Различия между версиями 4 и 5
Версия 4 от 2008-08-17 21:25:36
Размер: 73998
Редактор: eSyr
Комментарий:
Версия 5 от 2008-08-17 21:38:15
Размер: 73944
Редактор: MaximByshevskiKonopko
Комментарий:
Удаления помечены так. Добавления помечены так.
Строка 140: Строка 140:
==> lshw, kinfocenter  * lshw, kinfocenter
Строка 146: Строка 146:
==> бессмысленно изучать какие-то объекты, надо изучать сами манипуляторы --- мышь, клавиатура, дрэгндроп (KDE, Xfce)  * бессмысленно изучать какие-то объекты, надо изучать сами манипуляторы --- мышь, клавиатура, дрэгндроп (KDE, Xfce)
Строка 153: Строка 153:
==> рабочий стол и иконки --- это не те объекты, с которыми реально что-то манипулируется  * рабочий стол и иконки --- это не те объекты, с которыми реально что-то манипулируется
Строка 157: Строка 157:
==> это не работа с текстом, а вёрстка
 ==> для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
 ==> а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст (html, ибо как раз начало гипертекста)
 * это не работа с текстом, а вёрстка
  * для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
  * а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст (html, ибо как раз начало гипертекста)
Строка 161: Строка 161:
 ==> и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редакторованию размеченного текста)
  ==> с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от M$ Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
 ==> Альтернативно, если из бранча ставится moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста
  * и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редакторованию размеченного текста)
   * с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от M$ Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
  * Альтернативно, если из бранча ставится moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста
Строка 168: Строка 168:
==> практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
 ==> gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, но большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2
 * практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
  * gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, но большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2
Строка 182: Строка 182:
==> вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
 ==> тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
 ==> перевод текста --- stardict (переводит помеченное слово автоматически)
 ==> редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с шаблонами с готовыми (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
  ==> сайтостроение тут уже не при чём
 ==> сканирование --- xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее репортовала)
 ==> распознование --- существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm
 ==> sed
 ==> OO.o
 * вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
  * тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
  * перевод текста --- stardict (переводит помеченное слово автоматически)
  * редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с шаблонами с готовыми (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
   * сайтостроение тут уже не при чём
  * сканирование --- xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее репортовала)
  * распознование --- существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm
  * sed
  * OO.o
Строка 198: Строка 198:
==> растровое: gimp, tuxpaint
==> векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
 ==> в inkscape хорошая векторизация
 * растровое: gimp, tuxpaint
 * векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
  * в inkscape хорошая векторизация
Строка 208: Строка 208:
==> OO.o Impress
==> редактирование и запись аудио: audacity, krec (в мастере)
==> noteedit, rosegarden (в бранче)
==> редактирование видео: kino (в мастере), cinelerra (в бранче)
 * OO.o Impress
 * редактирование и запись аудио: audacity, krec (в мастере)
 * noteedit, rosegarden (в бранче)
 * редактирование видео: kino (в мастере), cinelerra (в бранче)
Строка 219: Строка 219:
==> OO.o Calc, gnumeric
==> "лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot
 * OO.o Calc, gnumeric
 * "лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot
Строка 231: Строка 231:
==> KCalc, galculator
==> hexdump
==> iconv, в редакторе --- Kate, mcedit
==> enca (enconv)
==> про преобразование изображений: convert
==> (enconvmv, перекодирование имён файлов)
 ==> xpm как пример изображений
==> про кодирование звука: audacity
==> про преобразование звука: sox
 * KCalc, galculator
 * hexdump
 * iconv, в редакторе --- Kate, mcedit
 * enca (enconv)
 * про преобразование изображений: convert
 * (enconvmv, перекодирование имён файлов)
  * xpm как пример изображений
 * про кодирование звука: audacity
 * про преобразование звука: sox
Строка 256: Строка 256:
==> блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
==> lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса и компилятор (fpc))
==> gambas (Basic)
 * блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
 * lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса и компилятор (fpc))
 * gambas (Basic)
Строка 268: Строка 268:
==> деревья: graphviz (в бранче)
==> проектирование: qcad
==> снова OO.o Calc для таблиц
 * деревья: graphviz (в бранче)
 * проектирование: qcad
 * снова OO.o Calc для таблиц
Строка 277: Строка 277:
==> в лучшем случае mysql + mysql-client
==> OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных
 * в лучшем случае mysql + mysql-client
 * OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных
Строка 291: Строка 291:
==> firefox, thunderbird
==> телеконференции: ekiga (в бранче)
==> чат: kopete, pidgin (bonjour пока не работает)
==> архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
==> файловый архив (ftp): lftp, firefox
 * firefox, thunderbird
 * телеконференции: ekiga (в бранче)
 * чат: kopete, pidgin (bonjour пока не работает)
 * архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
 * файловый архив (ftp): lftp, firefox
Строка 306: Строка 306:
==> wiki, Moodle
==> антивирус: clamav -> klamav, clamscan
==> установка программ: synaptic
 * wiki, Moodle
 * антивирус: clamav -> klamav, clamscan
 * установка программ: synaptic

Основной курс (8---9 класс)

Или.. давайте начнем?

Посмотрим программу. В ней --- общие слова. Листаем, листаем. Поехали. Основное содержание. Обратим внимание, что информатика - это не наука о к-ре вообще. К-р - это инструмент, а не един. цель обучения. В курсе и-ки предполагается изучать и к-р тоже, но - если это отражение общих положений. Вообще, это довольно распр-ая ошибка. Посмотрим на экранчик. Никакого к-ра тут почти и нет. Первые 4 часа - точно.

