Size: 3470
Comment: first mockup
|
Size: 27633
Comment:
|
Deletions are marked like this. | Additions are marked like this. |
Line 1: | Line 1: |
Примерный распорядок дня * 10:00-10:30 — повторение и ответы на вопросы * 10:30-14:00 — лекции+семинары * 14:00-14:30 — обед * 14:30-16:00 — практика == Тематический план == Предполагается последовательно проходить этот план, расставляя пометки, сколько удалось сделать за день. * {*} — лабораторные работы / семинары (воспроизведение доски или тривиальные упражнения) * {i} — практические задания Рекомендации по самостоятельному изучению * Д/З: установить [[http://python.org|Python]] и [[http://geany.org|Geany]] (можно другие IDE) дома, если есть цель научиться чему-то ненулевому * Д/З: Щёлкать [[py3tut:|tutorial]] (определяем, кому интересно) |
|
Line 2: | Line 15: |
- Орг: конспекты (c двух строрнон: Linux+Python), практика обязательна - FOSS: сообщество и ПО, Linux, Python - Linux: «цветочек»+ ⇒ командная строка - команды - программа - интеграция - переменные - где лежат команды (пространство имён) - PATH - ls -l / chmod - Python: - командная строка - объекты, их типы - действия над объектами - неявная динамическая типизация - программа на Python - Сценарий Linux, shebang - Использование geany - преобразование типов, type() (в т. ч. type(a)(b)) и простейший ввод-вывод - связывание объектов именами, dir() - Практика: - примитивный сценарий на shell - вычисление формул - ручное развёртывание бинарного возведения в степень - *TODO* == День 2 == - Python - условные операторы и выражения - условное выражение a if b else c - базовый if, форматирование отступами - if / elif / else - примеры - пустой объект, примеры - ⇒ _любое_ выражение в условии - операции сравнения - алгебра логики, таблицы истинности - логические операции Python, их таблицы истинности - примеры - цикл while (простой вариант) - использование math - Практика - нер-во тр-ка - биквадратное уравнение с ненулевым a - условные формулы - таблица умножения на N - цикл по вводу - *TODO* == День 3 == |
* Знакомство, определение уровня знаний и глубины изложения (утро) * Орг: конспекты (c двух сторон: Linux+Python), практика обязательна * FOSS: сообщество и ПО, Linux, Python * Linux и командная строка: * «цветочек»+ * Ядро, программный интерфейс * Утилиты, командный интерфейс * ФС, пространство имён, файловые объекты * ⇒ командная строка (введение) * КС как диалог * shell: интерпретатор командной строки, ЯП, оболочка надо другими программами * договорённости о командной строке (ключи) * переменные, где лежат команды (пространство имён), PATH * Примеры команд: - ls, cp, rm, mv, mkdir, echo, перенаправление В/В * имена файлов, ln, ls -i * Встроенная помощь man * {*} * посмотреть содержимое корня * посмотреть все файлы в текущем каталоге * посмотреть документацию к известным командам * создать файл, переименовать * создать каталог, скопировать туда файл, удалить каталог * Python * Командная строка * объекты, их типы * действия над объектами * неявная динамическая типизация * преобразование типов, type() (в т. ч. type(a)(b)) и простейший ввод-вывод * пространства имён, связывание объектов именами, dir() * множественное связывание, id() * help() * {*} * вычисление формул * поэтапное вычисление формул с использованием имён * online python tutor: демонстрация связывания * Сценарии * Текстовый редактор vs IDE * Linux, shebang * программа на Python * {*} * Использование geany * примитивный сценарий на shell * сделать сценарий исполняемым и переместить в каталог `$HOME/bin/` * примитивный сценарий на Python == День 2 (4 июля) == * Python * понятие о модулях, `from math import *` * {i} * ручное развёртывание бинарного возведения в степень (например, как получить 3^21^?) * [[http://narhoz-chita.ru/zadachnik/Glava01/index01.htm|вычисление формул]] * условные операторы и выражения * логический тип, операции сравнения * условное выражение a if b else c * базовый if * форматирование отступами * if / elif* / else * {*} * ввести два числа, вывести наибольшее * условным выражением * условным оператором * ввести два числа, вывести, больше, меньше