Различия между версиями 2 и 26 (по 24 версиям)
Версия 2 от 2008-08-07 19:32:37
Размер: 10798
Редактор: SergeyKorobkov
Комментарий:
Версия 26 от 2008-10-10 17:58:47
Размер: 25792
Редактор: FrBrGeorge
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 3: Строка 3:
(рассказ про то, как работают иксы) Если бы не альтвая брьба с изобр. дураками, то можно было бы заставить работать все машины на одной или одной принимать все соед, но в альте оно запускается с -nolisten tcp. Это сделано так, поскольку это рабочая станция, и там такой функционал не нужен.

Это первый слой.

Организация интерфейса привычная. Есть понятие окно. Это ост. серьёзное огр. на сущности. Есть понятие фокуса, вы можете перекл. между окнами, разделяя устр. ввода, фокус мжет перемещ., и в зависимости от тго ,какой прямоуг захватил ему, ему и посыл. события с устр. ввода. Окна могут насл. друг на друга. На всё это накл. некие доп. ограничения, связанные с тем, что вы обявляете что окнга всего лишь окна, а упр. ими отдаётся отд. прилажению под названием окновод (window manager). Конечно, суще. команда х-серверу по манип. окнами, и прилож. может такие команды подавать, но было бы непр. было бы тдавать под приложение, поск. тогда бы в каждм прилож. была бы куча кода по манип. окнами. Пэтому логично было бы отдать задачу упр. окнами отдельному приложению пд назв. wm, который и позв. пользователю всё это делать: двигать-изменять-иконифаить окна, и так далее.

То, с чем мы имеем дело сейчас --- xfce с wm xfwm, в юниоре, терминал сервере и мастере есть kde, wm там kwin

Есть ещё один слой, где мы забываем про протокол X11, и всп. про то, как устр. жкран. Тут мы говориМ, что экр. может быть неск, естьприятные инт. штуки, октрые связаны не с окнами, а с упр. пргр. продуктов, и так далее. Эти все функции может взять из себя wm, а мжет и не брать. В граф. средах типа kde|xfce запускется куча прилож, каждая из которых делается тд. приложением.

Такое краткое содержание лекции про иксы.

Дополнение. Что инт. польз, который сел за такую граф. среду. Первое, что инт. узнать: как настр. эту среду. Вещь первая --- альтератор.

То, что вы видете, эт некийграф. интерфейс к пачке утилит, кторые явл. мозгом для определения возм. раф подсистемы, а с другой стороны, к конф. файлу системы xorg.

Монитор 1024х768 это некая заглушка, когда монитор неизвестен. Это не разрешение. ...

Как устрен xorg.conf. Он сост. из секций, каждая тв. либо за устр., либ за синт. понятие (нарпимер, Layout). Что мы видим в секции layout... Далее идёт секция загрузки модулей: type1-шрифты, freetype-шрифты (проверить), glx, dri --- граф. ускорение... Флаги: allowmouseopenfail --- чтобы иксы грузились, если мышьь отвалится, крме того, мышью можно упр. с клавиатуры (shift+numlock --- цифроблок). Кроме того, поворот клеса --- перемещение по оси z. Никто почти его не исп., то их преобр. в нажатия кнпок 4 и 5. Если вдру кнопки замапились неправильно, то сначала запускаете xev, а потом xmodmap.

Дальше идёт секция monitor. Если бы мы восп. конфигуратором, то мы ы увидели первые 4 строчки --- название (эт именно название), физ. размер, частота развёртки и частота кадров. Это параметры, которые вписал сюда конфигуратор, они сотв. типичному монитору, который даёт норм. разрешение 1024х768. Если дост. хорошее железо, т тут может не быть ничего кроме identifier, поск. есть протоколы DDC и EDID, которые позв. договариваться видеокарте и монитору, какие разр. для них приемлемы, и х-сервер может эту инф. вынимать.

Есть утилита modeline, которая выдаёт инф. о дост. режимах.

(рассказ про ЭЛТ и теоретизация пр цилиндр и тр)

Первый параметр --- dot clock, второй параметр --- ширина видимй часть в пикселах, дальше ширина в пикселах плюс одна половинка, вторая половинка и дальше --- ширина всего цилиндра. Для более точной спец. см. XF86vidmodemodmodeline (o_O)

Далеко не все пикселы, кторые мы выводим при таком дотклоке можно вывести. То есть, реальный разм. картинки сущ. меньше, или рефрешрейт сущ. меньше, чем взможно. ModeLine --- способ вручную настр. монитра. Для этого есть xvidtune.

Есть видеокарты и режимы, где оно настраивается. Не настр. это в vesa и ещё нек-рых. vesa просто лезет в видеокарточку и фетчит доступные режимы. он не умеет ничего менять, но знает, что если установить такое параметры, т оно должн заработать.

Дальше еидёт раздел Device карточки, там можно настр видекарту, разл. ускорение... (это место, в кторое вписываются знач., который в альтератре выб. в разделе драйвер).

Screen. Теперь мы занимаемся синт. штуками. Эт то, как на данном мониторе с карточкой рисвать разнго рода графрежимы. Секция modes описывает, какие из именованных модлайнв в каком порядке включать. Их много, потому что разная глубина цветности.

Там в конце есть приписка такая, что устр., к котор. осущ. аппаратный доступ к граф. уск., оно будет иметь группу xgrp и права 0660.

Есть ещё одна синт. штука, lAYOUT? КОТОРАЯ ОПР., на каком скрине какие устр. ввода применяются.

В бльшинстве случаев перекл. между разными режимами мжно с исп. ctrl+alt++, ctrl+alt+-, при этом виртуальный размер экрана остаётся прежним, а разрешение меняется.

Есть программа xev, которая ловит события с устр. ввода и вывдит по ним информацию, есть прграмма xbindkeys, которая позволяет забиндить дейтсвия на чо-нибудь плезное.

Ещё один момент, св. с изм разрешения --- его можно сделать с исп. утилиты xrandr

Для включения дополн. трёх кнопок надо выбраьт в настр. клавиатуры клавиатура acpi, при этом меняется /etc/X11/xinit/Xkbmap.

В какой-то момент пявился setxkbmap, который повт. синтаксис xorg.conf, и позв. кадждму польз. настр. клавиатуру п-своему.

Например, настроим перекл. раскладки.

Проблема с шифтами вот в чём: настройки xkb в рамках дной сессии аккумулируются. Это какая-то бага давняя, котрую мало кому хочется исправлять, но может быть такая штука, что вы пишите два шифта, а там чт-то не то с дним из шифтов.
=== Структура X-сервера ===

==== Архитектура ====

Графическая подсистема ПСПО базируется на комплекте программных продуктов {{http://x.org|Xorg}}. Поверх Xorg запускается несколько ''приложений'', необходимых для организации "рабочего стола". Взаимодействие между всеми программами Xorg описывается протоколом x.11, поэтому эту подсистему принято также называть X11 или, в разговоре, "иксами".

Xorg имеет клиент-серверную архитектуру. X-Сервер -- это программа, которая имеет доступ к устройствам графического ввода (клавиатура, мышь) и вывода (графическая карта). По протоколу X11 сервер передаёт сообщения об активности мыши и клавиатуры другим программам -- X-клиентам, а также принимает от них запросы, как правило, что-либо нарисовать, вывести текст и т .п.

X-сервер и X-клиент вполне могут находиться на разных машинах: X-сервер -- на машине пользователя, а X-клиент -- где угодно. Принимать X-запросы от любых машин в сети небезопасно, поэтому это свойство в ПСПО отключено: сервер запускается с ключом `-nolisten tcp` (задаётся в файле `/etc/sysconfig/xserver`). На рабочей станции такое подключение смысла всё равно не имеет. Есть исключение: "Линукс Терминал", целиком построенный на том, что пользовательские машины запускают только X-серверы, а вся работа ведётся на центральном компьютере посредством X11.

==== Интерфейс ====

'''Окно'''. Понятие "окно", на самом деле, сильно сужает варианты использования графического интерфейса, однако осмысленных альтернатив "оконному" подходу пока не придумано. Каждое приложение регистрирует у X-сервера один или несколько прямоугольников -- окон. Внутри этого прямоугольника приложение имеет возможность рисовать фигуры, выводить текст и т. п. События -- нажатие клавиш на клавиатуре, перемещение мыши и нажатие кнопок на ней -- также считаются происходящими "на территории" окна. Для того, чтобы выяснить, какому именно окну предназначалось событие, используется синтетическое понятие -- '''фокус'''. Каждый раз не более одного окна может быть "в фокусе", именно этому окну направляются события. По умолчанию X-сервер передаёт фокус окну, над которым находится графический указатель мыши, но этот порядок может изменить некоторый X-клиент, принимая все события на себя и "раздавая" их по своему усмотрению. Прямоугольники могут накладываться друг на друга, образуя "стопку". Тем самым вводится понятие '''глубины''' окна: полностью видимо окно с наименьшей глубиной, окна под ним загораживаются вышележащими. Глубина окна учитывается и при передаче ему фокуса.