Вторые 4 часа - изучается к-р. Условия эксплуатации - да, обязательно. Не сидеть нога за ногу и т.д. Сколько там часов в сутки? Мотаем дальше. Итак, пункт 2 - это железки. Получение и-ции о хар-ках к-ра. Это из кде - кинфоцентер. Еще биос, конечно. Но кинфоцентр - там написано, какой процессор, какая память. Можно предложить еще лсхв, хвинфо и прочие утилиты. Закрыли, отметили (пока три варианта). Ну, есть еще кат проц/цпуинфо и проч. В мастере, кажется, есть не все. А в бранче? Вроде работает. Даже гуи есть к лсхв (или к хвинфо?).

Зам.: в вин - сведения о системе (просто есть такое место в интерфейсе системы).

Пошли дальше. А. О. У. Апт-шелл =) Вернемся к программе. Что там дальше? Волшебные наукообразные названия. В скобках - изучение эл-тов и-фейса, граф. оп. системы. Это круто, да %) На взгляд лектора, это попросту вредно - с этого начинать. Да это и не 20 минут практики. Тут за 20 минут не покажешь ничего. Кстати, а пользоваться мышкой-то их обучают? Давайте просто зафиксируем, что графические объекты на экране изучать бессмысленно. Надо: мышка, клавиатура, перетаскивание и пр. (манипулирование объектами). Здесь, конечно, надо запускать гр. среду (кде, хфце), хотя изучаем не ее.

Дальше. Планирование, создание папок в соотв. с планом. С фхс? Или привет тов. Жукову? Этот пункт еще хуже. Это работает на формирование *неправльнного* представления о к-ре. Мы говорили об этом вчера ("иконка - это не файл"). Или это орг-ция собственного пр-ва? Важно отметить, что это объекты. И: надо знать, что такое файл, папка и пр. И только после - раскладывание. А вообще, про ФС-то мы знаем? Хорошо, пусть так, важно знать, что пр-во рабочего стола - не осн. объекты, кот. манипулирует система. Манипуляции на р.столе - не всегда манипуляции с файлами. 8-ки лектора смотрели десктоп-файлы, и нормально.

Д. Обработка текстовой информации. Неправильное снова место. Надо же знакомить с текстом. Дальнейшие пункты к т-ту не имеют отношения ("ориентация стр-цы"). Это основы верстки вместо р-ты с текстами. Увы. В стандарте - работа с т-тами, преобразования т-тов. В примерной программе - верстка =( Рек-ции: ввести понятия плоского (из буковок) и размеченного текста (и документа). Запустим какой-нибудь кейт (мауспад в хфце) - простой редактор плоского текста. Если кейт - хороший (не простой) редактор плоского текста. Только после этого - (ч-к понял, что такое текст!) заниматься основами верстки размеченного текста. Буква "Т" другого цвета - это буква "Т" + информация о ней.

После этого надо показать простейший хтмл (не набирать, а показать) - "как устроен размеченный текст". спан-стайл-колор. "Есть размеченный текст в плоском и в отрендеренном виде". Принципиальная разница. Только после этого: в реальной жизни обычно исп-ся размеченный текст (информация о том, как т-т должен выглядеть). Показываем абиворд или ооо-врайтер. Тут можно действительно переходить к т-товым процессорам, визивиг-редакторами и пр. и пр. Стандарт нужно смотреть тут, да.

Откроем основной-общий стандарт. Да. Абзац, страницы, заголовки, оглавления. Копипаст. Но гипертекста тут вообще нет. Еще хуже. О, а где-то рядом - закладки (или это еще где-то?). Бр-р.

Возвращаемся к программе. Итак, перешли к текст. процессорам. Тут нормально им-ся программы работают (уже указали).

Альтернатива всему этому. Устанавливаем мойн (вики-движок, есть в бранче). В нем есть фцк-эдит - редактор вики-синтаксиса мойна (вообще, хтмл). Тут есть и "граф. редактор" (визивиг), и текстовый. Удобно показывать, как они связаны. Преимущество - мойн-синтаксис проще хтмл. Это отличный вариант - одна страница редактируется разными способами.

Замечание: ооо-врайтер. Нумерация страниц - надо вначале залезать в колонтитулы и вставлять их туда. То есть это свойство страницы, а точнее - ее колонитула. В мсворде все иначе: есть просто кнопка "вставить номера". Там, впрочем, есть и стили, но ими обычно не пользуются. Зато все визарды еще и конфликтовать могут.

Еще один стоп. Квалифицированное клавиатурное письмо. (Кстати говоря, а что делают по 7 класс?) Практика: дети, не обучавшиеся специально, очень плохо набирают на клавиатуре (не умеют этого делать). Учителя: требуется клав. тренажер. Они есть! В ПСПО входит как минимум один (апт-кэш серч...) (Еще врезка: распознавание текста - ссылка не руководство установки в ПСПО программ первой помощи). во. Гэ-тайпист. Есть еще тустайп-два. Уже вошел в дистр-для-пионеров =) на скорость набираем правильные буквы, это игрушка такая. Да, еще в кде есть какой-то тренажер, да? Ой, есть еще тренажер в ГКомприс. Это такая программа (вставка!) для обучения работе с компьютером совсем маленьких детей. Программа, по замечанию знающих людей - реально этих занимающихся, - очень хороша. Там есть кусочки на работу с мышкой, на клики всякие, там же - клав. тренажер, распознавалка и куча всего. Модульная программа с кучей модулей. На взгляд ГВК - не особо интуитивно понятно, но научиться очень легко. Сюда же входит пакет тукс-пэйнт. Рисование "растровой графики". Отличия от классики (предназначены для много чего) - для детей. Огромное количество шаблонов - картинок разного размера. Штампы. Обкуренная радуга, розовый пузырь. Композиции можно делать потрясающие. Сюда входят, естественно, и средства для работы с графикой. Большая часть гэкомприса остается за рамками обсуждения, но обходить этот пакет совершенно точно нельзя.

