сильно напоминает. В левом нижнем углу находится изображение мыши с крестиком --- это аналог кнопки "Пуск", при нажатии появляется меню, в нем есть подменю, в каждом из них есть пункты, которые можно нажать и что-то прозойдет. Это концепция была придумана еще давно, это было и в Windows, и в MacOS. Итак, мы вошли в систему, и перед нами рабочий стол, напоминающий рабочий стол, реализованный в Windows. В левом нижнем углу экрана находится изображение мыши с крестиком --- это аналог кнопки "Пуск", при нажатии которой появляется меню, в нем есть подменю, в каждом из них есть пункты, при нажатии на которые что-то произойдет. Эта концепция была придумана еще давно, это реализовано и в Windows, и в MacOS.
Line 9: Line 9:
Обратите внимание, что помимо интерфейсного элемента под названием "Кнопка" и меню, которые мы сейчас видели, есть еще много интересных элементов, которые в Windows отсутствуют либо не играют важной роли. Обратите внимание, что помимо интерфейсного элемента под названием "Кнопка" и меню, которые мы сейчас рассмотрели, есть еще много интересных элементов, которые в Windows отсутствуют либо не играют важной роли.
Line 11: Line 11:
Что ещё есть на рабочем столе:
 * Иконки рабочего стола. Они выполняют примерно ту же функцию, что и меню --- вы в них тыкаете, они что-то делают. В отличие от пунктов меню, которые как правило запускают программу, иконки могут делать интересные вещи --- корзину, доступ к внешним устройствам ...
 * Внизу находится панель, которая, в отличие от аналогичной в Windows, гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько... Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, например, кнопки, не только. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрый запуск процессов, бывают кнопочки-выдвижные ящики. Они совмещает свойства кнопки и меню: с одной стороны, у нас есть меню, с другой --- у него есть некий главный элемент, лежащий непосредственно в области доступа. Таким образом, наиболее важная программа по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами.
Обычно на рабочем столе также присутствуют:
Line 15: Line 13:
Следующий элемент рабочего стола --- панель задач. Её можно перемещать по экрану. Обратим внимание, что внешний вид немного изменился. В целом, схожие решения реализованы в других операционных системах.  * Иконки рабочего стола. Они выполняют примерно ту же функцию, что и пункты меню: при клике на них что-то происходит. Однако в отличие от пунктов меню, которые, как правило, запускают программу, иконки могут делать различные операции, например, открывать корзину, окна доступа к внешним устройства.
Line 17: Line 15:
Существуют так называемые апплеты --- специальные приложения, окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же оно выполняет свои управляющие и информационные задачи. По умолчанию видим два апплета --- громкость и часы. Программа может быть написана так, что работает и вставляет иконку --- получается аналог трея.  * Внизу находится панель, которая, в отличие от аналогичной в Windows, гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько... Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, например, кнопки, не только. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрого запуска процессов, бывают кнопочки-выдвижные ящики. Они совмещают свойства кнопки и меню: с одной стороны, у нас есть меню, с другой --- у него есть некий главный элемент, лежащий непосредственно в области доступа. Таким образом, наиболее важная программа по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами. Следующий элемент рабочего стола --- панель задач. Её можно перемещать по экрану. В целом, схожие решения реализованы в других операционных системах.
Line 19: Line 17:
Один из самых удобных и часто используемых интерфейсных элементов --- виртуальные экраны и переключение рабочих мест. Это позволяет размещать окна на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- задача организации рабочего места. Вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве. Есть утилита под названием wmctrl, которая позволяет манипулировать окнами, виртуальными экранами, видимостью из командной строки.  * Существуют так называемые апплеты --- специальные приложения, окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же они выполняют свои управляющие и информационные задачи. По умолчанию запущены два апплета --- громкость и часы. Кстати, программа может быть написана так, что, работая, она вставляет иконку --- получается аналог трея.

 *
Один из самых удобных и часто используемых интерфейсных элементов --- виртуальные экраны и переключение рабочих мест. Это позволяет размещать окна на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- задача организации рабочего места. Таким образом, Вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве. Есть утилита под названием wmctrl, которая позволяет манипулировать окнами, виртуальными экранами,  их видимостью из командной строки.
Line 23: Line 23:
Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, лектор не использовал слово Linux, использовалось название "графическая среда", использовались названия различных сред, и это главное. То, что видите перед собой --- не линукс вообще. Более того, всё, что мы трогали, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две --- xfce и kde. И они отличаются сильно не столько визуально, сколько архитектурно. В хранилище графических сред найдется с дюжину. Если посмотреть, сколько их всего, то их несколько десятков, если не сотни. Это связно с тем, что по тн. к ОС, любое графическое приложение является именно приложением, надстройкой над ОС, в том числе, и те приложение, которые ей вроде управляет (например, конфигуратры). Это такое замечание, которое спровождается следующим соображением --- если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать возможности графической оболочки. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, разберитесь с GNU/Linux, и потом уже настраивайте оболочку. Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, мы не использовали слово GNU/Linux, использовалось название "графическая среда", использовались названия различных сред.. То, что видите перед собой --- не GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две --- xfce и kde. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. В хранилище графических сред найдется с дюжину. Всего их несколько десятков, если не сотни. Это связно с тем, что по отношению к операционной системе любое графическое приложение является именно приложением, надстройкой над операционной системой, в том числе и те приложения, которые ей, казалось бы, управляют (например, конфигураторы). Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать возможности графической оболочки. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, разберитесь с GNU/Linux, и потом уже настраивайте оболочку.
Line 31: Line 31:
|| 25 || 1 || 1 || 1 || || 1 || PavelSutyrin, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || || || 48 || 1 || 1 || 1 || || 1 || PavelSutyrin, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || ||

Рассмотрение элементов рабочего стола

Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны произвести идентификацию, чтобы указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Обычно при входе в систему мы вводим логин и пароль. Это всего лишь одна из многих программ, которые позволяют осуществлять идентификацию пользователя.

Существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему. Например, можно зайти из консоли, по ssh (безопасный удаленный консольный доступ к системе)... Логин --- это идентификационная информация, а пароль --- способ подтвердить аутентичность. В ряде случаев пароль можно не указывать (другие способы аутентификации), но без идентификации (т.е. без сообщения системе логина) обойтись нельзя. Бывает так, что не надо и вводить логин, тогда система входит под заранее заданным пользователем.

Итак, мы вошли в систему, и перед нами рабочий стол, напоминающий рабочий стол, реализованный в Windows. В левом нижнем углу экрана находится изображение мыши с крестиком --- это аналог кнопки "Пуск", при нажатии которой появляется меню, в нем есть подменю, в каждом из них есть пункты, при нажатии на которые что-то произойдет. Эта концепция была придумана еще давно, это реализовано и в Windows, и в MacOS.

Обратите внимание, что помимо интерфейсного элемента под названием "Кнопка" и меню, которые мы сейчас рассмотрели, есть еще много интересных элементов, которые в Windows отсутствуют либо не играют важной роли.

Обычно на рабочем столе также присутствуют:

  • Иконки рабочего стола. Они выполняют примерно ту же функцию, что и пункты меню: при клике на них что-то происходит. Однако в отличие от пунктов меню, которые, как правило, запускают программу, иконки могут делать различные операции, например, открывать корзину, окна доступа к внешним устройства.
  • Внизу находится панель, которая, в отличие от аналогичной в Windows, гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько... Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, например, кнопки, не только. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрого запуска процессов, бывают кнопочки-выдвижные ящики. Они совмещают свойства кнопки и меню: с одной стороны, у нас есть меню, с другой --- у него есть некий главный элемент, лежащий непосредственно в области доступа. Таким образом, наиболее важная программа по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами. Следующий элемент рабочего стола --- панель задач. Её можно перемещать по экрану. В целом, схожие решения реализованы в других операционных системах.
  • Существуют так называемые апплеты --- специальные приложения, окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же они выполняют свои управляющие и информационные задачи. По умолчанию запущены два апплета --- громкость и часы. Кстати, программа может быть написана так, что, работая, она вставляет иконку --- получается аналог трея.
  • Один из самых удобных и часто используемых интерфейсных элементов --- виртуальные экраны и переключение рабочих мест. Это позволяет размещать окна на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- задача организации рабочего места. Таким образом, Вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве. Есть утилита под названием wmctrl, которая позволяет манипулировать окнами, виртуальными экранами, их видимостью из командной строки.

Для добавления элементов на рабочий стол существует особый пункт меню и специальный диалог. Таких элементов в графической среде может быть много, несколько десятков.

Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, мы не использовали слово GNU/Linux, использовалось название "графическая среда", использовались названия различных сред.. То, что видите перед собой --- не GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две --- xfce и kde. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. В хранилище графических сред найдется с дюжину. Всего их несколько десятков, если не сотни. Это связно с тем, что по отношению к операционной системе любое графическое приложение является именно приложением, надстройкой над операционной системой, в том числе и те приложения, которые ей, казалось бы, управляют (например, конфигураторы). Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать возможности графической оболочки. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, разберитесь с GNU/Linux, и потом уже настраивайте оболочку.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

48

1

1

1

1

PavelSutyrin, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080717/02Desktop (last edited 2009-03-22 18:48:31 by eSyr)