'''Диспетчер окон'''. X-клиент, в обязанности которого входит передавать другим X-клиентам фокус по своему усмотрению, называется диспетчером окон (''окноводом''). Диспетчер выполняет всю работу по управлению окнами: передаёт фокус, позволяет перемещать окна, изменять их размер и глубину, скрывать, превращать в иконки и многое другое. Все эти действия производит, разумеется, X-сервер, а диспетчер подаёт ему соответствующие команды. Для удобства управления диспетчер обычно пририсовывает к окнам декораторы: красивую рамочку, заголовок, кнопки и т. п. Сами приложения также могут посылать серверу соответствующие команды, однако заставлять каждый X-клиент заниматься управлением собственным окном было бы неразумно. С другой стороны, неправильно заставлять X-сервер заниматься управлением окнами самостоятельно: это привело бы к потере свободы выбора. На сегодня существуют десятки различных окноводов, каждый из них реализует свою собственную концепцию управления окнами и их оформления в соответствии с требованиями "рабочего стола".

В "Лёгком Линуксе" используется графическая среда XFCE, в состав которой входит диспетчер xfwm, а в "Юниоре", "Мастере" и "Терминале" -- KDE и диспетчер kwin.

==== Рабочий стол ====

Для реализации метафоры "рабочего стола" недостаточно управлять одними только окнами. Удобного интерфейса требует управление виртуальными экранами, быстрый запуск приложений, доступ к документам, отображение меняющейся информации и многое другое. Всевозможные интерфейсные примитивы: меню, панели, лотки и прочее диспетчер окон может на себя и не брать, этим в "больших" окружениях, вроде KDE, занимается целый комплект программ, дополняемый службой передачи сообщений, более сложных, чем X11, собственной интерфейсной библиотекой и многим другим. Настройка рабочего стола обсуждается в другом месте, здесь важно понять, что "настройка X-сервера" -- это другое, достаточно низкоуровневое действие, требующее некоторой квалификации.

=== Настройка графической среды ===

==== Использование Alterator ====

Запустим Центр Управления системой (он же Alterator)

{{attachment:../acc.png}}

Сам Alterator -- это некий графический интерфейс к набору утилит, диагностирующих и настраивающих ту или иную часть системы. В частности, пункт "Графический интерфейс -> Дисплей" отвечает за определение параметров видеокарты и монитора, и за внесение изменений в настройки Xorg.

{{attachment:../acc_display.png}}

Надпись "Монитор 1024х768" -- это не планируемое разрешение, а некий ''тип'' монитора по умолчанию. Такой тип который используется, если нет конкретных данных о мониторе, кроме того, что он, очевидно, поддерживает разрешение 1024 на 768 точек. Есть мониторы, о которых такие данные есть; кроме того, такие данные содержатся в т. н. "драйвере ''монитора''", который представляет собою просто текстовый файл. Данные из этого файла можно использовать для ручной настройки Xorg.

Другие настройки достаточно очевидны. "Драйвер" -- это драйвер ''видеокарты''; он определяется автоматически, и изменять это значение стоит только если что-то не работает (в этом случае стоит попробовать стандартный драйвер "vesa"), либо при ывборе между свободной и несвбодной реализацией драйверов AMD/ATI и nVidia. Можно также изменить планируемую глубину цветности (bits per pixel) и разрешение экрана в точках.

==== Файл xorg.conf ====

Рассмотрим содержание файла `xorg.conf`, расположенного в `/etc/X11`. Он состоит из секций, каждая секция описывает параметры какого-либо устройства, комплектацию или структуру сервера, пользующегося этими устройствами. В секции может встречаться поле "Identifier", на которое могут ссылаться другие секции.

  * Головная секция -- !ServerLayout, она задаёт "рабочее место": мышь и клавиатуру, которыми пользователь пользуется и экран (Screen), на который он смотрит:
  {{{
Section "ServerLayout"
 Identifier "Minimal layout"
 Screen "Screen0" 0 0
 InputDevice "Keyboard0" "CoreKeyboard"
 InputDevice "ImPS/2 Logitech Wheel Mouse|0" "CorePointer"
EndSection
}}}
 
