Различия между версиями 1 и 8 (по 7 версиям)
Версия 1 от 2008-08-16 07:14:55
Размер: 21049
Редактор: eSyr
Комментарий:
Версия 8 от 2008-10-01 20:59:41
Размер: 20186
Редактор: MaximByshevskiKonopko
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 3: Строка 3:
прежде, чем начнём тыкать пальцами в софтины, лектор хотел бы сказать вт о чём: в задачи этого проекта не входит сост. программы. Лектор мжет дать совет в качестве инженера, чем какие куски затыкать. Кросе тго, ПСП не разраб. для првед. инф. в элитных лицеях. Что касается общ. стандартов, то они сфрмцлированы настолько обтекаемо, что даже непонятно, о чём речь. Н зат можем взять эти прогр., посм., как они реализ, и подск., какое П можн. исп. для каких пунктв программы. Даже в случае несв. ПО выбор не очень велик. Главне --- проект ПСПО в том виде, в котором он вошёл в госконтрак, разраб. и проходит исп., не расчитан был на какуюб-либ пргр. по инф., его задача была более низкоуровневая --- закрыть пробелы в ПО.
Это серьёзный промах в планир. пректа, но ... . На самом деле, эт очень сильно ударяет по учителям, у которых вместо привычной среды, где ни более-менее справились с задачей затыкать прграмму чем-то, им предл. ПСПО, у которого может быть такая ситуация, что нек. инстр. вообще нет в хранилище. Ещё: есть такая важная возм. запустить прогр., входящие в первую помощь.
==== Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера. ====

Обратим внимание, что информатика --- это не наука о компьютере вообще. Компьютер --- это инструмент, а не един. цель обучения. В курсе информатики предполагается изучать и компьютер тоже, но --- если это отражение общих положений. Вообще, это довольно распр-ая ошибка. Посмотрим на экранчик. Никакого компьютера тут почти и нет. Первые 4 часа --- точно.

Вторые 4 часа --- изучается компьютер. Условия эксплуатации --- да, обязательно. Не сидеть нога за ногу и т.д. Сколько там часов в сутки? Мотаем дальше. Итак, пункт 2 --- это железки. Получение и-ции о хар-ках компьютера. Это из кде --- kinfocenter. Еще BIOS, конечно. Но кинфоцентр --- там написано, какой процессор, какая память. Можно предложить еще lshw, hwinfo и прочие утилиты. Ну, есть еще cat /proc/cpuinfo и прочие. В мастере, кажется, есть не все.

* Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
В скобках --- изучение эл-тов и-фейса, граф. оп. системы. Это круто, да %) На взгляд лектора, это попросту вредно --- с этого начинать. Да это и не 20 минут практики. Тут за 20 минут не покажешь ничего. Кстати, а пользоваться мышкой-то их обучают? Давайте просто зафиксируем, что графические объекты на экране изучать бессмысленно. Надо: мышка, клавиатура, перетаскивание и пр. (манипулирование объектами). Здесь, конечно, надо запускать гр. среду (кде, хфце), хотя изучаем не ее.

* Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Планирование, создание папок в соотв. с планом. С фхс? Или привет тов. Жукову? Этот пункт еще хуже. Это работает на формирование *неправльнного* представления о компьютере. Мы говорили об этом вчера ("иконка --- это не файл"). Или это орг-ция собственного пр-ва? Важно отметить, что это объекты. И: надо знать, что такое файл, папка и пр. И только после --- раскладывание. А вообще, про ФС-то мы знаем? Хорошо, пусть так, важно знать, что пр-во рабочего стола --- не осн. объекты, кот. манипулирует система. Манипуляции на р.столе --- не всегда манипуляции с файлами. 8-ки лектора смотрели десктоп-файлы, и нормально.

