Различия между версиями 10 и 11
Версия 10 от 2008-10-01 21:01:23
Размер: 20195
Редактор: MaximByshevskiKonopko
Комментарий:
Версия 11 от 2008-10-01 21:02:55
Размер: 20199
Редактор: MaximByshevskiKonopko
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 5: Строка 5:
Обратим внимание, что информатика --- это не наука о компьютере вообще. Компьютер --- это инструмент, а не един. цель обучения. В курсе информатики предполагается изучать и компьютер тоже, но --- если это отражение общих положений. Вообще, это довольно распр-ая ошибка. Посмотрим на экранчик. Никакого компьютера тут почти и нет. Первые 4 часа --- точно.

Вторые 4 часа --- изучается компьютер. Условия эксплуатации --- да, обязательно. Не сидеть нога за ногу и т.д. Сколько там часов в сутки? Мотаем дальше. Итак, пункт 2 --- это железки. Получение и-ции о хар-ках компьютера. Это из кде --- kinfocenter. Еще BIOS, конечно. Но кинфоцентр --- там написано, какой процессор, какая память. Можно предложить еще lshw, hwinfo и прочие утилиты. Ну, есть еще cat /proc/cpuinfo и прочие. В мастере, кажется, есть не все.
  * Обратим внимание, что информатика --- это не наука о компьютере вообще. Компьютер --- это инструмент, а не един. цель обучения. В курсе информатики предполагается изучать и компьютер тоже, но --- если это отражение общих положений. Вообще, это довольно распр-ая ошибка. Посмотрим на экранчик. Никакого компьютера тут почти и нет. Первые 4 часа --- точно. Вторые 4 часа --- изучается компьютер. Условия эксплуатации --- да, обязательно. Не сидеть нога за ногу и т.д. Сколько там часов в сутки? Мотаем дальше. Итак, пункт 2 --- это железки. Получение и-ции о хар-ках компьютера. Это из кде --- kinfocenter. Еще BIOS, конечно. Но кинфоцентр --- там написано, какой процессор, какая память. Можно предложить еще lshw, hwinfo и прочие утилиты. Ну, есть еще cat /proc/cpuinfo и прочие. В мастере, кажется, есть не все.
Строка 10: Строка 8:
В скобках --- изучение эл-тов и-фейса, граф. оп. системы. Это круто, да %) На взгляд лектора, это попросту вредно --- с этого начинать. Да это и не 20 минут практики. Тут за 20 минут не покажешь ничего. Кстати, а пользоваться мышкой-то их обучают? Давайте просто зафиксируем, что графические объекты на экране изучать бессмысленно. Надо: мышка, клавиатура, перетаскивание и пр. (манипулирование объектами). Здесь, конечно, надо запускать гр. среду (кде, хфце), хотя изучаем не ее.  * В скобках --- изучение эл-тов и-фейса, граф. оп. системы. Это круто, да %) На взгляд лектора, это попросту вредно --- с этого начинать. Да это и не 20 минут практики. Тут за 20 минут не покажешь ничего. Кстати, а пользоваться мышкой-то их обучают? Давайте просто зафиксируем, что графические объекты на экране изучать бессмысленно. Надо: мышка, клавиатура, перетаскивание и пр. (манипулирование объектами). Здесь, конечно, надо запускать гр. среду (кде, хфце), хотя изучаем не ее.

Основной курс (8---9 класс)

  • Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
    • Обратим внимание, что информатика --- это не наука о компьютере вообще. Компьютер --- это инструмент, а не един. цель обучения. В курсе информатики предполагается изучать и компьютер тоже, но --- если это отражение общих положений. Вообще, это довольно распр-ая ошибка. Посмотрим на экранчик. Никакого компьютера тут почти и нет. Первые 4 часа --- точно. Вторые 4 часа --- изучается компьютер. Условия эксплуатации --- да, обязательно. Не сидеть нога за ногу и т.д. Сколько там часов в сутки? Мотаем дальше. Итак, пункт 2 --- это железки. Получение и-ции о хар-ках компьютера. Это из кде --- kinfocenter. Еще BIOS, конечно. Но кинфоцентр --- там написано, какой процессор, какая память. Можно предложить еще lshw, hwinfo и прочие утилиты. Ну, есть еще cat /proc/cpuinfo и прочие. В мастере, кажется, есть не все.
  • Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
    • В скобках --- изучение эл-тов и-фейса, граф. оп. системы. Это круто, да %) На взгляд лектора, это попросту вредно --- с этого начинать. Да это и не 20 минут практики. Тут за 20 минут не покажешь ничего. Кстати, а пользоваться мышкой-то их обучают? Давайте просто зафиксируем, что графические объекты на экране изучать бессмысленно. Надо: мышка, клавиатура, перетаскивание и пр. (манипулирование объектами). Здесь, конечно, надо запускать гр. среду (кде, хфце), хотя изучаем не ее.
  • Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Планирование, создание папок в соотв. с планом. С фхс? Или привет тов. Жукову? Этот пункт еще хуже. Это работает на формирование *неправльнного* представления о компьютере. Мы говорили об этом вчера ("иконка --- это не файл"). Или это орг-ция собственного пр-ва? Важно отметить, что это объекты. И: надо знать, что такое файл, папка и пр. И только после --- раскладывание. А вообще, про ФС-то мы знаем? Хорошо, пусть так, важно знать, что пр-во рабочего стола --- не осн. объекты, кот. манипулирует система. Манипуляции на р.столе --- не всегда манипуляции с файлами. 8-ки лектора смотрели десктоп-файлы, и нормально.