  * Секция загрузки модулей Module определяет, какие расширения X11 необходимо дополнительно загрузить:
  {{{
Section "Module"
 Load "type1"
 Load "freetype"
 Load "glx"
 Load "dri"
 Load "dbe"
 SubSection "extmod"
  Option "omit xfree86-dga"
 EndSubSection
EndSection
}}}
  Здесь type1 -- поддержка шрифтов "Type 1", freetype -- поддержка шрифтов "Truetype", glx -- трехмерная графика, dri -- графическое ускорение, dbe -- работа с памятью. Подсекция "extmod" отвечает за загрузку модуля с целым спектром расширений X11 и их настройку.
  * Секция !ServerFlags:
  {{{
Section "ServerFlags"
 Option "AllowMouseOpenFail" "true"
EndSection
}}}
  Опция !AllowMouseOpenFail позволяет серверу грузиться, даже если мышь не работает. Графическим указателем можно управлять с клавиатуры (нажать сочетание shift+numlock, а потом использовать клавиши на цифровой клавиатуре для перемещения мыши).
  * Секции !InputDevice:
  {{{
Section "InputDevice"
 Identifier "Keyboard0"
 Driver "kbd"
EndSection
}}}
  Эта часть отвечает за драйвер клавиатуры -- kbd. В настоящее время эта секция используется не столь активно, как раньше, так есть возможность изменять настройки клавиатуры из командной строки, с помощью `setxkbmap`. Например, если в Центре управления ("Графический интерфейс -> Настройка клавиатуры") выбрать тип "клавиатура acpi", начнут распознаваться три стандартные кнопки ACPI (Power, Sleep. Wake). Результат запишется не в `xorg.conf`, а в файл `/etc/X11/xinit/Xkbmap`, используемый при старте сеанса работы с X-сервером.
  {{{
Section "InputDevice"
 Identifier "ImPS/2 Logitech Wheel Mouse|0"
 Driver "mouse"
 Option "Device" "/dev/input/mice"
 Option "Protocol" "IMPS/2"
 Option "ZAxisMapping" "4 5"
EndSection
}}}
  Это параметры мыши. Стоит отметить, последнюю опцию -- !ZAxisMapping. Мало кто помнит, что поворот колеса мыши -- это "перемещение по оси Z". Это перемещение почти никто не использует, поэтому поворот колеса принято преобразовывать в нажатия кнопок 4 и 5. Также обстоит дело и с другими частями мыши. В результате может оказаться, что помимо первых трёх (стандартных кнопок) на вашей мыши имеется ещё четыре, причём номерам 4 и 5 соответствует не колесо, а две кнопки сбоку. Тогда необходимо запустить `xev` и выяснить, какая кнопка какой номер имеет, а затем использовать нечто похожее на `xmodmap -e "pointer = 1 2 3 6 7 4 5"`.
  * Секция Monitor -- параметры монитора:
  {{{
Section "Monitor"
 Identifier "Monitor 1024x768|0"
 HorizSync 31.5 - 57.0
 VertRefresh 50.0 - 70.0
EndSection
}}}
  В таком виде формирует эту секцию модуль Центра управления. Первая строчка -- это название, вторая и третья -- допустимые диапазоны частоты строк и частоты кадров. Частота кадров больше 60 считается безопасной для зрения, а больше 85 -- достаточно удобной (эргономичной). Такие параметры соответствуют довольно старому монитору (что видно из названия), зато будут стопроцентно работать практически везде. Для более современных мониторов имеются стандарты DDC и EDID, позволяющие X-серверу получать более полную информацию непосредственно при запуске, поэтому в этой секции можно оставить один только Identifier. Однако дешёвые модели мониторов могут работать с DDC/EDID плоховато.
  * Секция Device -- параметры устройства:
  {{{
Section "Device"
 Identifier "Card0|0"
 Driver "intel"
EndSection
}}}
   Этот раздел отвечает за видеокарты. Здесь может быть много разных настроек, которые описаны в соответствующей странице руководства. Например, существуют реализации аппаратного трехмерного ускорения, хорошо работающие на одних картах, и плохо -- на других, по умолчанию они выключены, но можно и включить. Здесь же можно управлять режимом работы "двухголовой" карточки. Эта секция заполняется пунктом "Драйвер" в соответствующем модуле Центра управления.
  * Секция Screen -- режим работы видеокарты:
  {{{
Section "Screen"
 Identifier "Screen0"
 Device "Card0|0"
 Monitor "Monitor 1024x768|0"
 DefaultDepth 16
 SubSection "Display"
  Depth 8
    Modes "1024x788" "800x600"
 EndSubSection
 SubSection "Display"
  Depth 15
 EndSubSection
 SubSection "Display"
  Depth 16
 EndSubSection
 SubSection "Display"
  Depth 24
 EndSubSection
 SubSection "Display"
  Depth 32
 EndSubSection
EndSection
}}}
   Секция описывает режимы работы видеокарты для различных вариантов глубины цветности. В ней связывается конкретный монитор с конкретным графическим устройством. Поскольку параметры того и другого Xorg умеет неплохо определять и сам, никаких особенных настроек, кроме цветности по умолчанию, здесь нет. В подсекции "Display" может встречаться поле "Modes", задающее список режимов работы видеокарты. Строчки "1024x788" и "800x600" -- это именно ''названия'' режимов, а не строгое указание поддерживаемого разрешения. Автоматически определяемые режимы работы карточки обычно имеют такие значащие имена.

  Следует отличать виртуальный размер экрана (может быть вписан как значение поля Virtual) и физическое разрешение монитора. Они необязательно совпадают. Если видеокарта позволяет, то виртуальный размер экрана можно поставить намного больше реального. Тогда будет видна только часть экрана, которую можно перемещать, подводя мышь к краю экрана. В большинстве случаев переключаться между разными режимами (если их много) можно с использованием `ctrl alt +`, `ctrl alt -`, при этом виртуальный размер экрана остаётся прежним, а разрешение меняется.
  * Секция DRI -- прямой доступ к видеопамяти:
  {{{
Section "DRI"
        Group "xgrp"
        Mode 0660
EndSection
}}}
  Указывает права доступа к устройству, посредством которого X-сервер получает доступ к видеопамяти (обычно `/dev/dri/card0`).


------
Черновик
------
===== ModeLine =====

Утилита modeline выдаёт информацию о доступных режимах работы монитора.

{{{
grep -i modeline /var/log/Xorg.0.log
}}}

Как у нас устроена ЭЛТ. У нас идет луч и он рисует пиксели. Как доходит до конца он выключается и перегоняется на начало следующей строки, включается и опять рисует. Когда он доходит до конца всего кадра он в выключенном состоянии перегоняется наверх, и начинает все сначала.
Вообще говоря это можно представить так: пусть у нас есть цилиндр, и луч ходит по спирали. Часть этого цилиндра мы не видим, так как экран плоский и потому меньше чем размер цилиндра. Поэтому там луч выключается. А потом это все разворачивается и мы видим наш экран.

(''тут, видимо, не помешала бы картинка с тором'')

Первый параметр --- dot clock(количество пикселей в секунду которое может отображать монитор), второй параметр --- ширина видимой часть в пикселах, дальше ширина в пикселах плюс одна половинка, вторая половинка и дальше --- ширина всего цилиндра. Аналогично устроена высота. Для более точной информации смотрите man XF86vidmodemodmodeline.

Далеко не все пикселы, которые мы выводим при таком дотклоке можно вывести. То есть, реальный размер картинки существенно меньше, или частота кадров существенно меньше, чем возможно. ModeLine --- это способ вручную настроить монитор. Сделать это можно программой xvidtune.

{{attachment:../xvidtune.png}}

Вот здесь есть все те параметры из modeline.

Есть видеокарты и режимы, где оно настраивается. Не настраивается это в vesa и ещё некоторых. vesa просто лезет в видеокарточку и достает оттуда доступные режимы. Он не умеет ничего менять, но знает, что если установить определенные параметры, то оно должно заработать.

Изменить режим работы монитора можно также с помощью команды xrandr:

{{{
xrandr -s 832x624
}}}

Эта команда изменит разрешение на 832 на 624 точки.


Существует программа xev, которая ловит события с устройств ввода и выводит по ним информацию.

{{attachment:../xev.png}}

Если нажать какую-то клавишу, то результатом будет сообщение вида:

{{{
ButtonPress event, serial 31, synthetic NO, window 0x2a00001,
    root 0x59, subw 0x0, time 2034270562, (42,98), root:(465,384),
    state 0x0, button 4, same_screen YES
}}}

Если подвигать мышью, то получим:

{{{
MotionNotify event, serial 31, synthetic NO, window 0x2a00001,
    root 0x59, subw 0x0, time 2034287126, (140,18), root:(563,304),
    state 0x0, is_hint 0, same_screen YES
}}}

''Проверить!!!''

Есть программа xbindkeys, которая позволяет забиндить действия на чего-нибудь полезное.

{{attachment:../xbindkey.png}}

Строка 60: Строка 215:
## Требования к знаниям слушателя имена модулей через пробел; если нет пустая ячейка ## Требования к знаниям слушателя -- имена модулей через пробел; если нет -- пустая ячейка
Строка 63: Строка 218:
|| 0 || 1 || 1 || 1 || || 1 || SergeyKorobkov, VladimirLysikov, MaximByshevskiKonopko || || || || 31 || 1 || 1 || 1 || || 1 || SergeyKorobkov + ПетрНикольский, FrBrGeorge, MaximByshevskiKonopko || || ||

Настройка X-сервера

Структура X-сервера

Архитектура

Графическая подсистема ПСПО базируется на комплекте программных продуктов Xorg. Поверх Xorg запускается несколько приложений, необходимых для организации "рабочего стола". Взаимодействие между всеми программами Xorg описывается протоколом x.11, поэтому эту подсистему принято также называть X11 или, в разговоре, "иксами".

Xorg имеет клиент-серверную архитектуру. X-Сервер -- это программа, которая имеет доступ к устройствам графического ввода (клавиатура, мышь) и вывода (графическая карта). По протоколу X11 сервер передаёт сообщения об активности мыши и клавиатуры другим программам -- X-клиентам, а также принимает от них запросы, как правило, что-либо нарисовать, вывести текст и т .п.

X-сервер и X-клиент вполне могут находиться на разных машинах: X-сервер -- на машине пользователя, а X-клиент -- где угодно. Принимать X-запросы от любых машин в сети небезопасно, поэтому это свойство в ПСПО отключено: сервер запускается с ключом -nolisten tcp (задаётся в файле /etc/sysconfig/xserver). На рабочей станции такое подключение смысла всё равно не имеет. Есть исключение: "Линукс Терминал", целиком построенный на том, что пользовательские машины запускают только X-серверы, а вся работа ведётся на центральном компьютере посредством X11.

Интерфейс

Окно. Понятие "окно", на самом деле, сильно сужает варианты использования графического интерфейса, однако осмысленных альтернатив "оконному" подходу пока не придумано. Каждое приложение регистрирует у X-сервера один или несколько прямоугольников -- окон. Внутри этого прямоугольника приложение имеет возможность рисовать фигуры, выводить текст и т. п. События -- нажатие клавиш на клавиатуре, перемещение мыши и нажатие кнопок на ней -- также считаются происходящими "на территории" окна. Для того, чтобы выяснить, какому именно окну предназначалось событие, используется синтетическое понятие -- фокус. Каждый раз не более одного окна может быть "в фокусе", именно этому окну направляются события. По умолчанию X-сервер передаёт фокус окну, над которым находится графический указатель мыши, но этот порядок может изменить некоторый X-клиент, принимая все события на себя и "раздавая" их по своему усмотрению. Прямоугольники могут накладываться друг на друга, образуя "стопку". Тем самым вводится понятие глубины окна: полностью видимо окно с наименьшей глубиной, окна под ним загораживаются вышележащими. Глубина окна учитывается и при передаче ему фокуса.

Диспетчер окон. X-клиент, в обязанности которого входит передавать другим X-клиентам фокус по своему усмотрению, называется диспетчером окон (окноводом). Диспетчер выполняет всю работу по управлению окнами: передаёт фокус, позволяет перемещать окна, изменять их размер и глубину, скрывать, превращать в иконки и многое другое. Все эти действия производит, разумеется, X-сервер, а диспетчер подаёт ему соответствующие команды. Для удобства управления диспетчер обычно пририсовывает к окнам декораторы: красивую рамочку, заголовок, кнопки и т. п. Сами приложения также могут посылать серверу соответствующие команды, однако заставлять каждый X-клиент заниматься управлением собственным окном было бы неразумно. С другой стороны, неправильно заставлять X-сервер заниматься управлением окнами самостоятельно: это привело бы к потере свободы выбора. На сегодня существуют десятки различных окноводов, каждый из них реализует свою собственную концепцию управления окнами и их оформления в соответствии с требованиями "рабочего стола".

В "Лёгком Линуксе" используется графическая среда XFCE, в состав которой входит диспетчер xfwm, а в "Юниоре", "Мастере" и "Терминале" -- KDE и диспетчер kwin.

Рабочий стол

Для реализации метафоры "рабочего стола" недостаточно управлять одними только окнами. Удобного интерфейса требует управление виртуальными экранами, быстрый запуск приложений, доступ к документам, отображение меняющейся информации и многое другое. Всевозможные интерфейсные примитивы: меню, панели, лотки и прочее диспетчер окон может на себя и не брать, этим в "больших" окружениях, вроде KDE, занимается целый комплект программ, дополняемый службой передачи сообщений, более сложных, чем X11, собственной интерфейсной библиотекой и многим другим. Настройка рабочего стола обсуждается в другом месте, здесь важно понять, что "настройка X-сервера" -- это другое, достаточно низкоуровневое действие, требующее некоторой квалификации.

Настройка графической среды

Использование Alterator

Запустим Центр Управления системой (он же Alterator)

../acc.png

Сам Alterator -- это некий графический интерфейс к набору утилит, диагностирующих и настраивающих ту или иную часть системы. В частности, пункт "Графический интерфейс -> Дисплей" отвечает за определение параметров видеокарты и монитора, и за внесение изменений в настройки Xorg.

../acc_display.png

Надпись "Монитор 1024х768" -- это не планируемое разрешение, а некий тип монитора по умолчанию. Такой тип который используется, если нет конкретных данных о мониторе, кроме того, что он, очевидно, поддерживает разрешение 1024 на 768 точек. Есть мониторы, о которых такие данные есть; кроме того, такие данные содержатся в т. н. "драйвере монитора", который представляет собою просто текстовый файл. Данные из этого файла можно использовать для ручной настройки Xorg.

Другие настройки достаточно очевидны. "Драйвер" -- это драйвер видеокарты; он определяется автоматически, и изменять это значение стоит только если что-то не работает (в этом случае стоит попробовать стандартный драйвер "vesa"), либо при ывборе между свободной и несвбодной реализацией драйверов AMD/ATI и nVidia. Можно также изменить планируемую глубину цветности (bits per pixel) и разрешение экрана в точках.

Файл xorg.conf

Рассмотрим содержание файла xorg.conf, расположенного в /etc/X11. Он состоит из секций, каждая секция описывает параметры какого-либо устройства, комплектацию или структуру сервера, пользующегося этими устройствами. В секции может встречаться поле "Identifier", на которое могут ссылаться другие секции.