Кстати. Вставка формул в документы. Латех что ли? =) Кстати, интуитивно понятные интерфейсы традиционно бывают понятны плохо. Это вообще на кого рассчитанная программа? На все эти практические работы по текстовой информации - 14 часов. Сканирование и распознавание бумажного документа. Машинный перевод. Ух.

Комментарий. Кажется, это действительно плохо достижимый момент для 1-й раз видящий к-р человека. Если в 100-й раз, но только игры - то же самое. Рек-ции: формулы - в ооо-матх. Это проще латеха, весьма нетрудоемкое занятие. Кстати, иквейшн эдитор - сложней. Составлять удобнее всего "из центра". Вначале самое ядро ф-лы, затем что-нибудь вокруг, еще вокруг и далее.

Таблицы - это таблицы ооо-врайтера.

Перевод текста. Словарь стардикт-гтк. Запускаем его. Любой отмечаемый на экране (в других приложениях) текст автоматически переводится (всплывает окошко со слов. статьей.) Система автоперевода - это вообще странная штука. Есть программа "правда", но в ПСПО ее нет. Можно показать систему перевода гугла, это может оказаться подходящим.

Гипертекстовые документы. В.г., можно редактировать с помощью ооо-врайтера хтмл-документы, но. Лучше сделать это (из дидактических соображений) с помощью редактора плоского текста. Будет видно, что это за гипертекст и почему он гипер. В ПСПО входят визивиг-редакторы кванта-плюс (или мы ошибаемся насчет визивиг), ну (?)... На сегодняшний день практика создания хтмл-док-тов с помощью визивиг - неправильная. Сайты сейчас пишутся не с помощью рук (редакторов). Показать - в плоском виде, а строить - отдельная песня.

Сканирование док-тов. Программа - икс-сэйн. Оболочка - куука. Ее можно исп-ть, есть все настроить. Сообщения об ошибках, увы, отправляются в дев-нал, что очень неудобно. Не "надо положить фирмваре", а просто "ошибка" - вот что вылезает.

Распознавание. Существуют СПО-системы для распознавания текста; какие-то из них даже входят в ПСПО. Есть гокр и ократ. На сегодняшний день ситуация вот какая. Рынок был поделен очень давно. Сколько бы ни было СПО-программ, "ФайнРидер" круче всех (увы). Была еще кунеформ. К моменту открытия проекта куинеформ стала бесплатной, ее можно скачать с сайта производителя. В первую помощь входит файнридер. Его можно (шаманство) установить и в ПСПО (вроде так). Рек-ция - для исп-ия - что-то сторонее, а для посмотреть и разобраться - очень даже неплохо то, что есть в ПСПО.

Да, что-то из ооо ходит не к икс-сейну, а к сейну, что бывает полезно знать.

Дальше едем.

Приведем немножко аналогов. еще раз скажем, что поиск аналогов - это очень неправильная позиция: а) аналог программы (Фотошоп) - она сама - лучший! (другой фотошоп всегда хуже фотошопа) б) разные задачи - разные подходы - разные инструменты. Аналоги стоит искать попросту не всегда. Мб, есть не-аналогичный инструмент, которые решает ту же задачу другим способом.

Что касается собственно обработки текстов (плоских), совершенно необязательно исп-ть текстовый редактор. Есть инструменты помощнее, да. Показать сед (что на что заменить - поиск с заменой в плоском тексте). Это гораздо мощнее.

Итак, офисный пакет существует и в вин, и в линукс. В вин часто пользуются именно мсофисом, хотя есть и ооо. Тут наоборот, есть и мсофис(вайн), но пользуются обычно ооо.

Гипертекстовый редактор. Как уже отмечалось: визивиг - отмирает в этом месте. В вин - это, наверное, фронтпейдж.

Куда мы приходим? Графическая информация. Составители явно запускали фотошоп и корелдро. Там есть кнопка "ввести изображение": со сканера, еще откуда-то. В корелдро - оно немножко векторное =) Брр. О том, что вход будет растровым, надо догадаться. Брр. Итак, для решения задач растр.графики: проф. случай - редактор гимп, непроф. случай - тукс-пэйнт. Есть еще крита, но ее нет в ПСПО. В вин используется фотошоп. Для детей в винде - пэйнт (?) и еще что-то (что?). Векторная графика - инкскейп, ксара. Есть ксара-эльикс в бранче. Открыли ли какие-то части? Там какие-то странности, надо посмотреть. Это векторный редактор проф. уровня. Чем круче, чем инкскейп? Лектор не знает, но чем-то, видимо, лучше. Кажется, скорость рендеринга существенно выше.

Что касается ввода изображений двух видов - это на совести авторов программы. Заметим только, что со сканера вводится растровое изображние! Векторизация - это отдельный процесс. Зачем надо? "Из растрового изображения сделать векторное, и увеличить его в десять раз." Диаграммы вообще делаются на к-ре (Диа и пр.) Заметим здесь: с детьми проще именно в Диа, а не, к примеру, в Визио. В Диа - "ничего кроме". Даже ооо-дро сложнее в освоении. Или - про латех - есть тикс и метапост (последний сложнее). Зачем нам нужны диаграммы? Блок-схемы рисовать и пр. Итак, векторизация. Чем глаже изображение, тем лучше, наверное, получится. Если мы векторизуем скан с принтера с графиками - вполне себе режим "лайнс аут(?)".