или равно первое второму * ввести три числа, проверить неравенство треугольника (вложенный if) * {i} * ввести три числа, найти наибольшее (вложенный if) * условным выражением * условным оператором * алгебра логики * пустой объект, примеры * ⇒ ''любое'' выражение в условии * таблицы истинности * логические операции Python, их таблицы истинности * примеры * {*} * ввести три числа, проверить неравенство треугольника (с помощью `or`) * {i} * квадратное уравнение с ненулевым '''a''' * [[http://narhoz-chita.ru/zadachnik/Glava02/index02.htm|условные формулы №57]] * цикл while * каноническая схема цикла: инициализация, проверка условия, тело, изменение * пример: цикл по вводу * {*} * подсчёт произведения (ввод до 0) * сумма N элементов арифметической прогрессии (циклом) * факториал * {i} * с какого элемента сумма арифметической прогрессии превысит N? * таблица умножения на N (в столбик) * подсчёт среднего (ввод до 0) * Python * Циклы (более сложные случаи) * условия внутри циклов, break, continue * поиск первого, else * вложенные циклы * {*} * Сумма только положительных (ввод до 0) * одновременный подсчёт суммы и произведения положительных чисел (используется continue для отрицательных) * ввести ненулевые числа, проверить, есть ли среди них отрицательные * без else (с break) * с else * большая таблица умножения в столбик * {i} * таблица умножения в виде матрицы ''по столбцам'' (без форматирования) == День 3 (5 июля) == * Последовательности (введение) * Хранимые (строки, кортежи, списки) * индексирование, в т. ч. отрицательное * операции поэлементного сравнения * операция `is` на примере списков * операции `+` и `*` * секционирование * обычное * с шагом * умолчания * {*} * какая последовательность больше и почему? * начальный, средний и конечный элемент * элементы, стоящие на 1,4,7, и т. д. местах (NB off by 1) * {i} * сначала элементы, стоящие на нечётных местах, затем — на чётных, задом наперёд * цикл прохода по последовательности for * break, '''continue''', else * {*} * выбор максимума * поиск 0 * Вычисляемые (range(), enumerate()) * типичный for * {*} * переписать на for кое-какие примеры с while * {i} * ввести последовательность чисел, вывести ''второй максимум'', то есть элемент, больше которого в последоватнльности только одно значение, например, для 1,1,2,2,7,7,3,3,5,5 второй максимум — это 5 * Конструктор списка * Конструктор генератора, работа генератора, цикл for и генераторы * Как работает множественное связывание * распаковка последовательностей при связывании * в цикле for (последовательность последовательностей) * `a,b,*c,d = "Qwertyuiop"` * Кратко о строках * +, * * {{{"".format()}}} * {i} * Вывести все стороны и площади треугольников, стороны которых — однозначные положительные целые числа (не надо использовать конструктор, это жесть!) * использовать формулу Герона * не забыть, что 1 2 3, 1 3 2 и прочие перестановки — один и тот же треугольник, выводить один раз1 * вывести таблицу умножения от 1 до 12 (сначала без {{{"".format()}}}, потом (''если успеете'') с ним): {{{ 1*1 = 1 2*1 = 2 3*1 = 3 1*2 = 2 2*2 = 4 3*2 = 6 ... 1*12 = 12 2*12 = 24 3*12 = 36 4*1 = 4 5*1 = 5 6*1 = 6 4*2 = 8 5*2 = 10 6*2 = 12 ... 4*12 = 48 5*12 = 60 6*12 = 72 7*1 = 7 8*1 = 8 9*1 = 9 7*2 = 14 8*2 = 16 9*2 = 18 ... }}} * Ввести строку, вывести, сколько в ней гласных (подсказка: `c in "aeoiu"` :) ), ''методами не пользоваться'' * Ввести список запрещённых слов в формате "слово1","слово2",..., затем вводить строки до тех пор пока последняя не окажется пустой (это так же, как ввод до 0). Вывести, сколько строк содержали запрещённые слова == День 4 (6 июля) == === Функции (введение) === * Задача повторного использования кода — макросы и подпрограммы * Функции в Python * Функция — это запись алгоритма обработки данных, а не преобразование * ''duck typing'' * вызов функции — выражение, всегда есть возвращаемое значение — любой объект (например, None) * возвращаемое значение можно не использовать * Определение функции, формальные параметры * {*} простые примеры * Локальное пространство имён функции * просто вывод `dir()` * независимость имён * `locals()` и `globals()` * {*} просто вывод * порядок просмотра пространств * автоопределение локальных имён; global * {*} * {i} * '''''с этого момента и до конца курса каждые модуль/функция/класс в заданиях {i} должны содержать docstring с пояснением, что они делают''''' * ''(задания в этом'' {i} ''-блоке оформить в виде интерактивной программы и в виде модуля)'' * Функция — сумма цифр * Ввести последовательность, вывести элемент с минимальной суммой цифр * <!> можно с помощью `min()` — как? * функция — расстояние между точками ( <!> на самом деле есть :) ) * Ввести список пар вида `(1,2), (3,4), (100,100) …`, найти самый удалённые точки * Распаковка и запаковка параметров функций * ничего и нет, только списки * Функции с переменным количеством параметров * {*} * Распаковка последовательности при вызове * {*}, в т. ч. `print(*seq)` * {i} * функция, возвращающая ''список'' только целочисленных из всех параметров * ''Всё остальное про функции — потом, не сегодня'' === Методы объектов; модули === * Поля объектов, инкапсуляция * `dir(объект)` * `объект.имя_поля` * методы и … поля * Модули, `sys.path` * программа на Python как модуль * встроенная и в среду Python, и в язык Python документация * `help()` * документирование собственного кода * docstring * `object.__doc__()` * {*} === Строки и их методы === * Строковые методы * все (в т. ч. `in`) * `replace()` * {*} * `split()` и `join()` * {*} * {i} * Ввести строку, заменить в ней последовательности "-" на один минус * Ввести запрещённое сочетание букв и строку. Вывести строку, в которой запрещённое сочетание букв не встречается (например, "ab" и "aabbcaabbb" → "cb") === Списки и их методы === * все методы * стек, суть pop()/push(), эффективность * очередь и deque() * {i} ''Функция: список -> список'' * Список всех делителей числа * Убрать из списка подряд идущие одинаковые элементы * <!> Для уверенных в себе: То же, но повторять, пока таких групп не останется. == День 5 (7 июля) == === Ещё немного обо всём === * `zip(последовательность, последовательность, ...)` * удобнее всего одинаковой длины * столько же элементов, сколько в аргументе ''наименьшей'' длины, остальные отбрасываются * {*} * (07.02) Ввести матрицу N*M, выдать транспонированную матрицу * {i} * Ввести N строк, проделать то же самое * `lambda arguments: returnexpr` * `python3 matrix_generator.py | python3 another_program.py` * работает везде: Linux, Windows, OS X, any other Unix * в т. ч. возможность писать самые настоящие автоматические тесты для своих программ! === Про random === * Случайное и неслучайное, зачем нужно * Датчик случайных чисел * неслучайность * воспроизводимость, seed() * Модуль `random` * `random()` , `randint()`, `randrange()` * `choice()`, `shuffle()`, `sample()` * `seed()` * {*} * Случайное число на отрезке A…B * Гистограмма (список частот для возможных значений) * Перемешать строку * Случайные слова случайной длины * Генератор значений для 07.02 (транспонирование матрицы) * {i} * ''в каждой функции, которую пишете, краткий docstring, к хорошему тону надо привыкать'' * Функция, с вероятностью 1/3 выдающая `"yes"`, с 2/3 `"no"`. (без `random.choice`) * Программа, выводящая выборку из N вызовов такой функции и гистограмму (кол-во "yes" и кол-во "no") * Функция, выдающая случайные '''произносимые''' слова случайной длины (запихать в модуль) * `if __name__ == "__main__":` краткое демо * Используя модуль произносимых слов: функция, генерирующая несколько предложений из нескольких случайных слов. * Используя модуль-генератор предложений: ввести слово; посчитать, сколько раз оно встретилось в сгенерированных предложениях. * ''можно не слово, а букву или комбинацию букв, с точки зрения Python одно и то же'' * В первой программе сгенерировать двумерный список чисел случайно и вывести на экран * в другой: среди всех минимумов в строчках полученной матрицы найти максимум * ''тестируем при помощи конвейера (что-то сродни `python3 gen.py | python3 program.py`)'' * ''обратите внимание, что по pipe между программами проходит текст, т. е. строчки символов'' === Про черепаху === * Модуль `turtle` * Основные команды * Как закрасить область * {i} * Функция, рисующая домик размера N пикселей. * Функция, рисующая ёлочку из n треугольников размера от k до l * лес с разными ёлочками * <!