Различия между версиями 31 и 32
Версия 31 от 2008-09-02 07:23:55
Размер: 19231
Редактор: VsevolodKrishchenko
Комментарий:
Версия 32 от 2008-09-02 07:26:51
Размер: 19246
Редактор: VsevolodKrishchenko
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 27: Строка 27:
В результате этапа планирования должен быть составлен подробный документ под названием "Миграционный план", в котором должно быть описано всё, что нужно для грамотного и безболезненного, насколько это вообще возможно, осуществления миграции, составленный по заданному выше алгоритму. Главное, что стоит помнить при претворении плана в жизнь, это то, что задача миграции отнюдь не инженерная и не программистская, а административно-внедренческая (и даже отчасти психологическая), и выполнять её должны способные к выполнению подобных задач люди.
В результате этапа планирования должен быть составлен подробный документ под названием "Миграционный план", в котором должно быть описано всё, что нужно для грамотного и безболезненного, насколько это вообще возможно, осуществления миграции, составленный по заданному выше алгоритму. Главное, что стоит помнить при претворении плана в жизнь, это то, что задача миграции отнюдь не инженерная и не программистская, а административно-внедренческая (и отчасти психологическая), и выполнять её должны способные к выполнению подобных задач люди.
Строка 31: Строка 30:

''Еще не готово''

Реализация решения рабочих задач на новой платформе путем повторного использования или доработки существующего программного обеспечения.
Строка 35: Строка 38:
'''Реализация''' решения рабочих задач на новой платформе путем повторного использования или доработки существующего программного обеспечения.

Следующая ошибка миграторов заключается в смешении понятий "наличие решения задачи" и "возможность решения задачи". Типичный специалист может со знанием дела сказать "Легко!" на любую постановку задачи, даже если доработка требует значительного количества времени и не может быть проведена в ходе миграции.
Следующая ошибка миграторов заключается в смешении понятий "наличие решения задачи" и "возможность решения задачи". Типичный специалист может со знанием дела сказать "легко!" на любую постановку задачи, даже если доработка требует значительного количества времени и не может быть проведена в ходе миграции.
Строка 90: Строка 91:
|| 62 || 1 || 1 || 1 || || 1 || MaximByshevskiKonopko, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || || || 65 || 1 || 1 || 1 || || 1 || MaximByshevskiKonopko, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko || || ||

Миграция: этапы

Можно выделить следующие этапы миграции.

  • Постановка задачи: выявление процессов, в которых задействован компьютер.

  • Планирование и реализация: подбор платформы и решение поставленной задачи.

    • Планирование полного покрытия выявленных рабочих процессов.

    • Реализация решения рабочих задач на новой платформе путем повторного использования или доработки существующего программного обеспечения.

  • Внедрение: полномасштабный переход на новую платформу.

  • Сопровождение полученного решения.

Постановка задачи

В первую очередь необходимо сформулировать рабочую задачу, то есть описать все информационные процессы во вверенном учреждении: процессы хранения, переработки и передачи информации. С процессами связаны варианты использования ПО и шаблоны поведения пользователей.

Поэтому на первом этапе миграции происходит сбор информации о шаблонах поведения участником миграции. Главная задача на данном этапе состоит в тщательном опросе всех, кого так или иначе затрагивает процесс миграции, на предмет того, что и как они обычно делают или хотят делать при помощи компьютера. Желательно выяснить надо не только выполняемые действия, но и то, что именно люди под ними подразумевают, так как часто разные люди по-разному совершают те или иные операции, и у них разные способы запоминать совершаемые действия. Все фирмы, специализирующиеся на миграции, имеют специалиста по постановке задач, основная работа которого --- выяснить основные механизмы взаимодействия людей с информацией путем тщательного опроса всех сотрудников компании-клиента.

Следует учесть, что при отсутствии чётко определённых решаемых задач для всех категорий пользователей миграция может быть затруднена и установка всюду GNU/Linux может иметь негативные последствия.

Контрольной точкой этапа постановки задачи можно считать тот момент, когда все опрошены, расписаны все роли, оформлена рабочая задача в виде документа, и все, кто так или иначе принимает участие в миграции, согласны с содержимым этого документа.

Планирование

Когда Вы уже знаете, какие задачи и каким образом Вы собираетесь решать, необходимо построить некий план, который будет включать в себя не только указания, как и каким инструментом задача будет решена, но и --- главное --- план внедрения решения и обучения персонала. Планирование --- этап, на котором создаётся большой миграционный план с графиком выполнения по времени, в который включена работа по всем четырём профилям.

В результате этапа планирования должен быть составлен подробный документ под названием "Миграционный план", в котором должно быть описано всё, что нужно для грамотного и безболезненного, насколько это вообще возможно, осуществления миграции, составленный по заданному выше алгоритму. Главное, что стоит помнить при претворении плана в жизнь, это то, что задача миграции отнюдь не инженерная и не программистская, а административно-внедренческая (и отчасти психологическая), и выполнять её должны способные к выполнению подобных задач люди.

Реализация

Еще не готово

Реализация решения рабочих задач на новой платформе путем повторного использования или доработки существующего программного обеспечения.

Поскольку понятие "полного аналога" является мифом, то ряд задач придётся решать иначе, чем до миграции. Например, стандартные приемы обмена документами при переходе на продукты OpenOffice.org могут несколько измениться. При планировании миграции важно заранее предусмотреть как можно больше проблем, которые могут возникнуть. Кроме того, план должен содержать повременной план-график этапов внедрения.