* Обработка текстовой информации (14 час)
 * это не работа с текстом, а вёрстка
  * для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
  * а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст (html, ибо как раз начало гипертекста)
 "после чего под видом документов мы плавно переходим к латеху"
  * и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редакторованию размеченного текста)
   * с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от M$ Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
  * Альтернативно, если из бранча ставится moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста
Строка 7: Строка 25:
... * Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
 * практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
  * gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, но большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2. gcompris --- очень крутая обучающая штука для самых маленьких, есть модули, обучающие работе с клавиатурой и мышкой.
Строка 9: Строка 29:
Бессмысленно изучать какие-то граф. объекты на экране. Здесь изучаются мышка, клавиатура,Ю пнятие перетаскивания. Был бы неплохо, чтобы какая-то граф среда запускалась (кеды, хфце), но изуч. не их идёт, естественно. * Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
 * вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
  * тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
  * перевод текста --- stardict (переводит помеченное слово автоматически)
  * редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с шаблонами с готовыми (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
   * сайтостроение тут уже не при чём
  * сканирование --- xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее репортовала)
  * распознование --- существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm (при помощи wine). Также при помощи wine можно установить лидера рынка FineReader, но он проприетарен --- то есть этот вариант работает только для честно купленных экземпляров.
  * sed и прочие утилиты неинтерактивной работы с чистым текстом
  * OO.o как WYSIWYG для работы с размеченным текстом
Строка 11: Строка 40:
* Обработка графической информации (4 час). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
 * растровое: gimp, tuxpaint
 * векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
  * в inkscape хорошая векторизация
Строка 12: Строка 45:
Простр. рабчего стола не явл. тем, с чем манип. системА, и надо не забывать, как на самм деле манип. объекты. * Мультимедийные технологии (8 час) Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. * OO.o Impress
 * редактирование и запись аудио: audacity, krec (в мастере)
 * noteedit, rosegarden (в бранче)
 * редактирование видео: kino (в мастере), cinelerra (в бранче)
Строка 14: Строка 50:
Обработка текстовой информации. Абслютно неправильное место, к тексту послед. пункты соверш. посредст. Тут идут основы вёрстки. Это соверш. неравильно. Тут над ввести понятие плоского/размеченного текста. Запускать простой редактор текста (kate/mousepad). И только после того, как человек поймёт, что такое текст, заниматься уже основами вёрстки не плоского, а размеченного текста. После этого надо показать простейший html, и показать, как устр. размеченный текст и показ, что у нас есть разщмеч. текст в плоском тексте. После этого только сказать, что в реалььной жизни таки обычно текст исп. размеченный, и показать, наконец, опенофис/абиворд. Только полсе ого как люди увидели разм. текст и отрендеренный его же, можно переходить к текстовым процессрам, т есть, прграмме, которая работает с разм. текстом в формате wysiwyg. Альтернатива всему этому --- если устанавливается моин, то в моине есть fckedit --- wysiwyg редактор, и там мжно ред. текст как в граф. виде, так и в текстовом виде, и соверш. нагл. дем., как одоно соотв. другому, у видеть, что делает wysiwyg редактор, и что творится в тексте. Можно сделать в хтмле, но в моине проще. (именно с номерами страниц в опенофисе это понятие приближено к полиграф. --- нумерация есть свойство страницы, точнее, её части, колонтитул; в ворде же есть кнопка "сделать номера страниц") * Обработка числовой информации (6 час) Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. * OO.o Calc --- для рисования графиков, схем и диаграмм использует OO.o Draw, gnumeric --- мощное средство с кучей встроенных функций подобного рода.
 * "лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot
 TODO: ссылка на Ивана Хахаева (?), "Лёгкие программы построения графиков" (?), доклад на зимней конференции в Переславле.
Строка 16: Строка 54:
(практика показывает, что дети, специально не обуч. этому, чень плохо набир . на клавиатуре, поэтому, учителя требуют клав тренажёр; в пспо входит он --- gtypist, tuxtype2 это такая игрушка, где надо на скорость набир буквыы, он войдёт в след. поставку, gcompris) ==== Представление информации (6 час) Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. ====
 * KCalc, galculator
 * hexdump
 * iconv, в редакторе --- Kate, mcedit
 * enca (enconv)
 * про преобразование изображений: convert
 * (enconvmv, перекодирование имён файлов не без помощи enca)
  * xpm как пример изображений
  Текстовый файл. Синтаксис, похожий на Си вначале --- там описывается палитра, а потом сама картинка. снова мет. рекомендация --- исп-ть картинку с не более чем двадцатью (или даже тремя-четырьмя) цветами. Вся *отлично* видно!
 * про кодирование звука: audacity
 * про преобразование звука: sox
Строка 18: Строка 66:
(куда-т в начало) gcompris --- такая программа для обуч. работе с комп. совсем маленьких детей. По утв. тех, кт этим заним., утв., что программа совсем не бросовая там есть тенажёры:
 * Рабта с мышью
 * Со стрелочками
 * На клик
 * Ведение мыши п изв. путям
 * Клав. тренажёр
 * Распознавалка
 * И мнго других мдулей, это модульная программа, мдули пост. появл.
Лектору каж., что она недост. инт. понятная, но ребёнка легко обучить нажимать на нужную кнопку, чтобы она начинала работать. Туда же вхдит щамеч. tuxpaint, который как бы пакет рисования растр. графики, он специальн для детей, его осн. фича --- несколько сотен разл. шаблонов, которые мжн. помещать, и можно делать изумительные композиции, кроме этого, есть много разных штук. Вместе с тем, в тухпеинт входят средства для какой-т работы с графикой. Пск. мы сейчас не рассм. обуч. мленькой детей, то бльш. чатсь его остаётся мимо рассм, но его нельзя упускать из внимания.
* Алгоритмы и исполнители (19 час) Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность ав- томатизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Пра- вила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
 * блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
 * lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса (например, kate, к тому же, там удобный встроенный эмулятор терминала) и компилятор (fpc))
 * gambas (Basic)
Строка 28: Строка 71:
Комментарий: лектру кажется, этот пункт прогр. явл. соверш. недост. для человека, который посадили второй раз в жизни. Аналогичн для человека, кторого посадили 100-й раз, но пред. 99 он играл в игрушки. Можно дать указ., по каким частям ооо польз. Для формул есть math, тут мжно дать совет, чт формулы набир. с середины, как они возн. в голове. * Формализация и моделирование (8 час) Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. * деревья: graphviz (в бранче)
 * проектирование: qcad
 * снова OO.o Calc для таблиц
Строка 30: Строка 75:
Перевод текста: есть словарик stardict, который устр. след. образом: любй екст, который вводится, переводится. Чт кас. систем авт. перевода, то это зло. * Хранение информации (4 час) Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами дан- ных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. * в лучшем случае mysql + mysql-client
 * OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных
Строка 32: Строка 78:
Что касается гипертекста. Вобще говоря, их можно делать в ooo, но лучше делать в редакторе плоского текста. В состав ПСПО входит wysiwyg. Но это всё непр., поск. сейчас сайты не пишутся руками. * Коммуникационные технологии (12 час) Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Ло- кальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компью- терных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. * firefox, thunderbird
 * телеконференции: ekiga (в бранче)
 * чат: kopete, pidgin (bonjour, как-то работает --- бессерверный чат внутри локальной сети)
 * Обратите внимание --- файловый архив и архивный файл это существенно разные вещи.
  * архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
  * файловый архив (ftp): lftp, firefox
Строка 34: Строка 85:
Сканирование. Прогр. сканирования сущ., это sane, к ней есть болочка cooca, но ей мжно польз. только если правильно её нстроить. Сотв., если уже работает сканер, то это более удобно, в противнм случае смтреть xsanr.

РОаспознавание. Сущ. какие-то программы расп. текста. На ег. день ситуация с расп. следующая: рынок был поделен давно, и склько бы не сущ. свобдных программ, файнридер типа круче всех. Помимо него была кунейформ, но она начала сдавать пзиции, и к мменту внед. в школы он стал соверш. бесплатный, она работает в вайне, в состав первой помощи входит файнридер, кторый также уст. внутрь ПСПО. Рек., если вы действ. хотите этим польз., ставить файнридер из первй помощи. Если же напосмотреть, то kocra, ocrad.

Немнжко аналогов:

По поводу аналогов. Поиск аналогов эт очень непр. позиция, в случае, если вы исп. другой набор ПО, потому что аналогом некой прграммы, евляется сама та программа. Во-вторых, для решение разл. задач могут исп. инстр., практ. различный подход, и когда дем. некий инстр,, вообще не следует искать аналог, поск. мжет быть инстр., жкспл. иной пдхд, кторый делает это лучше. Если в случае расп. текстов вариант один, то в случае обр. плоского текста есть, например, тот же sed, которым поиск с заменой может казаться делать удобнее.

 * Офисный пакет. MS Office --- OO.o. ОО.о есть в виндах, мсо работает под ывайном
 * Гипертекст. Есть Quanta, Nvu

Обработка графической информации

 * Растр. графика. GIMP, Krita, Tuxpaint
 * Вект. графика. Inkscape, Xara

Ввд изображений --- ост. на совести авторов программы. Разумеется, изобр. со сканера вводятся расровые. Для того, чтобы пребр. растровое изобр. в вект, есть алгоритмы вектризации (преобр. растр. изобр. в вект. путём выделения дноцвет. контуров), довольно мощный алг. есть в Inkscape.

Мультимедиа

В осн. это презентации, с этим непл. справляется Импресс, который прекр. пдх. для непрофесс. изг. чего угодно.

 * Запись аудио --- audacity, krec
 * Нотный редакто --- нотеедитб розегарден, kguitar
 * Рабта с видео --- kino, cinelera

Обрабтка материалов, монтаж.

Обработка числовой информации

Здесь такой типичный ексель с мсчарт. В ПСПО есть два инстр. --- oo.o calc и gnumeric. Вобще говоря, гнмурик весьма и весьма продвинут.

Ввод фрмул тут обозн. исп. вычисл. плей.

Добавление --- сущ. дост. много программ, которые зан. рис. графиков и диаграмм.

Есть доклад Хакаева "лёгкие пакеты постр. графиков"

Постр. графиков--- grace, qtiplot, gnuplot. grace --- очень удобная штука для рис. графиков по точкам.

Помим того, свойством отображать граф. обл. практ. все калькуляторы. KmPlot --- удобная штука для пказа тго, что такое графики.


Предст. информации.

Прекр. перекдировщик --- калькулятор.

... Если решилиисп. КС, то тут много чег --- для просмотра есть hexdump, для перекодировки есть iconv. Для авт. расп. кодирвки, в т. ч. для непр. перек. файлов есть enca, enconv. Ещё есть енконвмв, который позв. перек. имена файлов.

Ещё перекодировать умеет кейт.

Кодир. граф. инф. --- hexdump xpm. Мет. инф. --- исп. xpm,

Не надо забывать про утилиты командной строки.

Есть утилита convert.

Про звуковые файлы есть sox.

Рисовать блок-схемы можно и в oo.o draw, и в dia, и в kivio

Если интересно обучать детей именно программировать, то не стоит начинать с basic, верятно не стоит начинать с с++/java, вероятнро, не стоит обучать с. Есть традиция обучать на паскале, для этго есть free pascal, есть интерфейс fp, есть ужасный лазарус, есть кдевелоп, под которым можн. разраб. программы на паскале. Лектор не стал бы показывать никакй инстр., а брать бы кейт и честно запускать fpc, запускать получ. прграмму.

Мы стремительно входим в обл. вакуума, где присут. в сн. сферические кони.

Генеалогическе дерево надо делать в графвизе. В принципе, это просто граф, и любая прогр. постр. диаграмм.

Созд. схемы и чертежа. --- есть qcad, всеми силами лект. обр. внимание, на то, чт их много, qcad не самая крутая, не на дном автокаде клин светом сошёлся, и всячески призывает разв. инстр. под свои нужды.

Комп. модель эт не т, что мы вбиваем компьютер. Вот мы модел. движение ... . Для этого мы пишем прграмму из трёх строк, скармливаем ей какие веса, считываем рез. и смтрим как идиоты. Второй этап --- вводим это в таблицу.

Хранение информации.

Варианта два: либо вы ориент. детей на крутость и показываете mysql.

Или запускаете oo.o base, не забывая упомянуть при этом, чт это СУБД, и там сзд. автоматом база sqlite, и бальше вот.

Кммуник. технологии

Обр. оч. очевидное несоотв. времени и объёма.

По ПО --- броузер. Потом настр. ещё и почт. клиент. Кроме того, нужен функц.почтовый сервер.

Участие в формуме довольно бессм. дело (см. ЛОР). П поводу телеконф. --- Ekiga. Чат --- распл. фрм., связанная с обм. собщ. в реальном времени. Если адм. модет уст. жаббер-сервер, то и хдить в интернет не надо. Мжно исп. bonjour, но ндо собрать libbonour.so.

... Тут какая идея: называть кукад аналогом компаса неправильно, правильнее давать классиф. по задачам.