Мультимедиа. Восемь часов. Тут подразумеваются презентации. У нас это ооо-импресс. Непрофессионально делаем что угодно. Нужно напихать кучу разных объектов, анимацию и пр. - легко. В вин - поверпойнт. Импресс, с одной сторны, похож на пп2000, а с другой - гораздо вразумительней по формату. Эффекты, заметим, часто "пропадают" при конвертировании из одного формата в другой.

Так, что у нас занимается записью звука? Есть рек, есть аудасити. (Ох, гтк-1 очень долго жил... а тут гтк-2, все отлично.) (Рек - это крек. Есть прямо в мастере.) Нотный редактор - нотедит. В мастере нет. Ищем розегарде. Снова нет. Розегарде - это аудасити для миди. Есть еще гитар. Итак, смотреть надо в бранч.

Обработка материала, монтаж инф.объекта. Они не находят правильных слов =) видео тут нет, поэтому снова аудасити. Ах, есть видеокамеры... ну, программа кино, еще цинелерра. ("Почти синдерелла, но все наоборот.")

Так. Обработка числовой информации. Тут, кстати, тоже диаграммы =) Здесь, наверное, им-ся в виду эл. таблицы и бизнес-графика по ним. Типичный эксель с модулем чарт. В ПСПО: это ооо-калк и гнумерик. В.г., гнумерим весьма продвинутая программа. Там есть и встроенная рисовалка всяких чартов. И таблички, и диаграммы. Калк же пользуется технологией а-ля мс: он к кому-то ходит - а, к ооо-дро-объекту (вроде так?). Это фигуранты базового объема.

Ввод формул - это использование вычислимых полей (грамотные" люди писали, ух.) Может использоваться, когда у нас графики и диаграммы. Давайте сошлемся на Ивана Хахаева, доклад зимней конф. в Переславле. "Легкие пакеты построения графиков" или что-то вроде. Специально пакеты ооо и гнумерик не рассматривались, но. Есть всякие программы, которые по каким-то данным строят графики. Апропо: гнуплот (известный) не является опенсорсной программой, хотя его код открыт. Или все же нет? Надо посмотреть на википедию. Есть еще кутиплот. И - грейс! Ей пользуется сам ГВК. Опять же - ссылаемся на Хахаева! Именно по рисованию графиков.

Помимо этого, св-вом отображать графики обладают почти все "калькуляторы". Кусед, кажется, может еще графики рисовать? Меню: образование - математика - о! графопостроитель функций каэмплот. Это очень удобная штука.

Дальше. Представление информации. Кодирование, типы. Прекрасный местный перекодировщик. Различные кодировки. Можно посмотреть вручную (всякие калькуляторы - да любые! всякие гэкалки). В основном, конечно, возможности ограничиваются всякими хекс-дек-окт-бин, но все же. А что у нас еще есть? Ой, гэкалка нет. О. Галькулятор. Такое вот название =) оно - есть.

Определение кодов символов, перекодировка русского текста. Если вообще упоминается ком.строка, то есть хексдамп и о-дэ. Кореутилс (хексдамп), конечно, лучше ("первее"). Есть еще иконв, конечно, - перекодировщик. Автораспознавание кодировки - программа энка (она же энконв). Есть еще енконвмв имени М. Шигорина и иконвмв. Если работаем с помощью текстового редактора - например, кейт. Встроенный редактор в миднайт-коммандер - отлично. Ну, еще фарменеджер из вайна =) Есть еще иглмод - революционная организация десктопа =)

Кодирование графической информации. Можно показать заголовки граф. файлов. Бэ-эм-пэ - очень хорошо и понятно, там все просто. Обратим внимание - все же восьмой класс. Начать - с модели эргэбэ. О! Правильный формат - это вообще икспээм. Это вообще супер. Методическая рекомендация - он! Текстовый файл. Синтаксис, похожий на Си вначале - там описывается палитра, а потом сама картинка. снова мет. рекомендация - исп-ть картинку с не более чем двадцатью (или даже тремя-четырьмя) цветами. Вся *отлично* видно! =) Ну, еще фарменеджер из вайна =) Есть еще иглмод - революционная организация десктопа =) Дальше - можно, конечно, показать гимп и палитру там... а вот поменять палитру в текстовом икспээме и увидеть глазами другой результат - супер.

Про звук. кодирование - ну аудашити всякие и прочие...

А что, кстати, в первой помощи? Звукозапись". Саундфордж? ...

Ах да. Про наших. Есть имаджик, утилита конверт и айдентифай.

Про звук у нас - есть сокс (клевая утилита, преобразующая именно то, что нужно по программе).

Так, идем дальше. Программирование, алгоритмы, исполнители. 19 часов. Ах нет, программирования нет =) еще точнее: есть языки программирования, но нет языка п-я. Итак, мы рисуем диаграммы - блок-схемы. Где? В диа, в опенофисе. (здесь бонус - лакуна) Как формализовать - дело преподавателя. Ах да, есть еще кивио (его в ПСПО нет), кехе... Рек-ся именно ооо-дро. Кивио - это между диа и визио. Шаблоны под кивио делаются именно из диа.

Если же мы начинаем обучать непосредственно программированию. Итак, мы хотели программировать. Прямо сейчас. Что будем делать? Можно - питон. Но все же - 15 часов. И все же... он не входит в программу экзаменов... но! Начинать программировать: ни в коем случае - с Бейсика, не стоит - с цпп или джава, наверное-не-стоит - с си. Традиция говорит за паскаль (инструмент - фри-паскаль компилятор; есть иде под названием лазарус; интерфейс у фп под названием фц, похожий на борланд паскаль; есть инструментарий кадевелоп - он совсем большой). Рекомендация "от лектора" - не показывать инструменты разработки, а брать, скажем, кейт и честно запускать фпц, честно запускать получившуюся программу. Зачем? Это иллюстрирует реальный процесс разработки.