> немного не параллельными * ''дальше не успеем'' == День 6 == * `turtle` * {*} * Попробовать нарисовать черепахой график функции y=sin(x) в диапазоне -4<=x<=5 (использовать абсолютные координаты, то есть функцию goto(x,y)) * Осознать, что: * График — это не кривая, а ломаная (передвижение черепашки от точки к точке по прямой) * Чем больше точек в этой ломаной, тем более она похожа на график, пускай точек будет N=100 * Если рисовать синус, как он есть, получается еле заметный червячок * Чтобы график было хорошо видно, y-координаты надо как-то увеличивать, например, умножать на 100, а x-коордмнаты — на 50 * {*} * Нарисовать черепахой график функции y=sin(x) из ста точек в диапазоне A<=x<=B, где A и B вводятся и поначалу равны, как и раньше, -4 и 5 * Осознать, что * У забора 100 досок и 99 щелей (N и N-1). У графика N точек и N-1 отрезок. Это значит, что в цикле, который генерирует очередное X для того, чтобы вычислить sin(x), самое первое значение должно быть A, а самое последнее — B, и всего таких значений должно быть N * Написать для этого функцию diap(N,i,A,B): * A и B — диапазон * N — общее количество точек, включая первую и последнюю. * i — номер очередной точки * возвращать функция должна число в диапазоне от A до B, причём при i==0 — A, а при i==N-1 (да-да, не N же!) — B * Нарисовать черепахой график функции y=sin(x) из ста точек в диапазоне A<=x<=B, где A и B вводятся, и график получается разумный при |B-A|<200 (дальше частокол выйдет) === Немного про eval() === Осознать природу функции eval() https://docs.python.org/3/library/functions.html?highlight=eval#eval * {*} Упражнение: ввести *в виде строки* произвольную формулу от x (в ней могут встречаться функции из math), ввести x, вывести (с помощью eval()) результат её вычисления * Решить предыдущее упражнение, написав *функцию* f(x): , при этом сама программа должна выглядеть примерно так: {{{ formulae = input() x = float(input()) print(f(x)) }}} (очевидно, в этой функции будет исполозовано голбальное имя formulae и eval()) === Рисуем график дальше === * Вспомнить про аффинные преобразования координат. Из них нам нужно движение и перенос, а поворот не нужен. Если не вспоминается — не страшно. Общая идея * Есть вещественное число X на отрезке A…B. Нам нужно получить число P на отрезке Q…R, которое делит это отрезок в той же пропорции * Записать пропорцию и вывести из неё формулу P=что-то-там-от-X * Написать функцию scale(L,M,X,Q,R), которая по числу X на отрезке L…M вычисляет число P на отрезке Q…R, делящее этот отрезок в той же пропорции * scale(L,M,L,Q,R) == Q, scale(L,M,M,Q,R) == R, (подсказка) scale(L,M,(L+M)/2,Q,R) == (Q+R)/2 * (спойлер!) вычесть начало старого отрезка (получится что-то от 0), поделить на длину отрезка (получится что-то от 0 до 10), умножить на длину нового отрезка, прибавить его начало * Осознать, что это более общий вариант функции diap() * Переписать «график синуса» с использованием scale() вместо diap() * Переписать его далее, с использованием scale() вместо тупого умножения X и Y кооринат (размер экрана мы, допустим, знаем, что-то типа -400,400/-300,300 или как-то так, проверить) * график наконец-то будет располагаться по центру * Попробовать вводить не только диапазон, но и саму формулу (см. выше упражнение про функцию f()), поначалу эта формула == "f(x)", с ней должно работать хорошо * Осознать, что * Область значений sin(x) — -1…1, а других формул — нет :) * Для того, чтобы нарисовать график произвольной функции на отрезке, надо знать диапазон её значений на этом отрезке * этот диапазон использовать в scale() при вычислении y-координаты очередной точки на экране * Можно, например, запустить цикл с вычислением функции на всех точках, но не рисовать ничего, а только искать минимум и максимум значений (Q и R), а потом уже запустить его ещё раз и рисовать, зная Q и R * Переписать программу так, чтобы * В цикле создавался список значений функции на отрезке (назовём его