Базы данных --- денвер, аксес, mysql express, oo.o base пд виндами.

Путешествие по всемирной паутине --- траву соотв.

Чат. Запцск копыто, там много пртоколов. Есть бонжур, рабтает прямо тут.

Созд. архивов --- ark/xarchiver. Типичное --- болочки это оболочки, а архиваторы, их много аззных бывает. Вобще, именно для архивации есть tar/ar. Отдельное упоминание про 7z как универсальный разархиватор.

Файловый архив. Брузер подд. не только http, н и ftp. Будет показан список файлов, там всё очевидно. Другой способ --- исп. утилиту командной строки, кторая делает примерно т же самое. И там очень много разных параметров, и если задача скачать мнго файлов, дерево, причём с каким-то выбором, то это незаменимая штука.

Поиск по каталогам --- броузер + yaca.yandex.ru

Букмарки. Одно дело --- скачать весь объект, другое --- сохр. на него адрес.

Под коллю рабту хорошо подхдит вики.

ценка скорости передачи --- любой загрузчик бычно пишет, с какой скростью файл качается. Если речь идёт гр. работе, то не у всех гигабитный интернет.

Обр. внимание на то, чт интернет во многих случаях, оплачивается трафик и/или время. И передача сотв. док. мжет занять много времени и может стить денег. Разные фрматы файлов имеют разные бъёмы, например, чистый текст.

Антивирусы. Есть clamav, у него есть некие свойства -- он явл. только сканером (в ком. строке clamscan).

Уст. К первй кряк сразу, ко второй кряк через 2 недели, к третьей кряк не нужен. Естьспе спец. модуль по уст. программ под линукс, есть замеч. synaptic.

Леткр хтел бы обрю. внимание, что здесь непр. форм., потому что все программы имеют лицензию, нелиц. прграмма --- программа, к-рая исп. в нарушение лицензий. В таком случае свбодная программа всегда лицензионная.

Резерв.

В случае, если речь идёт о подг. печ. документации --- это не OO.o. Scribus.

Остались программы для ст. классов.
* Информационные технологии в обществе (4 час) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. * wiki, Moodle
 * антивирус: clamav -> klamav, clamscan
 * установка программ: synaptic
Строка 160: Строка 96:
|| 0 || 1 || 1 || 1 || || 1 || MaximByshevskiKonopko, DmitryChistikov, MaximByshevskiKonopko || || || || 14 || 1 || 1 || 1 || || 1 || MaximByshevskiKonopko, DmitryChistikov, MaximByshevskiKonopko || || ||

Основной курс (8---9 класс)

==== Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера. ====

Обратим внимание, что информатика --- это не наука о компьютере вообще. Компьютер --- это инструмент, а не един. цель обучения. В курсе информатики предполагается изучать и компьютер тоже, но --- если это отражение общих положений. Вообще, это довольно распр-ая ошибка. Посмотрим на экранчик. Никакого компьютера тут почти и нет. Первые 4 часа --- точно.

Вторые 4 часа --- изучается компьютер. Условия эксплуатации --- да, обязательно. Не сидеть нога за ногу и т.д. Сколько там часов в сутки? Мотаем дальше. Итак, пункт 2 --- это железки. Получение и-ции о хар-ках компьютера. Это из кде --- kinfocenter. Еще BIOS, конечно. Но кинфоцентр --- там написано, какой процессор, какая память. Можно предложить еще lshw, hwinfo и прочие утилиты. Ну, есть еще cat /proc/cpuinfo и прочие. В мастере, кажется, есть не все.

* Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы). В скобках --- изучение эл-тов и-фейса, граф. оп. системы. Это круто, да %) На взгляд лектора, это попросту вредно --- с этого начинать. Да это и не 20 минут практики. Тут за 20 минут не покажешь ничего. Кстати, а пользоваться мышкой-то их обучают? Давайте просто зафиксируем, что графические объекты на экране изучать бессмысленно. Надо: мышка, клавиатура, перетаскивание и пр. (манипулирование объектами). Здесь, конечно, надо запускать гр. среду (кде, хфце), хотя изучаем не ее.

* Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях. Планирование, создание папок в соотв. с планом. С фхс? Или привет тов. Жукову? Этот пункт еще хуже. Это работает на формирование *неправльнного* представления о компьютере. Мы говорили об этом вчера ("иконка --- это не файл"). Или это орг-ция собственного пр-ва? Важно отметить, что это объекты. И: надо знать, что такое файл, папка и пр. И только после --- раскладывание. А вообще, про ФС-то мы знаем? Хорошо, пусть так, важно знать, что пр-во рабочего стола --- не осн. объекты, кот. манипулирует система. Манипуляции на р.столе --- не всегда манипуляции с файлами. 8-ки лектора смотрели десктоп-файлы, и нормально.

* Обработка текстовой информации (14 час)

  • это не работа с текстом, а вёрстка
    • для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
    • а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст (html, ибо как раз начало гипертекста)
    • "после чего под видом документов мы плавно переходим к латеху"
      • и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редакторованию размеченного текста)

        • с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от M$ Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
      • Альтернативно, если из бранча ставится moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста

* Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

  • практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
    • gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, но большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2. gcompris --- очень крутая обучающая штука для самых маленьких, есть модули, обучающие работе с клавиатурой и мышкой.

* Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

  • вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
    • тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
    • перевод текста --- stardict (переводит помеченное слово автоматически)
    • редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с шаблонами с готовыми (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
      • сайтостроение тут уже не при чём
    • сканирование --- xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее репортовала)
    • распознование --- существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm (при помощи wine). Также при помощи wine можно установить лидера рынка FineReader, но он проприетарен --- то есть этот вариант работает только для честно купленных экземпляров.

    • sed и прочие утилиты неинтерактивной работы с чистым текстом
    • OO.o как WYSIWYG для работы с размеченным текстом

* Обработка графической информации (4 час). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

  • растровое: gimp, tuxpaint
  • векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
    • в inkscape хорошая векторизация

* Мультимедийные технологии (8 час) Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. * OO.o Impress

  • редактирование и запись аудио: audacity, krec (в мастере)
  • noteedit, rosegarden (в бранче)
  • редактирование видео: kino (в мастере), cinelerra (в бранче)

* Обработка числовой информации (6 час) Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. * OO.o Calc --- для рисования графиков, схем и диаграмм использует OO.o Draw, gnumeric --- мощное средство с кучей встроенных функций подобного рода.

  • "лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot TODO: ссылка на Ивана Хахаева (?), "Лёгкие программы построения графиков" (?), доклад на зимней конференции в Переславле.

==== Представление информации (6 час) Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. ====

  • KCalc, galculator
  • hexdump
  • iconv, в редакторе --- Kate, mcedit
  • enca (enconv)
  • про преобразование изображений: convert
  • (enconvmv, перекодирование имён файлов не без помощи enca)
    • xpm как пример изображений
      • Текстовый файл. Синтаксис, похожий на Си вначале --- там описывается палитра, а потом сама картинка. снова мет. рекомендация --- исп-ть картинку с не более чем двадцатью (или даже тремя-четырьмя) цветами. Вся *отлично* видно!
  • про кодирование звука: audacity
  • про преобразование звука: sox

* Алгоритмы и исполнители (19 час) Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность ав- томатизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Пра- вила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

  • блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
  • lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса (например, kate, к тому же, там удобный встроенный эмулятор терминала) и компилятор (fpc))

  • gambas (Basic)

* Формализация и моделирование (8 час) Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. * деревья: graphviz (в бранче)

  • проектирование: qcad
  • снова OO.o Calc для таблиц

* Хранение информации (4 час) Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами дан- ных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. * в лучшем случае mysql + mysql-client

  • OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных

* Коммуникационные технологии (12 час) Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Ло- кальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компью- терных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. * firefox, thunderbird

  • телеконференции: ekiga (в бранче)
  • чат: kopete, pidgin (bonjour, как-то работает --- бессерверный чат внутри локальной сети)
  • Обратите внимание --- файловый архив и архивный файл это существенно разные вещи.
    • архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
    • файловый архив (ftp): lftp, firefox

* Информационные технологии в обществе (4 час) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. * wiki, Moodle

  • антивирус: clamav -> klamav, clamscan

  • установка программ: synaptic


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

14

1

1

1

1

MaximByshevskiKonopko, DmitryChistikov, MaximByshevskiKonopko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080814/01BasicProgram (последним исправлял пользователь MaximByshevskiKonopko 2008-10-09 19:06:26)