Дальше. Моделирование. Входим в вакуум со сферическими конями. "Виртуальная к-рная лабо." Ужас. "Формализация". "Генеалогическое древо семьи". (ой!... не древо, а "дерево" =))) Кстати, делать его надо в графвизе, там все понятно, конечно... хотя... Важно правильно описать левел (иначе будет не то размещение). Хотя дерево-то он сделает как надо. Есть еще что-то... Кстати, фишка! берется этот наш модуль и отдается дистростроителям =) очень хорошая идея. Еще про древо. Это - объектно-стрелочная диаграмма. Да, все окей, графвиз в бранче есть. Можно, впрочем, и в редакторе. Но: не в текстовом процессоре и не в растровом графическом.

Ох. Схема и чертеж. САПР. В Мастере установлен САПР кукад. Таких САПР много, это не самая крутая. На одном автокаде квет слином не сошелся =) Может, есть еще пкад? хм...

Так. Дальнейшие кони отличаются диаметром, это супер. Восьмой класс, восемь часов на все. Компьютерные модели, динамические таблицы... этот текст расшифровке подлежит! Наверное, им-ся в виду следующее. Мы моделируем движение тела с пост. скоростью, для этого пишется пр-ма из трех строк, читающая, у.г., вес, скорость, получаем на выходе путь и пр. А таблицы - это то же самое, но вводим в эл. таблицы. Итак, это первый попавшийся ЯП и эл. табл.

Геоинф. система - грасс (?). 8 класс? Хм... Забьем, там речь об эл. таблицах, поэтому тыкаем снова в ооо-калк.

Хранение информации в течение 4 часов. Базы данных. Либо мускул и его мускулклиент, либо ооо-бэйз (и: "это не БД, а СУБД, причем лишь часть") с простенькой БД с эскулайт, дальше просто.

Снова жуткое несоответствие времени и объема: коммуникационные технологии. Давайте по ПО. Сверху нужен только браузер и, наверно, почтовый клиент (ссылка на соотв. модуль). Придется ставить почтовый сервер? Мы этого не делали. Форум, телеконференция, чат. Форум - это вебсайт (т.е. нет спец. ПО - исп-ем браузер). Телеконф - п-ма Екига. Чат - довольно непонятный термин. Мб, телеконф - это копыто (копете)? Есть бонжур в гаджиме и (?) пиджине. Чат - обмен сообщений в реальном времени. Подойдет любой подх. протокол. Хороший вариант - джаббер. Возможно, лок. джаббер-сервер, если на это способен лок. сист. администратор. Да, несколько пижонов друг друга найдут =) легко, т.к. в них есть этот самый бонжур. Хороший выход из положения. Работает ли оно?

Да, отметим вот что. Архив файлов - это архив (зип и пр), а файловый архив - это фтп-сервер (источник инф: программа, там сверху есть "инф ресурсы и сервисы комп. сетей").

Так, все же бонжур-плугин к пижону не работает. Нужна новая версия? Нот: надо исправлять в дистре!

Про аналоги - про кад были упомянуты кад и компас. (Опять же - кукад не аналог компаса, и пр., и пр.) Про БД - там или тот же самый мускул под винду (возможно, денвер), или мс-аксес (кстати, он становится легаси). Да, впрочем, можем поставить и под винду ооо и там ооо-бэйз - внутри есть скулайт, как уже говорилось. Почта, браузер... все ясно.

(Еще раз про чат: там есть джаббер-сервер, в дистре для маленьких - еще альтернатива для чата.)

Архивы файлов: арк, икс-аркивер. Тар. Классическая ситуация - есть классический архиватор (тар, а-эр-джей), а есть всякие графические арки. "Любой" архив распаковывается 7-зипом. В граф. среде: берем конкверор, в эм-це просто энтер, а в ком.строке - 7-зип (3 способа распаковать "любой").

Еще апропо. Из редакторов надо рекомендовать эмцэ-эдит. Не нано, не вим...

Загрузка файлов. Здесь под "файловым архивом" подразумевается, наверное, эфтэпэ-сервер или всякие рапидшары(?). Берем первое. Браузер. Все работает. Другой способ: утилита ком. строки - делает то же самое. Много разных параметров. Если надо скачать дерево каталогов, да еще с какими-то исключениями - лфтп или вгет. Ну или опять же мц... но удобно ли это?

Поиск. Браузер. Тут либо система каталогов, либо поисковые запросы.

Следующий замороченный пункт, по-видимому, подразумевает букмарки. Отметка: надо различать ссылку на объект (букмарк, закладка) и сам объект (даунлоадед обджект, сохранить как, загрузить или что-то вроде).

Еще один мегапункт. Веб-страницы с граф объектами с исп. шаблонов. Ну, наверное, надо подготовить хтмл-страницу и дать детям ее потыкать (поменять картинку). (Или это народ.ру конструктор?)

Вперед, вперед =) коллективное исп-ие инфресурсов. Лучший вариант - вики. Практические работы в этом случае намного содержательней и интересней. Кстати, эта теория д. б. уложена в 15 - 20 минут. Этика и право? Видимо, нужно рассказать про лиц-пр особенности, ну а в п. 53 - оценка скорости передачи - показать загрузку файла из инета и увидеть, что показывает, к пр., фтп-клиент. И: не надо просто так бросать 10мб-файлами в других - не у всех гигабитный инет и пр. и пр. Оценка услуг связи - Интернет часто не просто платный, а платный по объему передаваемой информации или времени (дайлап). Передача того или иного документа - соотв. деньгам. Берем в руки калькулятор? Кстати говоря: чистый текст - это "просто байты", а картинки - потяжелей будут...

Защита инф-ии от комп. вирусов? "Вирусов нет"? На самом деле, их действительно почти нет. Есть трояны, спам-агенты и пр. Так, ладно. У нас есть сканер-не-лечилка кламав (кламскан - ибо кламав = сервер).

55-й пункт. Установка ПО. Лиценз. - "кряк сразу", усл. беспл. - "кряк через две недели", св. распр. - "кряк не нужен" =) Есть просто соотв. модуль у нас. Есть клевая программа синаптик. Все понимаете =) Кстати говоря, про установку - формулировка явно неверна, т. к. все программы - "лицензионные" (имеют лицензию) - конечно, в т. ч. и СПО. "Нелиц." = используется в нарушение лиц. соглашения (снова кавычки и пр.). Естественно, любая программа - представитель СПО - всегда лицензионная =)

В резерве. Публикация? Подготовка печатного материала - скрайбус, не ооо! ну и т. д. Там дальше копипаст в программе.

====

  1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств,

включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

  • lshw, kinfocenter
    1. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-

графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

  • бессмысленно изучать какие-то объекты, надо изучать сами манипуляторы --- мышь, клавиатура, дрэгндроп (KDE, Xfce)
    1. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в со-

ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объек- тов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

  • рабочий стол и иконки --- это не те объекты, с которыми реально что-то манипулируется

Обработка текстовой информации (14 час)

  • это не работа с текстом, а вёрстка
    • для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
    • а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст (html, ибо как раз начало гипертекста)
    • "после чего под видом документов мы плавно переходим к латеху"
      • и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редакторованию размеченного текста)

        • с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от M$ Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
      • Альтернативно, если из бранча ставится moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста

5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся- типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

  • практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
    • gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, но большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2

6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного кла-

  • виатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы докумен-

  • та; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

8. Вставка в документ формул. 9. Создание и форматирование списков. 10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. 11. Создание гипертекстового документа. 12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

  • вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
    • тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
    • перевод текста --- stardict (переводит помеченное слово автоматически)
    • редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с шаблонами с готовыми (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
      • сайтостроение тут уже не при чём
    • сканирование --- xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее репортовала)
    • распознование --- существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm

    • sed
    • OO.o

Обработка графической информации (4 час) Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

  • растровое: gimp, tuxpaint
  • векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
    • в inkscape хорошая векторизация

Мультимедийные технологии (8 час) Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

  • OO.o Impress
  • редактирование и запись аудио: audacity, krec (в мастере)
  • noteedit, rosegarden (в бранче)
  • редактирование видео: kino (в мастере), cinelerra (в бранче)

Обработка числовой информации (6 час) Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

  • OO.o Calc, gnumeric
  • "лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot

Представление информации (6 час) Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

  • KCalc, galculator
  • hexdump
  • iconv, в редакторе --- Kate, mcedit
  • enca (enconv)
  • про преобразование изображений: convert
  • (enconvmv, перекодирование имён файлов)
    • xpm как пример изображений
  • про кодирование звука: audacity
  • про преобразование звука: sox

Алгоритмы и исполнители (19 час) Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность ав- томатизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Пра- вила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

  • блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
  • lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса и компилятор (fpc))

  • gambas (Basic)

Формализация и моделирование (8 час) Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

  • деревья: graphviz (в бранче)
  • проектирование: qcad
  • снова OO.o Calc для таблиц

Хранение информации (4 час) Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами дан- ных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.

  • в лучшем случае mysql + mysql-client
  • OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных

Коммуникационные технологии (12 час) Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Ло- кальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компью- терных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

  • firefox, thunderbird
  • телеконференции: ekiga (в бранче)
  • чат: kopete, pidgin (bonjour пока не работает)
  • архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
  • файловый архив (ftp): lftp, firefox

Информационные технологии в обществе (4 час) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

  • wiki, Moodle
  • антивирус: clamav -> klamav, clamscan

  • установка программ: synaptic

====

прежде, чем начнём тыкать пальцами в софтины, лектор хотел бы сказать вт о чём: в задачи этого проекта не входит сост. программы. Лектор мжет дать совет в качестве инженера, чем какие куски затыкать. Кросе тго, ПСП не разраб. для првед. инф. в элитных лицеях. Что касается общ. стандартов, то они сфрмцлированы настолько обтекаемо, что даже непонятно, о чём речь. Н зат можем взять эти прогр., посм., как они реализ, и подск., какое П можн. исп. для каких пунктв программы. Даже в случае несв. ПО выбор не очень велик. Главне --- проект ПСПО в том виде, в котором он вошёл в госконтрак, разраб. и проходит исп., не расчитан был на какуюб-либ пргр. по инф., его задача была более низкоуровневая --- закрыть пробелы в ПО. Это серьёзный промах в планир. пректа, но ... . На самом деле, эт очень сильно ударяет по учителям, у которых вместо привычной среды, где ни более-менее справились с задачей затыкать прграмму чем-то, им предл. ПСПО, у которого может быть такая ситуация, что нек. инстр. вообще нет в хранилище. Ещё: есть такая важная возм. запустить прогр., входящие в первую помощь.

...

Бессмысленно изучать какие-то граф. объекты на экране. Здесь изучаются мышка, клавиатура,Ю пнятие перетаскивания. Был бы неплохо, чтобы какая-то граф среда запускалась (кеды, хфце), но изуч. не их идёт, естественно.

Простр. рабчего стола не явл. тем, с чем манип. системА, и надо не забывать, как на самм деле манип. объекты.