  • Головная секция -- ServerLayout, она задаёт "рабочее место": мышь и клавиатуру, которыми пользователь пользуется и экран (Screen), на который он смотрит:

    Section "ServerLayout"
            Identifier     "Minimal layout"
            Screen         "Screen0" 0 0
            InputDevice    "Keyboard0" "CoreKeyboard"
            InputDevice    "ImPS/2 Logitech Wheel Mouse|0" "CorePointer"
    EndSection
  • Секция загрузки модулей Module определяет, какие расширения X11 необходимо дополнительно загрузить:
    Section "Module"
            Load  "type1"
            Load  "freetype"
            Load  "glx"
            Load  "dri"
            Load  "dbe"
            SubSection "extmod"
                    Option      "omit xfree86-dga"
            EndSubSection
    EndSection
    Здесь type1 -- поддержка шрифтов "Type 1", freetype -- поддержка шрифтов "Truetype", glx -- трехмерная графика, dri -- графическое ускорение, dbe -- работа с памятью. Подсекция "extmod" отвечает за загрузку модуля с целым спектром расширений X11 и их настройку.
  • Секция ServerFlags:

    Section "ServerFlags"
            Option      "AllowMouseOpenFail" "true"
    EndSection

    Опция AllowMouseOpenFail позволяет серверу грузиться, даже если мышь не работает. Графическим указателем можно управлять с клавиатуры (нажать сочетание shift+numlock, а потом использовать клавиши на цифровой клавиатуре для перемещения мыши).

  • Секции InputDevice:

    Section "InputDevice"
            Identifier  "Keyboard0"
            Driver      "kbd"
    EndSection

    Эта часть отвечает за драйвер клавиатуры -- kbd. В настоящее время эта секция используется не столь активно, как раньше, так есть возможность изменять настройки клавиатуры из командной строки, с помощью setxkbmap. Например, если в Центре управления ("Графический интерфейс -> Настройка клавиатуры") выбрать тип "клавиатура acpi", начнут распознаваться три стандартные кнопки ACPI (Power, Sleep. Wake). Результат запишется не в xorg.conf, а в файл /etc/X11/xinit/Xkbmap, используемый при старте сеанса работы с X-сервером.

    Section "InputDevice"
            Identifier  "ImPS/2 Logitech Wheel Mouse|0"
            Driver      "mouse"
            Option      "Device" "/dev/input/mice"
            Option      "Protocol" "IMPS/2"
            Option      "ZAxisMapping" "4 5"
    EndSection

    Это параметры мыши. Стоит отметить, последнюю опцию -- !ZAxisMapping. Мало кто помнит, что поворот колеса мыши -- это "перемещение по оси Z". Это перемещение почти никто не использует, поэтому поворот колеса принято преобразовывать в нажатия кнопок 4 и 5. Также обстоит дело и с другими частями мыши. В результате может оказаться, что помимо первых трёх (стандартных кнопок) на вашей мыши имеется ещё четыре, причём номерам 4 и 5 соответствует не колесо, а две кнопки сбоку. Тогда необходимо запустить xev и выяснить, какая кнопка какой номер имеет, а затем использовать нечто похожее на xmodmap -e "pointer = 1 2 3 6 7 4 5".

  • Секция Monitor -- параметры монитора:
    Section "Monitor"
            Identifier   "Monitor 1024x768|0"
            HorizSync    31.5 - 57.0
            VertRefresh  50.0 - 70.0
    EndSection
    В таком виде формирует эту секцию модуль Центра управления. Первая строчка -- это название, вторая и третья -- допустимые диапазоны частоты строк и частоты кадров. Частота кадров больше 60 считается безопасной для зрения, а больше 85 -- достаточно удобной (эргономичной). Такие параметры соответствуют довольно старому монитору (что видно из названия), зато будут стопроцентно работать практически везде. Для более современных мониторов имеются стандарты DDC и EDID, позволяющие X-серверу получать более полную информацию непосредственно при запуске, поэтому в этой секции можно оставить один только Identifier. Однако дешёвые модели мониторов могут работать с DDC/EDID плоховато.
  • Секция Device -- параметры устройства:
    Section "Device"
            Identifier  "Card0|0"
            Driver      "intel"
    EndSection
    • Этот раздел отвечает за видеокарты. Здесь может быть много разных настроек, которые описаны в соответствующей странице руководства. Например, существуют реализации аппаратного трехмерного ускорения, хорошо работающие на одних картах, и плохо -- на других, по умолчанию они выключены, но можно и включить. Здесь же можно управлять режимом работы "двухголовой" карточки. Эта секция заполняется пунктом "Драйвер" в соответствующем модуле Центра управления.
  • Секция Screen -- режим работы видеокарты:
    Section "Screen"
            Identifier "Screen0"
            Device     "Card0|0"
            Monitor    "Monitor 1024x768|0"
            DefaultDepth     16
            SubSection "Display"
                    Depth     8
        Modes "1024x788" "800x600"
            EndSubSection
            SubSection "Display"
                    Depth     15
            EndSubSection
            SubSection "Display"
                    Depth     16
            EndSubSection
            SubSection "Display"
                    Depth     24
            EndSubSection
            SubSection "Display"
                    Depth     32
            EndSubSection
    EndSection
    • Секция описывает режимы работы видеокарты для различных вариантов глубины цветности. В ней связывается конкретный монитор с конкретным графическим устройством. Поскольку параметры того и другого Xorg умеет неплохо определять и сам, никаких особенных настроек, кроме цветности по умолчанию, здесь нет. В подсекции "Display" может встречаться поле "Modes", задающее список режимов работы видеокарты. Строчки "1024x788" и "800x600" -- это именно названия режимов, а не строгое указание поддерживаемого разрешения. Автоматически определяемые режимы работы карточки обычно имеют такие значащие имена.

