Миграция: этапы

Можно выделить следующие этапы миграции.

Постановка задачи

В первую очередь необходимо сформулировать рабочую задачу, то есть описать все информационные процессы во вверенном учреждении: процессы хранения, переработки и передачи информации. С процессами связаны варианты использования ПО и шаблоны поведения пользователей.

Следует учесть, что при отсутствии чётко определённых решаемых задач для всех категорий пользователей миграция может быть затруднена и установка всюду GNU/Linux может иметь негативные последствия. Все фирмы, специализирующиеся на миграции, имеют специалиста по постановке задач, основная работа которого --- выяснить основные механизмы взаимодействия людей с информацией путем тщательного опроса всех сотрудников компании-клиента.

Планирование, реализация и внедрение

Когда Вы уже знаете, какие задачи и каким образом Вы собираетесь решать, необходимо построить некий план, который будет включать в себя не только указания, как и каким инструментом задача будет решена, но и --- главное --- план внедрения решения и обучения персонала. Поскольку понятие "полного аналога" является мифом, то ряд задач придётся решать иначе, чем до миграции. Например, стандартные приемы обмена документами при переходе на продукты OpenOffice.org могут несколько измениться. При планировании миграции важно заранее предусмотреть как можно больше проблем, которые могут возникнуть. Кроме того, план должен содержать повременной план-график этапов внедрения.

При миграции часто необходимо не только обучать людей новому, но ещё и продолжать работать на старом программном обеспечении, в связи с чем может потребоваться создание специальных групп по обкатке и пилотному внедрению новых решений и обучению работы с ними. И только когда все нужные люди обучены и большая часть проблем перехода так или иначе решена, можно начинать установку на рабочие машины необходимых инструментов.

Сопровождение

Последний, один из самых важных этапов миграции --- сопровождение. Не следует думать, что после установки новой системы и новых программ на машины сотрудников будут решены все проблемы --- сотрудники почти наверняка столкнутся с новыми, непредусмотренными при миграции проблемами разной степени сложности. Также придётся столкнутся с тем, что некоторые специфические ситуации в использовании ПК потребуют полного изменения или адаптации.

При миграции бизнес-процессов необходимо заключить отдельный договор о сопровождении, т.е. о поддержке построенного решения. В случае миграции школ, разумеется, всё сложнее, и такой договора заключить вряд ли получиться. Поскольку главное в школе --- обучение детей, то важнейшим инструментом сопровождения являются методички и учебники для детей, которых, к сожалению, практически нет.

В настоящий момент существует учебник по информатике Н. Д. Угриновича и методическое пособие к нему, расчитанное на три платформы --- Windows, Linux и MacOS. Проблема их в том, что по Linux есть только методическая программа, а текст учебника основывается всё-таки на Windows. К старому учебнику прилагается давно устаревший дистрибутив Linux. Новый выходит в 2008-2009 учебном году, информации о том, насколько он приспособлен к ПСПО, нет. Более того, это, по сути, единственное методическое пособие не всегда технически грамотно и корректно. Поэтому все еще существует сильная потребность в учебнике для школ по Linux, или, что еще лучше, учебник информатики на базе Linux (ПСПО).

Сферы внедренческой деятельности

К области деятельности внедрения любого решения масштаба предприятия (в частности, миграции на ПСПО) можно отнести следующее:

Часто единственное, о чём думают при проведении миграции, --- это замена программного обеспечения. Не стоит забывать, что оно работает на вполне реальном оборудовании, и оно не всегда работает с конкретным оборудованием достаточно хорошо, что вполне может вылиться в переоборудование или доукомплектацию парка машин или обновление периферийного оборудования.

Другой важный аспект миграции --- работа с персоналом. Для их полной адаптации к новым условиям может потребоваться достаточно большое количество времени даже при успешной миграции.

Не менее актуальна и работа с партнерами и клиентами предприятия. Если миграция происходит в бизнес-структуре, то персонал так или иначе можно мотивировать участвовать в ней, а вот мотивировать клиентов терпеть упавший уровень обслуживания вряд ли получится: они просто уйдут. Мораль проста --- надо не забывать, что работа с клиентами --- это часть основной решаемой задачи, и её надо обязательно учитывать при планировании.

Постановка задачи

На первом этапе происходит сбор информации среди участником миграции относительно шаблонов поведения. Главная задача на данном этапе состоит в тщательном опросе всех, кого так или иначе затрагивает процесс миграции, на предмет того, что и как они обычно делают или хотят делать при помощи компьютера, в частности: пересылка почты, бухгалтерия, вёрстка. Более того, желательно выяснить надо не только выполняемые действия, но и то, что именно люди под ними подразумевают, так как часто разные люди по-разному совершают те или иные операции, и у них разные способы запоминать совершаемые действия.

Контрольной точкой на этом этапе можно считать тот момент, когда все опрошены, расписаны все роли, оформлена рабочая задача в виде документа, и все, кто так или иначе принимает участие в миграции, согласны с содержимым этого документа.

Планирование

Планирование --- этап, на котором создаётся большой миграционный план с графиком выполнения по времени, в который включена работа по всем четырём профилям.

В результате этапа планирования должен быть составлен подробный документ под названием "Миграционный план", в котором должно быть описано всё, что нужно для грамотного и безболезненного, насколько это вообще возможно, осуществления миграции, составленный по заданному выше алгоритму. Главное, что стоит помнить при претворении плана в жизнь, это то, что задача миграции отнюдь не инженерная и не программистская, а административно-внедренческая (и даже отчасти психологическая), и выполнять её должны способные к выполнению подобных задач люди.

Также на этапе планирования необходимо создать тестовый стенд, который будут использовать выбранные из числа участников миграции люди, тестирующие возможности нового для них программного обеспечения. Нельзя откладывать этот этап до внедрения, ведь он позволяет выявить немалое количество проблем заранее.

Внедрение

Основное действие при внедрении --- создание соответствующего информационного пространства, в частности, документации для тех, кто будет использовать внедренное программное обепечение, и тех, кто будет его поддерживать. Разумеется, довольно много информации уже есть на внешних ресурсах (вроде того же freesource.info), но не стоит забывать, что далеко не все имеют возможность и необходимость вместо выполнения собственно своей работы изучать систему, с которой они работают. Таким образом, должно существовать некоторое внутреннее информационное подпространство, в котором содержатся более конкретные и более ориентированные на данную специфику материалы. В идеальном случае, вместо того, чтобы звать на помощь администратора, простой служащий посмотрит в документацию в соответствующем месте, найдёт там ответ и решит свою проблему самостоятельно.

В случае, если будет развёрнута некая система управления учебным процессом (openadmin), в документацию должны войти инструкции оператору такой системы. Стоит отметить, что такого рода информацию весьма удобно огранизовать в виде вики.

Контрольной точкой по внедрению можно считать полностью обученный персонал, созданное информационное пространство с соответствующими подпространствами, переоборудование рабочих мест (нельзя забывать, что не всё оборудование корректно работает с некоторыми программными продуктами).

Сопровождение

Разумеется, внедрением миграция не заканчивается. После успешного окончания этого процесса она переходит в стадию сопровождения, затраты на которую весьма трудно оценить. Контрольной точки этого этапа, по сути, не существует, так как те или иные проблемы появляются практически всегда. Таким образом, продолжительность этой стадии может быть ограничена только сроками договора.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

62

1

1

1

1

MaximByshevskiKonopko, ОльгаТочилкина, VsevolodKrishchenko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex