26430
Комментарий:
|
13782
|
Удаления помечены так. | Добавления помечены так. |
Строка 1: | Строка 1: |
---- /!\ '''Edit conflict - other version:''' ---- | |
Строка 17: | Строка 16: |
---- /!\ '''Edit conflict - your version:''' ---- == Элементы графической среды пользователя == Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны произвести идентификацию, чтобы указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Обычно при входе в систему мы вводим имя пользователя и его пароль. При выходе в систему с использованием графического интерфейса имя пользователя можно также выбрать из списка. Имя пользователя (оно же "логин" от англ. ''login'') --- это идентификационная информация, а секретный пароль --- способ подтвердить аутентичность: пользователь именно тот, за кого себя выдает. Следует отметить, что окно для ввода имени и паролья при старте системы --- только один из возможных способов, которыми пользователь может сообщить системе свои имя или пароль для своей идентификации, и существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему под имемен некоторого пользователя. * В систему можно войти из текстовой консоли, на которую можно переключиться, нажав комбинации Alt+F1, .., ALT+F6 (комбинация Alt+А7 переключает на графический интерфейс). Использование консоли особенно актуально в случае неполадок с графическим интерфейсом. * Основным инструментов работы администратора является безопасный удаленный (т.е. по сети с другого компьютера) консольный доступ к системе, используя протокол SSH. * Кроме того, в уже ходе работы пользователь может временно работать под правами другого пользователя. Наиболее типичный случай --- для администрирования системы пользователь может стать суперпользователем, например через команду {{{su - }}} или {{{su <имя пользователя>}}}. Следует отметить, что в ряде случаев пароль можно не указывать (существуют и другие способы аутентификации), но без идентификации, т.е. без сообщения системе имени пользователя, обойтись нельзя, хотя в ряде случаев система позволяет войти под заранее заданным пользователем. Например, команда {{{su}}} по умолчанию переключается на суперпользователя root. Итак, в итоге мы ввели имя пользователя, его пароль и вошли в систему. Перед нами рабочий стол, напоминающий рабочий стол, реализованный в Windows. В самом левом нижнем углу экрана по умолчанию находится кнопка, являющаяся аналогом кнопки "Пуск". при ее нажатии которой появляется основное меню, в нем есть подменю для запуска программ, для открытия последних документов, выхода из системы и других задач. Отметим, что программы в меню по умолчанию группируются по своему назначению, а не по фирме-производителю. Меню снабжено строкой поиска, позволяющей найти программы по их названию или назначению (в части версий ПСПО). ## Обратите внимание, что помимо интерфейсного элемента под названием "Кнопка" и меню, которые мы сейчас рассмотрели, есть еще много интересных элементов, которые в Windows отсутствуют либо не играют важной роли. ---- /!\ '''End of edit conflict''' ---- |
|
Строка 39: | Строка 20: |
---- /!\ '''Edit conflict - other version:''' ---- * Внизу находится панель задач, которая при желании гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько и так далее. Кроме того, панель может быть заблокирована для исключения случайных изменений в ее внешнем виде. Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, которые обычно выглядят как кнопки кнопки. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрого запуска процессов, бывают кнопочки, открывающие свои небольшие меню. К ним относится, например кнопка "Система" в AltLinux Junior, через которую вы получаете доступ к своим документам, сменным носителям информации и сетевым дискам. ## Они совмещают свойства кнопки и меню: с одной стороны, у нас есть меню, с другой --- у него есть некий главный элемент, лежащий непосредственно в области доступа. Таким образом, наиболее важная задача по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами. Следующий элемент рабочего стола --- панель задач, на которой показаны запущенные программы. ## Её можно перемещать по экрану. В целом, схожие решения реализованы в других операционных системах. Существуют так называемые "аплеты" --- специальные программы, окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же они выполняют свои управляющие и информационные задачи. Например, аплетами являются индикатор громкость звука и часы. Вы можете добавлять аплеты на панель или удалить их из панели. ## Кстати, программа может быть написана так, что, работая, она вставляет иконку --- получается аналог трея. Одним из основных интерфейсных элементов являются виртуальные рабочие столы и их переключатель. Это позволяет размещать открытые окна приложений на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- это задача эффективной организации рабочего места. Благодаря виртуальным рабочим столам вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве. ## Есть утилита под названием wmctrl, которая позволяет манипулировать окнами, виртуальными экранами, их видимостью из командной строки. --- нет ее в alj, Для добавления элементов на рабочий стол существует особый пункт меню и специальный диалог. Таких элементов в графической среде может быть много, однако для эффективной работы не рекомендуется засорять рабочий стол, для хранения документов используется папка "Документы", а для быстрого запуска задач -- панель и меню. == Место графической среды пользователя в GNU/Linux == Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, мы не использовали слово GNU/Linux, использовалось название "графическая среда", использовались названия различных сред.. То, что видите перед собой --- формально говоря, не относится GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две: xfce в дистрибутиве для слабых машин и kde в остальных дистрибутивах. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. А всего в GNU/Linux может работать около десятка графических сред. Это связно с тем, что по отношению к операционной системе любое графическое приложение является именно приложением, некоторой надстройкой над операционной системой, в отличие от ОС Windows. Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать досконально возможности графической среды и особенно возможности по ее настройке. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, найдите в ней кнопку запуска эмулятора терминала, разберитесь с GNU/Linux как с операционной системой и набором ее служб, а уже потом настраивайте графическую среду. ---- /!\ '''Edit conflict - your version:''' ---- |
|
Строка 74: | Строка 35: |
Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, что мы не использовали слово GNU/Linux, вместо этого использовалось название "графическая среда", То, что видите перед собой в качестве графической среды --- формально говоря, не относится GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две: xfce в дистрибутиве для слабых машин и kde в остальных дистрибутивах. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. А всего в GNU/Linux может работать около десятка графических сред, причем большая часть из них могут работать и под другими unix-подобными операционными системами. Это связно с тем, что, в отличие от ОС Windows, здесь по отношению к операционной системе любая графическая среда является именно приложением, некоторой надстройкой над операционной системой. Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать досконально возможности графической среды и особенно возможности по ее настройке. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, найдите в ней кнопку запуска эмулятора терминала, разберитесь с GNU/Linux как с операционной системой и набором ее служб, а уже потом настраивайте графическую среду. | Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, что мы не использовали слово GNU/Linux, вместо этого использовалось название "графическая среда", То, что видите перед собой в качестве графической среды --- формально говоря, не относится GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две: xfce в дистрибутиве для слабых машин и kde в остальных дистрибутивах. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. А всего в GNU/Linux может работать около десятка графических сред, причем большая часть из них могут работать и под другими unix-подобными операционными системами. Это связно с тем, что, в отличие от ОС Windows, здесь по отношению к операционной системе любая графическая среда является именно приложением, некоторой надстройкой над операционной системой. |
Строка 76: | Строка 37: |
---- /!\ '''End of edit conflict''' ---- | Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать досконально возможности графической среды и особенно возможности по ее настройке. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, найдите в ней кнопку запуска эмулятора терминала, разберитесь с GNU/Linux как с операционной системой и набором ее служб, а уже потом настраивайте графическую среду. |
Строка 84: | Строка 45: |
---- /!\ '''Edit conflict - other version:''' ---- |
|
Строка 89: | Строка 48: |
---- /!\ '''Edit conflict - your version:''' ---- || 70 || 1 || 1 || 1 || || 1 || PavelSutyrin, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || || ---- CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex ---- /!\ '''End of edit conflict''' ---- |
Элементы графической среды пользователя
Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны произвести идентификацию, чтобы указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Обычно при входе в систему мы вводим имя пользователя и его пароль. При выходе в систему с использованием графического интерфейса имя пользователя можно также выбрать из списка. Имя пользователя (оно же "логин" от англ. login) --- это идентификационная информация, а секретный пароль --- способ подтвердить аутентичность: пользователь именно тот, за кого себя выдает.
Следует отметить, что окно для ввода имени и паролья при старте системы --- только один из возможных способов, которыми пользователь может сообщить системе свои имя или пароль для своей идентификации, и существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему под имемен некоторого пользователя.