g[]) * Тогда минимум и максимум — это просто min(g) и max(g) (спасибо, Питон!) * Можно и список x-ов тоже генерировать, чобы два раза не вычислять * Украсить * Нарисовать оси координат * Написать, где X, где Y * Написать, что за функция === О рекурсии === * Определение рекурсии * прямая и непрямая * рекурсия — это цикл, но * своё пространство имён * ''рост'' прострнств имён * Почему не факториал * {*} * '''TODO''' === Различные интересные модули === * {{{random}}} * {{{turtle}}} ----- ''TODO'' Здесь пока не разобрано - Python (рассмотрено) - методы объектов, dir(объект) — введение - методы списков - Python (рассмотрено) - строки и их методы - форматирование строк |
Line 54: | Line 392: |
- Последовательности (введение) - Хранимые (строки, кортежи, списки) - индексирование, в т. ч. отрицательное - секционирование всякое - Вычисляемые (range(), enumerate()) - цикл прохода по последовательности for - Каноническая схема цикла - break, continue - поиск первого, else - вложенные циклы - ленивый ввод с помощью eval(input()) - методы объектов, dir(объект) — введение - форматирование строк - Практика - Таблица умножения - *TODO*! == День 4 == |
* словари * globals(), locals(), распаковка/запаковка именованных параметров |
Line 73: | Line 396: |
- Функции == День 5 == |
* Генераторы, конструкторы генераторов |
Line 77: | Line 399: |
- объекты и методы - списки и их методы - a is b == День 6 == |
* Модули как пространства имён . - Классы, …, перегрузка операций |
Line 83: | Line 403: |
- строки - словари == День 7 == - Python - Классы == День 8 == - Python - Ещё классы и примеры == День 9 == - Какой-нибудь фреймворк == День 10 == - Использование этого фреймворка |
. - Ещё классы, объектное планирование и ООП - Python / OS . - модули os, sys; написание кроссплаформенных приложений - Python / OS . - модуль subprocess |
Примерный распорядок дня
- 10:00-10:30 — повторение и ответы на вопросы
- 10:30-14:00 — лекции+семинары
- 14:00-14:30 — обед
- 14:30-16:00 — практика
Тематический план
Предполагается последовательно проходить этот план, расставляя пометки, сколько удалось сделать за день.
— лабораторные работы / семинары (воспроизведение доски или тривиальные упражнения)
— практические задания
Рекомендации по самостоятельному изучению
Д/З: установить Python и Geany (можно другие IDE) дома, если есть цель научиться чему-то ненулевому
Д/З: Щёлкать tutorial (определяем, кому интересно)
День 1
- Знакомство, определение уровня знаний и глубины изложения (утро)
- Орг: конспекты (c двух сторон: Linux+Python), практика обязательна
- FOSS: сообщество и ПО, Linux, Python
- Linux и командная строка:
- «цветочек»+
- Ядро, программный интерфейс
- Утилиты, командный интерфейс
- ФС, пространство имён, файловые объекты
- ⇒ командная строка (введение)
- КС как диалог
- shell: интерпретатор командной строки, ЯП, оболочка надо другими программами
- договорённости о командной строке (ключи)
- переменные, где лежат команды (пространство имён), PATH
- Примеры команд: - ls, cp, rm, mv, mkdir, echo, перенаправление В/В
- имена файлов, ln, ls -i
- Встроенная помощь man
- посмотреть содержимое корня
- посмотреть все файлы в текущем каталоге
- посмотреть документацию к известным командам
- создать файл, переименовать
- создать каталог, скопировать туда файл, удалить каталог
- «цветочек»+
- Python
- Командная строка
- объекты, их типы
- действия над объектами
- неявная динамическая типизация
- преобразование типов, type() (в т. ч. type(a)(b)) и простейший ввод-вывод
- пространства имён, связывание объектов именами, dir()
- множественное связывание, id()
- help()
- вычисление формул
- поэтапное вычисление формул с использованием имён
- online python tutor: демонстрация связывания
- Командная строка
- Сценарии
- Текстовый редактор vs IDE
- Linux, shebang
- программа на Python
- Использование geany
- примитивный сценарий на shell
сделать сценарий исполняемым и переместить в каталог $HOME/bin/
- примитивный сценарий на Python
День 2 (4 июля)
- Python
понятие о модулях, from math import *
ручное развёртывание бинарного возведения в степень (например, как получить 321?)