Обработка текстовой информации. Абслютно неправильное место, к тексту послед. пункты соверш. посредст. Тут идут основы вёрстки. Это соверш. неравильно. Тут над ввести понятие плоского/размеченного текста. Запускать простой редактор текста (kate/mousepad). И только после того, как человек поймёт, что такое текст, заниматься уже основами вёрстки не плоского, а размеченного текста. После этого надо показать простейший html, и показать, как устр. размеченный текст и показ, что у нас есть разщмеч. текст в плоском тексте. После этого только сказать, что в реалььной жизни таки обычно текст исп. размеченный, и показать, наконец, опенофис/абиворд. Только полсе ого как люди увидели разм. текст и отрендеренный его же, можно переходить к текстовым процессрам, т есть, прграмме, которая работает с разм. текстом в формате wysiwyg. Альтернатива всему этому --- если устанавливается моин, то в моине есть fckedit --- wysiwyg редактор, и там мжно ред. текст как в граф. виде, так и в текстовом виде, и соверш. нагл. дем., как одоно соотв. другому, у видеть, что делает wysiwyg редактор, и что творится в тексте. Можно сделать в хтмле, но в моине проще. (именно с номерами страниц в опенофисе это понятие приближено к полиграф. --- нумерация есть свойство страницы, точнее, её части, колонтитул; в ворде же есть кнопка "сделать номера страниц")

(практика показывает, что дети, специально не обуч. этому, чень плохо набир . на клавиатуре, поэтому, учителя требуют клав тренажёр; в пспо входит он --- gtypist, tuxtype2 это такая игрушка, где надо на скорость набир буквыы, он войдёт в след. поставку, gcompris)

(куда-т в начало) gcompris --- такая программа для обуч. работе с комп. совсем маленьких детей. По утв. тех, кт этим заним., утв., что программа совсем не бросовая там есть тенажёры:

  • Рабта с мышью
  • Со стрелочками
  • На клик
  • Ведение мыши п изв. путям
  • Клав. тренажёр
  • Распознавалка
  • И мнго других мдулей, это модульная программа, мдули пост. появл.

Лектору каж., что она недост. инт. понятная, но ребёнка легко обучить нажимать на нужную кнопку, чтобы она начинала работать. Туда же вхдит щамеч. tuxpaint, который как бы пакет рисования растр. графики, он специальн для детей, его осн. фича --- несколько сотен разл. шаблонов, которые мжн. помещать, и можно делать изумительные композиции, кроме этого, есть много разных штук. Вместе с тем, в тухпеинт входят средства для какой-т работы с графикой. Пск. мы сейчас не рассм. обуч. мленькой детей, то бльш. чатсь его остаётся мимо рассм, но его нельзя упускать из внимания.

Комментарий: лектру кажется, этот пункт прогр. явл. соверш. недост. для человека, который посадили второй раз в жизни. Аналогичн для человека, кторого посадили 100-й раз, но пред. 99 он играл в игрушки. Можно дать указ., по каким частям ооо польз. Для формул есть math, тут мжно дать совет, чт формулы набир. с середины, как они возн. в голове.

Перевод текста: есть словарик stardict, который устр. след. образом: любй екст, который вводится, переводится. Чт кас. систем авт. перевода, то это зло.

Что касается гипертекста. Вобще говоря, их можно делать в ooo, но лучше делать в редакторе плоского текста. В состав ПСПО входит wysiwyg. Но это всё непр., поск. сейчас сайты не пишутся руками.

Сканирование. Прогр. сканирования сущ., это sane, к ней есть болочка cooca, но ей мжно польз. только если правильно её нстроить. Сотв., если уже работает сканер, то это более удобно, в противнм случае смтреть xsanr.

РОаспознавание. Сущ. какие-то программы расп. текста. На ег. день ситуация с расп. следующая: рынок был поделен давно, и склько бы не сущ. свобдных программ, файнридер типа круче всех. Помимо него была кунейформ, но она начала сдавать пзиции, и к мменту внед. в школы он стал соверш. бесплатный, она работает в вайне, в состав первой помощи входит файнридер, кторый также уст. внутрь ПСПО. Рек., если вы действ. хотите этим польз., ставить файнридер из первй помощи. Если же напосмотреть, то kocra, ocrad.

Немнжко аналогов:

По поводу аналогов. Поиск аналогов эт очень непр. позиция, в случае, если вы исп. другой набор ПО, потому что аналогом некой прграммы, евляется сама та программа. Во-вторых, для решение разл. задач могут исп. инстр., практ. различный подход, и когда дем. некий инстр,, вообще не следует искать аналог, поск. мжет быть инстр., жкспл. иной пдхд, кторый делает это лучше. Если в случае расп. текстов вариант один, то в случае обр. плоского текста есть, например, тот же sed, которым поиск с заменой может казаться делать удобнее.

  • Офисный пакет. MS Office --- OO.o. ОО.о есть в виндах, мсо работает под ывайном
  • Гипертекст. Есть Quanta, Nvu

Обработка графической информации

  • Растр. графика. GIMP, Krita, Tuxpaint
  • Вект. графика. Inkscape, Xara

Ввд изображений --- ост. на совести авторов программы. Разумеется, изобр. со сканера вводятся расровые. Для того, чтобы пребр. растровое изобр. в вект, есть алгоритмы вектризации (преобр. растр. изобр. в вект. путём выделения дноцвет. контуров), довольно мощный алг. есть в Inkscape.

Мультимедиа

В осн. это презентации, с этим непл. справляется Импресс, который прекр. пдх. для непрофесс. изг. чего угодно.

  • Запись аудио --- audacity, krec
  • Нотный редакто --- нотеедитб розегарден, kguitar
  • Рабта с видео --- kino, cinelera

Обрабтка материалов, монтаж.