- В систему можно войти из текстовой консоли, на которую можно переключиться, нажав комбинации Alt+F1, .., ALT+F6 (комбинация Alt+А7 переключает на графический интерфейс). Использование консоли особенно актуально в случае неполадок с графическим интерфейсом.
- Основным инструментов работы администратора является безопасный удаленный (т.е. по сети с другого компьютера) консольный доступ к системе, используя протокол SSH.
Кроме того, в уже ходе работы пользователь может временно работать под правами другого пользователя. Наиболее типичный случай --- для администрирования системы пользователь может стать суперпользователем, например через команду su - или su <имя пользователя>.
Следует отметить, что в ряде случаев пароль можно не указывать (существуют и другие способы аутентификации), но без идентификации, т.е. без сообщения системе имени пользователя, обойтись нельзя, хотя в ряде случаев система позволяет войти под заранее заданным пользователем. Например, команда su по умолчанию переключается на суперпользователя root.
Итак, в итоге мы ввели имя пользователя, его пароль и вошли в систему. Перед нами рабочий стол, напоминающий рабочий стол, реализованный в Windows. В самом левом нижнем углу экрана по умолчанию находится кнопка, являющаяся аналогом кнопки "Пуск". при ее нажатии которой появляется основное меню, в нем есть подменю для запуска программ, для открытия последних документов, выхода из системы и других задач. Отметим, что программы в меню по умолчанию группируются по своему назначению, а не по фирме-производителю. Меню снабжено строкой поиска, позволяющей найти программы по их названию или назначению (в части версий ПСПО).
Обычно на рабочем столе также присутствуют:
- Иконки рабочего стола. Они выполняют примерно ту же функцию, что и пункты меню: при клике на них что-то происходит. Однако в отличие от пунктов меню, которые, как правило, запускают программу, иконки могут делать различные операции, например, открывать корзину, окна доступа к внешним устройства.
Внизу находится панель задач, которая при желании гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько и так далее. Кроме того, панель может быть заблокирована для исключения случайных изменений в ее внешнем виде. Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, которые обычно выглядят как кнопки кнопки. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрого запуска процессов, бывают кнопочки, открывающие свои небольшие меню. К ним относится, например кнопка "Система" в AltLinux Junior, через которую вы получаете доступ к своим документам, сменным носителям информации и сетевым дискам.
Таким образом, наиболее важная задача по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами. Следующий элемент рабочего стола --- панель задач, на которой показаны запущенные программы.
Существуют так называемые "аплеты" --- специальные программы, окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же они выполняют свои управляющие и информационные задачи. Например, аплетами являются индикатор громкость звука и часы. Вы можете добавлять аплеты на панель или удалить их из панели.
Одним из основных интерфейсных элементов являются виртуальные рабочие столы и их переключатель. Это позволяет размещать открытые окна приложений на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- это задача эффективной организации рабочего места. Благодаря виртуальным рабочим столам вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве.
Для добавления элементов на рабочий стол существует особый пункт меню и специальный диалог. Таких элементов в графической среде может быть много, однако для эффективной работы не рекомендуется засорять рабочий стол, для хранения документов используется папка "Документы", а для быстрого запуска задач -- панель и меню.
Место графической среды пользователя в GNU/Linux
Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, что мы не использовали слово GNU/Linux, вместо этого использовалось название "графическая среда", То, что видите перед собой в качестве графической среды --- формально говоря, не относится GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две: xfce в дистрибутиве для слабых машин и kde в остальных дистрибутивах. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. А всего в GNU/Linux может работать около десятка графических сред, причем большая часть из них могут работать и под другими unix-подобными операционными системами. Это связно с тем, что, в отличие от ОС Windows, здесь по отношению к операционной системе любая графическая среда является именно приложением, некоторой надстройкой над операционной системой.
Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать досконально возможности графической среды и особенно возможности по ее настройке. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, найдите в ней кнопку запуска эмулятора терминала, разберитесь с GNU/Linux как с операционной системой и набором ее служб, а уже потом настраивайте графическую среду.
Сведения о ресурсах
Готовность (%) |
Продолжительность (ак. ч.) |
Подготовка (календ. ч.) |
Полный текст (раб. д.) |
Предварительные знания |
Level |
Maintainer |
Start date |
End date |
70 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|