Differences between revisions 19 and 20
Revision 19 as of 2008-10-09 15:29:11
Size: 19725
Editor: FrBrGeorge
Comment:
Revision 20 as of 2008-10-09 16:09:02
Size: 19715
Comment:
Deletions are marked like this. Additions are marked like this.
Line 7: Line 7:


----

Настройка X-сервера

Структура X-сервера

Архитектура

иксы это клиент-серверная архитектура. Сервер на вашей машине обрабатывает входящие сообщения от клавиатуры и мыши (или других устройств ввода) и передает их клиенту, который их обрабатывает и передает запросы икс серверу по поводу того что нужно сделать с графической платой, то есть что нарисовать.

Если бы не борьба компании ALT с изобретательными дураками, то можно было бы заставить работать все машины на одной или одной машиной принимать все соединения, но в альте иксы запускаются с -nolisten tcp. Это сделано так, поскольку в большинстве случаев это рабочая станция, к которой лучше ограничить доступ из сети и которой такой функционал не нужен.

Интерфейс

Организация интерфейса привычная. Есть понятие окно, которое сильно сужает варианты использования графического интерфейса. То есть каждое приложение, когда хочет чего-то показывать на экране, регистрирует себе несколько прямоугольников (т.е. окон), и может в них рисовать и принимать сигналы нажатия кнопок и движения мыши. Есть понятие фокуса, вы можете переключаться между окнами, разделяя устройство ввода, фокус может перемещаться, и в зависимости от того ,какой прямоугольник захватил его, ему и посылаются события с устройства ввода. Окна могут наслаиваться друг на друга. Существует понятие глубина, и на основе этого определяется какому окну относится некая точка, которая вообще говоря принадлежит нескольким окнам. На всё это накладываются некие дополнительные ограничения, связанные с тем, что вы объявляете что окна всего лишь окна, а управление ими отдаётся отдается приложению под названием окновод/диспетчер окон (window manager). Конечно, существует команда х-серверу по манипуляции окнами, и приложение может такие команды подавать, но неправильно было бы перекладывать управление окнами на приложение, поскольку тогда бы в каждом приложении была бы куча кода по манипуляции окнами. Поэтому логично было бы отдать задачу управления окнами отдельному приложению под названием window manager, который и позволяет пользователю всё это делать: двигать, изменять, превращать в иконки, скрывать окна, и так далее.

То, с чем мы имеем дело сейчас (в дистрибуитиве Lite) --- рабочий стол xfce с диспетчером окон xfwm, в юниоре, терминал сервере и мастере есть рабочий стол kde, диспетчером окон там является kwin (м.б. вставить скриншот?)

Экран

Оставим протокол X11, и вспомним про то, как устроен экран. Тут мы говорим, что виртуальных экранов может быть несколько, есть приятные интерфейсные штуки, которые связаны не с окнами, а с управлением программными продуктами, и так далее. Например управление менюшками, кнопочками. Эти все функции может взять из себя диспетчер окон, а может и не брать. В графических средах типа kde/xfce запускается куча приложений, каждое из которых занимается отдельным делом (например иконки на рабочем столе).

Настройка графической среды

Использование Alterator

Запустим Центр Управления системой (он же Alterator)

../acc.png

То, что вы видите, это некий графический интерфейс к пачке утилит, которые являются мозгом для определения возможностей графической подсистемы, а с другой стороны, к конфигурационный файлу системы xorg.

../acc_display.png

"Монитор 1024х768" - это не разрешение, а некий монитор по умолчанию, который используется, если нет конкретных данных. Есть мониторы, о которых такие данные есть. Хотелось бы добавить распознаватель драйвера монитора, который является файлом содержащим допустимые физические характеристики монитора.

Файл xorg.conf

Рассмотрим содержание файла xorg.conf, расположенного в /etc/X11. Он состоит из секций, каждая отвечает либо за устройство, либо за синтетическое понятие (комплект устройств для общения с пользователем, или наоборот их части)(например, layout), или за некоторые файлы (секция Module --- загружает модули).