Обработка числовой информации

Здесь такой типичный ексель с мсчарт. В ПСПО есть два инстр. --- oo.o calc и gnumeric. Вобще говоря, гнмурик весьма и весьма продвинут.

Ввод фрмул тут обозн. исп. вычисл. плей.

Добавление --- сущ. дост. много программ, которые зан. рис. графиков и диаграмм.

Есть доклад Хакаева "лёгкие пакеты постр. графиков"

Постр. графиков--- grace, qtiplot, gnuplot. grace --- очень удобная штука для рис. графиков по точкам.

Помим того, свойством отображать граф. обл. практ. все калькуляторы. KmPlot --- удобная штука для пказа тго, что такое графики.

Предст. информации.

Прекр. перекдировщик --- калькулятор.

... Если решилиисп. КС, то тут много чег --- для просмотра есть hexdump, для перекодировки есть iconv. Для авт. расп. кодирвки, в т. ч. для непр. перек. файлов есть enca, enconv. Ещё есть енконвмв, который позв. перек. имена файлов.

Ещё перекодировать умеет кейт.

Кодир. граф. инф. --- hexdump xpm. Мет. инф. --- исп. xpm,

Не надо забывать про утилиты командной строки.

Есть утилита convert.

Про звуковые файлы есть sox.

Рисовать блок-схемы можно и в oo.o draw, и в dia, и в kivio

Если интересно обучать детей именно программировать, то не стоит начинать с basic, верятно не стоит начинать с с++/java, вероятнро, не стоит обучать с. Есть традиция обучать на паскале, для этго есть free pascal, есть интерфейс fp, есть ужасный лазарус, есть кдевелоп, под которым можн. разраб. программы на паскале. Лектор не стал бы показывать никакй инстр., а брать бы кейт и честно запускать fpc, запускать получ. прграмму.

Мы стремительно входим в обл. вакуума, где присут. в сн. сферические кони.

Генеалогическе дерево надо делать в графвизе. В принципе, это просто граф, и любая прогр. постр. диаграмм.

Созд. схемы и чертежа. --- есть qcad, всеми силами лект. обр. внимание, на то, чт их много, qcad не самая крутая, не на дном автокаде клин светом сошёлся, и всячески призывает разв. инстр. под свои нужды.

Комп. модель эт не т, что мы вбиваем компьютер. Вот мы модел. движение ... . Для этого мы пишем прграмму из трёх строк, скармливаем ей какие веса, считываем рез. и смтрим как идиоты. Второй этап --- вводим это в таблицу.

Хранение информации.

Варианта два: либо вы ориент. детей на крутость и показываете mysql.

Или запускаете oo.o base, не забывая упомянуть при этом, чт это СУБД, и там сзд. автоматом база sqlite, и бальше вот.

Кммуник. технологии

Обр. оч. очевидное несоотв. времени и объёма.

По ПО --- броузер. Потом настр. ещё и почт. клиент. Кроме того, нужен функц.почтовый сервер.

Участие в формуме довольно бессм. дело (см. ЛОР). П поводу телеконф. --- Ekiga. Чат --- распл. фрм., связанная с обм. собщ. в реальном времени. Если адм. модет уст. жаббер-сервер, то и хдить в интернет не надо. Мжно исп. bonjour, но ндо собрать libbonour.so.

... Тут какая идея: называть кукад аналогом компаса неправильно, правильнее давать классиф. по задачам.

Базы данных --- денвер, аксес, mysql express, oo.o base пд виндами.

Путешествие по всемирной паутине --- траву соотв.

Чат. Запцск копыто, там много пртоколов. Есть бонжур, рабтает прямо тут.

Созд. архивов --- ark/xarchiver. Типичное --- болочки это оболочки, а архиваторы, их много аззных бывает. Вобще, именно для архивации есть tar/ar. Отдельное упоминание про 7z как универсальный разархиватор.

Файловый архив. Брузер подд. не только http, н и ftp. Будет показан список файлов, там всё очевидно. Другой способ --- исп. утилиту командной строки, кторая делает примерно т же самое. И там очень много разных параметров, и если задача скачать мнго файлов, дерево, причём с каким-то выбором, то это незаменимая штука.

Поиск по каталогам --- броузер + yaca.yandex.ru

Букмарки. Одно дело --- скачать весь объект, другое --- сохр. на него адрес.

Под коллю рабту хорошо подхдит вики.

ценка скорости передачи --- любой загрузчик бычно пишет, с какой скростью файл качается. Если речь идёт гр. работе, то не у всех гигабитный интернет.

Обр. внимание на то, чт интернет во многих случаях, оплачивается трафик и/или время. И передача сотв. док. мжет занять много времени и может стить денег. Разные фрматы файлов имеют разные бъёмы, например, чистый текст.

Антивирусы. Есть clamav, у него есть некие свойства -- он явл. только сканером (в ком. строке clamscan).

Уст. К первй кряк сразу, ко второй кряк через 2 недели, к третьей кряк не нужен. Естьспе спец. модуль по уст. программ под линукс, есть замеч. synaptic.

Леткр хтел бы обрю. внимание, что здесь непр. форм., потому что все программы имеют лицензию, нелиц. прграмма --- программа, к-рая исп. в нарушение лицензий. В таком случае свбодная программа всегда лицензионная.

Резерв.

В случае, если речь идёт о подг. печ. документации --- это не OO.o. Scribus.

Остались программы для ст. классов.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

0

1

1

1

1

MaximByshevskiKonopko, DmitryChistikov, MaximByshevskiKonopko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080814/01BasicProgram (последним исправлял пользователь MaximByshevskiKonopko 2008-10-09 19:06:26)