6875
Комментарий:
|
← Версия 26 от 2009-03-22 21:48:31 ⇥
13889
|
Удаления помечены так. | Добавления помечены так. |
Строка 1: | Строка 1: |
== Рассмотрение элементов рабочего стола == | == Элементы графической среды пользователя == |
Строка 3: | Строка 3: |
По той самой причине, чт мы имеем дело с многоп. системой, мы сначала должны провести идентификацию. Вот то, что мы видим --- логин и пароль --- программа (один из многих свсбов), которая позв. осущ. идентификацию пользователя. | Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Этот процесс называется идентификацией. Обычно при входе в систему мы вводим имя пользователя и его пароль. При выходе в систему с использованием графического интерфейса имя пользователя можно также выбрать из списка. Имя пользователя (оно же "логин" от англ. ''login'') --- это идентификационная информация, а секретный пароль --- способ подтвердить аутентичность: пользователь именно тот, за кого себя выдает. |
Строка 5: | Строка 5: |
Один из многих --- можно из консоли зайти, по ssh... В ряде случаев пароль можно не указывать (другие способы аутентификации), но без идент. обйтись нельзя. | Следует отметить, что окно для ввода имени и пароля при старте системы --- только один из возможных способов, которыми пользователь может сообщить системе свои имя или пароль для своей идентификации, и существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему под именем некоторого пользователя. * В систему можно войти из текстовой консоли, на которую можно переключиться, нажав одну из комбинаций клавиш Alt+F1, .., ALT+F6 (комбинация Alt+А7 переключает на графический интерфейс). Использование текстовой консоли особенно актуально в случае неполадок с графической средой. * Основным инструментов работы администратора является безопасный удаленный (т.е. по сети с другого компьютера) консольный доступ к системе, используя протокол SSH. * Кроме того, в уже ходе работы пользователь может временно работать под правами другого пользователя. Наиболее типичный случай --- для администрирования системы пользователь может стать суперпользователем, например через команду {{{su - }}} или {{{su <имя пользователя>}}}. |
Строка 7: | Строка 10: |
Поизучаем то, что мы видим. Мы видим картинку, напоминающую виндовс, некоторым она ег сильн напоминает. Слева внизу видна мышь с крестиком --- аналог кнопки пуск, при нажатии выпадает меню, в них есть подменю, и там есть пункты, которые можно нажать и что-то случится. Это концепция не нова, это было и в виндовз, и в маках. | Следует отметить, что в ряде случаев пароль можно не указывать (существуют и другие способы аутентификации), но без сообщения системе имени пользователя обойтись нельзя, хотя в ряде случаев система позволяет войти под заранее заданным пользователем. Например, команда {{{su}}} по умолчанию переключается на суперпользователя root. |
Строка 9: | Строка 12: |
Что ещё есть н рабочем столе: * Икнки. Выполняют примерно ту же функцию, что и меню --- вы в них тыкаете, они чт-то делают. В отличие от пунктов меню, которые как правило запускают программу, инки могут делать интересные вещи --- крзину, ... * Внизу нахдится панель, в тличие т виндвса, она гибк настраивается --- может быть не на всю ширину, уезжать с экрана, их может быть несколько... Внутрь панели можно добавлять разл. интерф. элементы. Прсто кнопки. Есть кнпочки обычные (быстрый запуск), а бывают кнопочки-выдвижные ящики (совмещает кнопку и меню). Дальше идёт пнель задач. Переместим её наверх. Обратим внимание, что внешний вид немнго изменился. Ещё есть так назывемые апплеты --- специальные приложения, окна которых рабтают внутри отведённого места на панели, там же оно вып. свои упр. и инф задачи. По умолч. видим два апплета --- громкость и часы. Программа может быть написана так, что работает и иконку вставляет --- аналог трея. * Один из самых удбный и част исп. инт. элементов, котрые лектор рекм. использоваться --- виртуальные эрны и перекл. рабчих мест. Это крайне удобюня штука, которая позв. размещать окна на разных рабочих столах. Какую задачу решает подсистема вирт. экранов --- задачу орг. рабочего места. Вы не связааны необх. откр. неск. программ, сотв. разным задачам, в одном пространстве. Есть утилита под названием wmctrl, которая позв. манип. окнами, вирт. экранами, видимостью из командной строки. * Для добавления элементов есть пункт меню и спц. диалог. Таких элементов много, неск. десятков. Когда лектор гворил про эти кнопочки-менюшки, лектр не исп. слво Linux, использовалось назв "графичекская среда", исп. названия разл. сред, и это главное. То, что выидите перед сбой --- не линукс вобще. Более того, всё, что мы трогали, явл. пльз. прилжением --- начиная броузером и заканчивая граф. средой. И даже в рамках ПСПО таких сред две штуки --- xfce и kde. И они тличаются сильно не стольк с виду, сколько арзитектурно. В хранилище граф. сред с дюжину наберётся. Если посмотреть, скольк их всего в мире, то их неск. десятков, если не сотни. Это связно с тем, что по тн. к ОС, любое граф. приложение явл. именно приложением, настр. над ОС, в том числе, и те прилож., кторые ей врде упр (например, кнфигуратры). Эт такое замечание, которое спровождается след. соображением --- если вы хотите изучить линукс, то что вам следует делать в посл. очередь --- изучать взм. граф. оболочки. Сначала выберите граф. оболочку, чтобы нравилась, разберитесь с линуксм, и потом уже настраивайте оболочку. |
Итак, в итоге мы ввели имя пользователя, его пароль и вошли в систему с использованием графической среды. Перед нами рабочий стол, напоминающий рабочий стол, реализованный в Windows. В самом левом нижнем углу экрана по умолчанию находится кнопка, являющаяся аналогом кнопки "Пуск". При ее нажатии которой появляется основное меню, в нем есть подменю для запуска программ, для открытия последних документов, выхода из системы и других задач. Отметим, что программы в меню по умолчанию группируются по своему назначению, а не по фирме-производителю. Меню снабжено строкой поиска, позволяющей найти программы по их названию или назначению (в части версий ПСПО). {{attachment:../ui_gui_kde.png}} ## Обратите внимание, что помимо интерфейсного элемента под названием "Кнопка" и меню, которые мы сейчас рассмотрели, есть еще много интересных элементов, которые в Windows отсутствуют либо не играют важной роли. К основным визуальным элементам графической среды пользователя также относятся следующие. * Иконки рабочего стола. Они выполняют примерно ту же функцию, что и пункты меню: при клике на них что-то происходит. Однако в отличие от пунктов меню, которые, как правило, запускают программу, иконки могут делать различные операции, например, открывать корзину, окна доступа к внешним устройства. * Панель (внизу экрана), которая при желании гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько и так далее. Кроме того, панель может быть заблокирована для исключения случайных изменений в ее внешнем виде. Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, которые обычно выглядят как кнопки. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрого запуска процессов, бывают кнопочки, открывающие свои небольшие меню. К ним относится, например кнопка "Система" в ALT Linux Junior, через которую вы получаете доступ к своим документам, сменным носителям информации и сетевым дискам. Таким образом, наиболее важная задача по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами. Следующий элемент рабочего стола --- панель задач, на которой показаны запущенные программы. ## Они совмещают свойства кнопки и меню: с одной стороны, у нас есть меню, с другой --- у него есть некий главный элемент, лежащий непосредственно в области доступа. * В графических средах ПСПО существуют так называемые "апплеты" --- специальные программы, мини-окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же они выполняют свои управляющие и информационные задачи. Например, апплетами являются индикатор громкости звука и часы. Вы можете добавлять апплеты на панель или удалить их из панели. ## Кстати, программа может быть написана так, что, работая, она вставляет иконку --- получается аналог трея. * Одним из важнейших интерфейсных элементов являются виртуальные рабочие столы и их переключатель. Это позволяет размещать открытые окна приложений на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- это задача эффективной организации рабочего места. Благодаря виртуальным рабочим столам вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве. ## Есть утилита под названием wmctrl, которая позволяет манипулировать окнами, виртуальными экранами, их видимостью из командной строки. --- нет ее в alj, Для добавления элементов на рабочий стол и на панель существует особый пункт меню и специальный диалог. Таких элементов в графической среде может быть много, однако для эффективной работы не рекомендуется засорять рабочий стол. Для хранения документов используется папка "Документы", а для быстрого запуска задач -- панель и меню. === Место графической среды пользователя в GNU/Linux === Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, что мы не использовали слово GNU/Linux, вместо этого использовалось название "графическая среда", То, что видите перед собой в качестве графической среды --- формально говоря, не относится к GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две: XFCE в дистрибутиве для слабых машин и KDE в остальных дистрибутивах. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. А всего в GNU/Linux может работать около десятка графических сред, причем большая часть из них могут работать и под другими Unix-подобными операционными системами. Это связно с тем, что, в отличие от ОС Windows, здесь по отношению к операционной системе любая графическая среда является именно приложением, некоторой надстройкой над операционной системой. Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать досконально возможности графической среды и особенно возможности по ее настройке. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, найдите в ней кнопку запуска эмулятора терминала, разберитесь с GNU/Linux как с операционной системой и набором ее служб, а уже потом настраивайте графическую среду. |
Строка 18: | Строка 39: |
## ВНИМАНИЕ! Поля значащие, просьба редактироать только числа и списки модулей | ## ВНИМАНИЕ! Поля значащие, просьба редактироdать только числа и списки модулей |
Строка 20: | Строка 41: |
## Ментейнеры прописываются в сответствии с PspoTasks | ## Ментейнеры прописываются в соответствии с PspoTasks |
Строка 22: | Строка 43: |
|| 5 || 1 || 1 || 1 || || 1 || SergeyKorobkov, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || || | || 90 || 1 || 1 || 1 || || 1 || SergeyKorobkov + ОльгаТочилкина, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || || |
Элементы графической среды пользователя
Поскольку мы имеем дело с многопользовательской системой, перед началом работы мы должны указать системе, от лица какого пользователя будут запускаться последующие процессы. Этот процесс называется идентификацией. Обычно при входе в систему мы вводим имя пользователя и его пароль. При выходе в систему с использованием графического интерфейса имя пользователя можно также выбрать из списка. Имя пользователя (оно же "логин" от англ. login) --- это идентификационная информация, а секретный пароль --- способ подтвердить аутентичность: пользователь именно тот, за кого себя выдает.
Следует отметить, что окно для ввода имени и пароля при старте системы --- только один из возможных способов, которыми пользователь может сообщить системе свои имя или пароль для своей идентификации, и существует множество других способов произвести идентификацию и войти в систему под именем некоторого пользователя.
- В систему можно войти из текстовой консоли, на которую можно переключиться, нажав одну из комбинаций клавиш Alt+F1, .., ALT+F6 (комбинация Alt+А7 переключает на графический интерфейс). Использование текстовой консоли особенно актуально в случае неполадок с графической средой.
- Основным инструментов работы администратора является безопасный удаленный (т.е. по сети с другого компьютера) консольный доступ к системе, используя протокол SSH.
Кроме того, в уже ходе работы пользователь может временно работать под правами другого пользователя. Наиболее типичный случай --- для администрирования системы пользователь может стать суперпользователем, например через команду su - или su <имя пользователя>.
Следует отметить, что в ряде случаев пароль можно не указывать (существуют и другие способы аутентификации), но без сообщения системе имени пользователя обойтись нельзя, хотя в ряде случаев система позволяет войти под заранее заданным пользователем. Например, команда su по умолчанию переключается на суперпользователя root.
Итак, в итоге мы ввели имя пользователя, его пароль и вошли в систему с использованием графической среды. Перед нами рабочий стол, напоминающий рабочий стол, реализованный в Windows. В самом левом нижнем углу экрана по умолчанию находится кнопка, являющаяся аналогом кнопки "Пуск". При ее нажатии которой появляется основное меню, в нем есть подменю для запуска программ, для открытия последних документов, выхода из системы и других задач. Отметим, что программы в меню по умолчанию группируются по своему назначению, а не по фирме-производителю. Меню снабжено строкой поиска, позволяющей найти программы по их названию или назначению (в части версий ПСПО).
К основным визуальным элементам графической среды пользователя также относятся следующие.
- Иконки рабочего стола. Они выполняют примерно ту же функцию, что и пункты меню: при клике на них что-то происходит. Однако в отличие от пунктов меню, которые, как правило, запускают программу, иконки могут делать различные операции, например, открывать корзину, окна доступа к внешним устройства.
- Панель (внизу экрана), которая при желании гибко настраивается --- может быть не на всю ширину экрана, может "уезжать" с экрана, их может быть несколько и так далее. Кроме того, панель может быть заблокирована для исключения случайных изменений в ее внешнем виде. Внутрь панели можно добавлять различные интерфейсные элементы, которые обычно выглядят как кнопки. Есть кнопки обычные, они нужны для быстрого запуска процессов, бывают кнопочки, открывающие свои небольшие меню. К ним относится, например кнопка "Система" в ALT Linux Junior, через которую вы получаете доступ к своим документам, сменным носителям информации и сетевым дискам. Таким образом, наиболее важная задача по какой-то теме запускается одним кликом, программы, использующиеся реже --- двумя кликами. Следующий элемент рабочего стола --- панель задач, на которой показаны запущенные программы.
- В графических средах ПСПО существуют так называемые "апплеты" --- специальные программы, мини-окна которых работают внутри отведённого места на панели, там же они выполняют свои управляющие и информационные задачи. Например, апплетами являются индикатор громкости звука и часы. Вы можете добавлять апплеты на панель или удалить их из панели.
- Одним из важнейших интерфейсных элементов являются виртуальные рабочие столы и их переключатель. Это позволяет размещать открытые окна приложений на разных рабочих столах. Задача, которую решает подсистема виртуальных экранов --- это задача эффективной организации рабочего места. Благодаря виртуальным рабочим столам вы не связаны необходимостью открывать несколько программ, соответствующих разным задачам, в одном пространстве.
Для добавления элементов на рабочий стол и на панель существует особый пункт меню и специальный диалог. Таких элементов в графической среде может быть много, однако для эффективной работы не рекомендуется засорять рабочий стол. Для хранения документов используется папка "Документы", а для быстрого запуска задач -- панель и меню.
Место графической среды пользователя в GNU/Linux
Отметим, что в рассказе об элементах рабочего стола, что мы не использовали слово GNU/Linux, вместо этого использовалось название "графическая среда", То, что видите перед собой в качестве графической среды --- формально говоря, не относится к GNU/Linux вообще. Более того, всё, что мы сейчас рассмотрели, является пользовательским приложениями, в том числе и графическая среда. И даже в рамках ПСПО таких сред две: XFCE в дистрибутиве для слабых машин и KDE в остальных дистрибутивах. И они заметно отличаются, причем не столько визуально, сколько архитектурно. А всего в GNU/Linux может работать около десятка графических сред, причем большая часть из них могут работать и под другими Unix-подобными операционными системами. Это связно с тем, что, в отличие от ОС Windows, здесь по отношению к операционной системе любая графическая среда является именно приложением, некоторой надстройкой над операционной системой.
Стоит отметить, если вы хотите изучить GNU/Linux, то что вам следует делать в последнюю очередь --- изучать досконально возможности графической среды и особенно возможности по ее настройке. Сначала выберите графическую оболочку, которая вам нравится, найдите в ней кнопку запуска эмулятора терминала, разберитесь с GNU/Linux как с операционной системой и набором ее служб, а уже потом настраивайте графическую среду.
Сведения о ресурсах
Готовность (%) |
Продолжительность (ак. ч.) |
Подготовка (календ. ч.) |
Полный текст (раб. д.) |
Предварительные знания |
Level |
Maintainer |
Start date |
End date |
90 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
SergeyKorobkov + ОльгаТочилкина, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko |
|
|