  • Первая секция - секция ServerLayout, она определяет, на каком screen (см. ниже) какие устройства ввода применяются.

Section "ServerLayout"
        Identifier     "Minimal layout"
        Screen         "Screen0" 0 0
        InputDevice    "Keyboard0" "CoreKeyboard"
        InputDevice    "ImPS/2 Logitech Wheel Mouse|0" "CorePointer"
EndSection
  • Секция загрузки модулей (Module):

Section "Module"
        Load  "type1"
        Load  "freetype"
        Load  "glx"
        Load  "dri"
        Load  "dbe"
        SubSection "extmod"
                Option      "omit xfree86-dga"
        EndSubSection
EndSection
  • Здесь type1 --- шрифты, freetype --- шрифты (проверить), glx --- трехмерная графика, dri --- графическое ускорение, dbe --- работа с памятью. (а что, собственно, такое extmod?)

  • Секция ServerFlags:

Section "ServerFlags"
        Option      "AllowMouseOpenFail" "true"
EndSection
  • Опция allowmouseopenfail позволяет иксам грузиться, даже если мышь не работает. Кроме того, мышью можно управлять с клавиатуры (нажать сочетание shift+numlock, а потом использовать клавиши на цифровой клавиатуре для перемещения мыши).
  • Секции InputDevice:

Section "InputDevice"
        Identifier  "Keyboard0"
        Driver      "kbd"
EndSection
  • Эта часть отвечает за драйвер клавиатуры --- kbd. Для включения дополнительных трёх кнопок на клавиатуре надо выбрать в настройках клавиатуры (в центре управления системой) "клавиатура acpi", при этом меняется содержимое файла /etc/X11/xinit/Xkbmap. В какой-то момент появился setxkbmap, который повторяет синтаксис xorg.conf, и позволяет каждому пользователю настраивать клавиатуру по-своему.

Section "InputDevice"
        Identifier  "ImPS/2 Logitech Wheel Mouse|0"
        Driver      "mouse"
        Option      "Device" "/dev/input/mice"
        Option      "Protocol" "IMPS/2"
        Option      "ZAxisMapping" "4 5"
EndSection
  • Здесь указаны параметры мыши. Стоит отметить, что последняя опция --- ZSxisMapping. Кроме того, поворот колеса --- перемещение по оси z. Никто почти его не использует, поэтому их принято преобразовывать в нажатия кнопок 4 и 5. Если вдруг кнопки определились неправильно, и при нажатии на одну кнопку он делает то, что должно делать при нажатии на другую, то сначала запускаете xev, а потом xmodmap (эту часть как-то не очень понял)

  • Секция Monitor.

Section "Monitor"
        Identifier   "Monitor 1024x768|0"
        HorizSync    31.5 - 57.0
        VertRefresh  50.0 - 70.0
EndSection
  • Если бы мы воспользовались конфигуратором, то мы бы увидели первые 3 строчки --- название (это именно название), частота развёртки и частота кадров. Частота развертки --- это частота строк. Считается, что безопасно показывать больше 60 кадров, а эргономично - больше 85. Эти параметры, вписанные сюда конфигуратором, соответствуют типичному монитору, который даёт нормальное разрешение 1024х768. Если монитор достаточно хороший, то тут может не быть ничего кроме identifier, поскольку есть протоколы DDC и EDID, которые позволяют договариваться видеокарте и монитору, какие режимы работы на каком разрешении для них приемлемы, и х-сервер может эту информацию вынимать.
  • Раздел Device:

Section "Device"
        Identifier  "Card0|0"
        Driver      "intel"
EndSection
  • Этот раздел отвечает за видеокарты. Здесь может быть много разных настроек: аппаратное трехмерное ускорение, иногда карточки что-то не умеют и это нужно включать отдельно. Это место, в которое вписываются значения, которые в альтераторе представляются в разделе драйвер.
  • Секция Screen.

Section "Screen"
        Identifier "Screen0"
        Device     "Card0|0"
        Monitor    "Monitor 1024x768|0"
        DefaultDepth     16
        SubSection "Display"
                Depth     8
        EndSubSection
        SubSection "Display"
                Depth     15
        EndSubSection
        SubSection "Display"
                Depth     16
        EndSubSection
        SubSection "Display"
                Depth     24
        EndSubSection
        SubSection "Display"
                Depth     32
        EndSubSection
EndSection

(кстати, надо бы другой вариант этой секции, у меня неудачный)

  • Это то, как на данном мониторе с конкретной видеокарточкой включать разного рода графические режимы. Секция modes описывает, какие из именованных modeline-ов (режимов) в каком порядке включать. Их много, потому что разная глубина цвета. Там в конце есть приписка такая, что устройство, которое осуществляет аппаратный доступ к графическому ускорителю, будет иметь группу xgrp и права 0660. Следует отличать виртуальный размер экрана (может быть вписан как Virtual) и физическое разрешение монитора. Они необязательно совпадают. Если видеокарта позволяет, то виртуальный размер экрана можно поставить намного больше реального. Тогда будет видна только часть экрана, которую можно перемещать, подводя мышь к краю экрану. В большинстве случаев переключаться между разными режимами (если их много) можно с использованием ctrl+alt++, ctrl+alt+-, при этом виртуальный размер экрана остаётся прежним, а разрешение меняется.

ModeLine

Утилита modeline выдаёт информацию о доступных режимах работы монитора.

grep -i modeline /var/log/Xorg.0.log

Как у нас устроена ЭЛТ. У нас идет луч и он рисует пиксели. Как доходит до конца он выключается и перегоняется на начало следующей строки, включается и опять рисует. Когда он доходит до конца всего кадра он в выключенном состоянии перегоняется наверх, и начинает все сначала. Вообще говоря это можно представить так: пусть у нас есть цилиндр, и луч ходит по спирали. Часть этого цилиндра мы не видим, так как экран плоский и потому меньше чем размер цилиндра. Поэтому там луч выключается. А потом это все разворачивается и мы видим наш экран.

(тут, видимо, не помешала бы картинка с тором)

Первый параметр --- dot clock(количество пикселей в секунду которое может отображать монитор), второй параметр --- ширина видимой часть в пикселах, дальше ширина в пикселах плюс одна половинка, вторая половинка и дальше --- ширина всего цилиндра. Аналогично устроена высота. Для более точной информации смотрите man XF86vidmodemodmodeline.

Далеко не все пикселы, которые мы выводим при таком дотклоке можно вывести. То есть, реальный размер картинки существенно меньше, или частота кадров существенно меньше, чем возможно. ModeLine --- это способ вручную настроить монитор. Сделать это можно программой xvidtune.

../xvidtune.png

Вот здесь есть все те параметры из modeline.

Есть видеокарты и режимы, где оно настраивается. Не настраивается это в vesa и ещё некоторых. vesa просто лезет в видеокарточку и достает оттуда доступные режимы. Он не умеет ничего менять, но знает, что если установить определенные параметры, то оно должно заработать.

Изменить режим работы монитора можно также с помощью команды xrandr:

xrandr -s 832x624

Эта команда изменит разрешение на 832 на 624 точки.

Существует программа xev, которая ловит события с устройств ввода и выводит по ним информацию.

../xev.png

Если нажать какую-то клавишу, то результатом будет сообщение вида:

ButtonPress event, serial 31, synthetic NO, window 0x2a00001,
    root 0x59, subw 0x0, time 2034270562, (42,98), root:(465,384),
    state 0x0, button 4, same_screen YES

Если подвигать мышью, то получим:

MotionNotify event, serial 31, synthetic NO, window 0x2a00001,
    root 0x59, subw 0x0, time 2034287126, (140,18), root:(563,304),
    state 0x0, is_hint 0, same_screen YES

Проверить!!!

Есть программа xbindkeys, которая позволяет забиндить действия на чего-нибудь полезное.

../xbindkey.png


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

21

1

1

1

1

SergeyKorobkov + ПетрНикольский, FrBrGeorge, MaximByshevskiKonopko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080731/03XConfiguration (last edited 2008-10-15 10:46:17 by FrBrGeorge)