Следующая ошибка миграторов заключается в смешении понятий "наличие решения задачи" и "возможность решения задачи". Типичный специалист может со знанием дела сказать "легко!" на любую постановку задачи, даже если доработка требует значительного количества времени и не может быть проведена в ходе миграции. Проблема заключается в том, что при работе с СПО действительно возможно сделать "все, что угодно", но именно поэтому-то набор того, что уже сделано и работает "из коробки", существенно меньше, чем для систем закрытых, где сделать ничего нового нельзя и кривая внедрения выглядит иначе.

Также на этапе реализации необходимо создать тестовый стенд, который будут использовать выбранные из числа участников миграции люди, тестирующие возможности нового для них программного обеспечения. Нельзя откладывать этот этап до внедрения, ведь он позволяет выявить немалое количество проблем заранее.

(нельзя забывать, что не всё оборудование корректно работает с некоторыми программными продуктами).

Внедрение

При миграции часто необходимо не только обучать людей новому, но ещё и продолжать работать на старом программном обеспечении, в связи с чем может потребоваться создание специальных групп по обкатке и пилотному внедрению новых решений и обучению работы с ними. И только когда все нужные люди обучены и большая часть проблем перехода так или иначе решена, можно начинать установку на рабочие машины необходимых инструментов.

Основное действие при внедрении --- создание соответствующего информационного пространства, в частности, документации для тех, кто будет использовать внедренное программное обепечение, и тех, кто будет его поддерживать. Разумеется, довольно много информации уже есть на внешних ресурсах (вроде того же freesource.info), но не стоит забывать, что сотрудники (кроме администраторов) не имеют возможности вместо выполнения собственно своей работы изучать систему, с которой они работают. Таким образом, должно существовать некоторое внутреннее информационное подпространство, в котором содержатся более конкретные и более ориентированные на специфику конкретной организации материалы. В идеальном случае, вместо того, чтобы при малейшей проблеме звать на помощь администратора, простой служащий посмотрит в документацию в соответствующем месте, найдёт там ответ и решит свою проблему самостоятельно. Однако на практике этот идеал обычно недостижим.

В случае, если будет развёрнута некая система управления учебным процессом (openadmin), в документацию должны войти инструкции оператору такой системы. Стоит отметить, что такого рода информацию весьма удобно огранизовывать в виде вики.

Контрольной точкой по внедрению можно считать полностью обученный персонал, созданное информационное пространство с соответствующими подпространствами и переоборудованные рабочие места.

Сопровождение

Разумеется, внедрением миграция не заканчивается. После успешного окончания этого процесса она переходит в стадию сопровождения, затраты на которую весьма трудно оценить. Контрольной точки этого этапа, по сути, не существует, так как те или иные проблемы появляются практически всегда. Таким образом, продолжительность этой стадии может быть ограничена только сроками договора.

Последний, один из самых важных этапов миграции --- сопровождение. Не следует думать, что после установки новой системы и новых программ на машины сотрудников будут решены все проблемы --- сотрудники почти наверняка столкнутся с новыми, непредусмотренными при миграции проблемами разной степени сложности. Также придётся столкнутся с тем, что некоторые специфические ситуации в использовании ПК потребуют полного изменения или адаптации.

При миграции бизнес-процессов необходимо заключить отдельный договор о сопровождении, т.е. о поддержке построенного решения. В случае миграции школ, разумеется, всё сложнее, и такой договора заключить вряд ли получиться. Поскольку главное в школе --- обучение детей, то важнейшим инструментом сопровождения являются методички и учебники для детей, которых, к сожалению, практически нет.

В настоящий момент существует учебник по информатике Н. Д. Угриновича и методическое пособие к нему, расчитанное на три платформы --- Windows, Linux и MacOS. Проблема их в том, что по Linux есть только методическая программа, а текст учебника основывается всё-таки на Windows. К старому учебнику прилагается давно устаревший дистрибутив Linux. Новый выходит в 2008-2009 учебном году, информации о том, насколько он приспособлен к ПСПО, нет. Более того, это, по сути, единственное методическое пособие не всегда технически грамотно и корректно. Поэтому все еще существует сильная потребность в учебнике для школ по Linux, или, что еще лучше, учебник информатики на базе Linux (ПСПО).

Сферы внедренческой деятельности

К области деятельности внедрения любого решения масштаба предприятия (в частности, миграции на ПСПО) можно отнести следующее:

  • аппаратное обеспечение;
  • сетевая инфраструктура;
  • программное обеспечение;
  • бизнес-процессы предприятия; ## ??
  • сотрудники предприятия;
  • работа с партнерами и клиентами предприятия.

Часто единственное, о чём думают при проведении миграции, --- это замена программного обеспечения. Не стоит забывать, что оно работает на вполне реальном оборудовании, и оно не всегда работает с конкретным оборудованием достаточно хорошо, что вполне может вылиться в переоборудование или доукомплектацию парка машин или замену части периферийного оборудования.

Другой важный аспект миграции --- работа с персоналом. Для их полной адаптации к новым условиям может потребоваться достаточно большое количество времени даже при успешной миграции.

Не менее актуальна и работа с партнерами и клиентами предприятия. Если миграция происходит в бизнес-структуре, то персонал так или иначе можно мотивировать участвовать в ней, а вот мотивировать клиентов терпеть упавший уровень обслуживания вряд ли получится: они просто уйдут. Мораль проста --- надо не забывать, что работа с клиентами --- это часть основной решаемой задачи, и её надо обязательно учитывать при планировании.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

65

1

1

1

1

MaximByshevskiKonopko, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080807/03MigrationStages (последним исправлял пользователь DmitryChistikov 2008-12-04 11:44:10)