    Следует отличать виртуальный размер экрана (может быть вписан как значение поля Virtual) и физическое разрешение монитора. Они необязательно совпадают. Если видеокарта позволяет, то виртуальный размер экрана можно поставить намного больше реального. Тогда будет видна только часть экрана, которую можно перемещать, подводя мышь к краю экрана. В большинстве случаев переключаться между разными режимами (если их много) можно с использованием ctrl alt +, ctrl alt -, при этом виртуальный размер экрана остаётся прежним, а разрешение меняется.

  • Секция DRI -- прямой доступ к видеопамяти:
    Section "DRI"
            Group        "xgrp"
            Mode         0660
    EndSection

    Указывает права доступа к устройству, посредством которого X-сервер получает доступ к видеопамяти (обычно /dev/dri/card0).


Черновик


ModeLine

Утилита modeline выдаёт информацию о доступных режимах работы монитора.

grep -i modeline /var/log/Xorg.0.log

Как у нас устроена ЭЛТ. У нас идет луч и он рисует пиксели. Как доходит до конца он выключается и перегоняется на начало следующей строки, включается и опять рисует. Когда он доходит до конца всего кадра он в выключенном состоянии перегоняется наверх, и начинает все сначала. Вообще говоря это можно представить так: пусть у нас есть цилиндр, и луч ходит по спирали. Часть этого цилиндра мы не видим, так как экран плоский и потому меньше чем размер цилиндра. Поэтому там луч выключается. А потом это все разворачивается и мы видим наш экран.

(тут, видимо, не помешала бы картинка с тором)

Первый параметр --- dot clock(количество пикселей в секунду которое может отображать монитор), второй параметр --- ширина видимой часть в пикселах, дальше ширина в пикселах плюс одна половинка, вторая половинка и дальше --- ширина всего цилиндра. Аналогично устроена высота. Для более точной информации смотрите man XF86vidmodemodmodeline.

Далеко не все пикселы, которые мы выводим при таком дотклоке можно вывести. То есть, реальный размер картинки существенно меньше, или частота кадров существенно меньше, чем возможно. ModeLine --- это способ вручную настроить монитор. Сделать это можно программой xvidtune.

../xvidtune.png

Вот здесь есть все те параметры из modeline.

Есть видеокарты и режимы, где оно настраивается. Не настраивается это в vesa и ещё некоторых. vesa просто лезет в видеокарточку и достает оттуда доступные режимы. Он не умеет ничего менять, но знает, что если установить определенные параметры, то оно должно заработать.

Изменить режим работы монитора можно также с помощью команды xrandr:

xrandr -s 832x624

Эта команда изменит разрешение на 832 на 624 точки.

Существует программа xev, которая ловит события с устройств ввода и выводит по ним информацию.

../xev.png

Если нажать какую-то клавишу, то результатом будет сообщение вида:

ButtonPress event, serial 31, synthetic NO, window 0x2a00001,
    root 0x59, subw 0x0, time 2034270562, (42,98), root:(465,384),
    state 0x0, button 4, same_screen YES

Если подвигать мышью, то получим:

MotionNotify event, serial 31, synthetic NO, window 0x2a00001,
    root 0x59, subw 0x0, time 2034287126, (140,18), root:(563,304),
    state 0x0, is_hint 0, same_screen YES

Проверить!!!

Есть программа xbindkeys, которая позволяет забиндить действия на чего-нибудь полезное.

../xbindkey.png


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

31

1

1

1

1

SergeyKorobkov + ПетрНикольский, FrBrGeorge, MaximByshevskiKonopko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080731/03XConfiguration (последним исправлял пользователь FrBrGeorge 2008-10-15 13:46:17)