  • Обработка текстовой информации (14 час)
  • это не работа с текстом, а вёрстка
    • для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
    • а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст (html, ибо как раз начало гипертекста)
    • "после чего под видом документов мы плавно переходим к латеху"
      • и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редакторованию размеченного текста)

        • с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от M$ Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
      • Альтернативно, если из бранча ставится moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста
  • Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
  • практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
    • gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, но большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2. gcompris --- очень крутая обучающая штука для самых маленьких, есть модули, обучающие работе с клавиатурой и мышкой.
  • Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
  • вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
    • тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
    • перевод текста --- stardict (переводит помеченное слово автоматически)
    • редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с шаблонами с готовыми (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
      • сайтостроение тут уже не при чём
    • сканирование --- xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее репортовала)
    • распознование --- существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm (при помощи wine). Также при помощи wine можно установить лидера рынка FineReader, но он проприетарен --- то есть этот вариант работает только для честно купленных экземпляров.

    • sed и прочие утилиты неинтерактивной работы с чистым текстом
    • OO.o как WYSIWYG для работы с размеченным текстом
  • Обработка графической информации (4 час). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
  • растровое: gimp, tuxpaint
  • векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
    • в inkscape хорошая векторизация
  • Мультимедийные технологии (8 час) Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов. * OO.o Impress
  • редактирование и запись аудио: audacity, krec (в мастере)
  • noteedit, rosegarden (в бранче)
  • редактирование видео: kino (в мастере), cinelerra (в бранче)
  • Обработка числовой информации (6 час) Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. * OO.o Calc --- для рисования графиков, схем и диаграмм использует OO.o Draw, gnumeric --- мощное средство с кучей встроенных функций подобного рода.
  • "лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot TODO: ссылка на Ивана Хахаева (?), "Лёгкие программы построения графиков" (?), доклад на зимней конференции в Переславле.

  • Представление информации (6 час) Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
    • KCalc, galculator
    • hexdump
    • iconv, в редакторе --- Kate, mcedit
    • enca (enconv)
    • про преобразование изображений: convert
    • (enconvmv, перекодирование имён файлов не без помощи enca)
      • xpm как пример изображений
        • Текстовый файл. Синтаксис, похожий на Си вначале --- там описывается палитра, а потом сама картинка. снова мет. рекомендация --- исп-ть картинку с не более чем двадцатью (или даже тремя-четырьмя) цветами. Вся *отлично* видно!
    • про кодирование звука: audacity
    • про преобразование звука: sox
  • Алгоритмы и исполнители (19 час) Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность ав- томатизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Пра- вила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
  • блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
  • lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса (например, kate, к тому же, там удобный встроенный эмулятор терминала) и компилятор (fpc))

  • gambas (Basic)
  • Формализация и моделирование (8 час) Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. * деревья: graphviz (в бранче)
  • проектирование: qcad
  • снова OO.o Calc для таблиц
  • Хранение информации (4 час) Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами дан- ных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. * в лучшем случае mysql + mysql-client
  • OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных
  • Коммуникационные технологии (12 час) Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Ло- кальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компью- терных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. * firefox, thunderbird
  • телеконференции: ekiga (в бранче)
  • чат: kopete, pidgin (bonjour, как-то работает --- бессерверный чат внутри локальной сети)
  • Обратите внимание --- файловый архив и архивный файл это существенно разные вещи.
    • архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
    • файловый архив (ftp): lftp, firefox
  • Информационные технологии в обществе (4 час) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. * wiki, Moodle
  • антивирус: clamav -> klamav, clamscan

  • установка программ: synaptic


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

14

1

1

1

1

MaximByshevskiKonopko, DmitryChistikov, MaximByshevskiKonopko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080814/01BasicProgram (последним исправлял пользователь MaximByshevskiKonopko 2008-10-09 19:06:26)