- условные операторы и выражения
- логический тип, операции сравнения
- условное выражение a if b else c
- базовый if
- форматирование отступами
- if / elif* / else
- ввести два числа, вывести наибольшее
- условным выражением
- условным оператором
- ввести два числа, вывести, больше, меньше или равно первое второму
- ввести три числа, проверить неравенство треугольника (вложенный if)
- ввести два числа, вывести наибольшее
- ввести три числа, найти наибольшее (вложенный if)
- условным выражением
- условным оператором
- ввести три числа, найти наибольшее (вложенный if)
- алгебра логики
- пустой объект, примеры
⇒ любое выражение в условии
- таблицы истинности
- логические операции Python, их таблицы истинности
- примеры
ввести три числа, проверить неравенство треугольника (с помощью or)
квадратное уравнение с ненулевым a
- цикл while
- каноническая схема цикла: инициализация, проверка условия, тело, изменение
- пример: цикл по вводу
- подсчёт произведения (ввод до 0)
- сумма N элементов арифметической прогрессии (циклом)
- факториал
- с какого элемента сумма арифметической прогрессии превысит N?
- таблица умножения на N (в столбик)
- подсчёт среднего (ввод до 0)
- Python
- Циклы (более сложные случаи)
- условия внутри циклов, break, continue
- поиск первого, else
- вложенные циклы
- Сумма только положительных (ввод до 0)
- одновременный подсчёт суммы и произведения положительных чисел (используется continue для отрицательных)
- ввести ненулевые числа, проверить, есть ли среди них отрицательные
- без else (с break)
- с else
- большая таблица умножения в столбик
таблица умножения в виде матрицы по столбцам (без форматирования)
- Циклы (более сложные случаи)
День 3 (5 июля)
- Последовательности (введение)
- Хранимые (строки, кортежи, списки)
- индексирование, в т. ч. отрицательное
- операции поэлементного сравнения
операция is на примере списков
операции + и *
- секционирование
- обычное
- с шагом
- умолчания
- какая последовательность больше и почему?
- начальный, средний и конечный элемент
- элементы, стоящие на 1,4,7, и т. д. местах (NB off by 1)
- сначала элементы, стоящие на нечётных местах, затем — на чётных, задом наперёд
- Хранимые (строки, кортежи, списки)
- цикл прохода по последовательности for
break, continue, else
- выбор максимума
- поиск 0
- Вычисляемые (range(), enumerate())
- типичный for
- переписать на for кое-какие примеры с while
ввести последовательность чисел, вывести второй максимум, то есть элемент, больше которого в последоватнльности только одно значение, например, для 1,1,2,2,7,7,3,3,5,5 второй максимум — это 5
- Конструктор списка
- Конструктор генератора, работа генератора, цикл for и генераторы
- Как работает множественное связывание
- распаковка последовательностей при связывании
- в цикле for (последовательность последовательностей)
a,b,*c,d = "Qwertyuiop"
- Кратко о строках
- +, *
"".format()
- Вывести все стороны и площади треугольников, стороны которых — однозначные положительные целые числа (не надо использовать конструктор, это жесть!)
- использовать формулу Герона
- не забыть, что 1 2 3, 1 3 2 и прочие перестановки — один и тот же треугольник, выводить один раз1
вывести таблицу умножения от 1 до 12 (сначала без "".format(), потом (если успеете) с ним):
1*1 = 1 2*1 = 2 3*1 = 3 1*2 = 2 2*2 = 4 3*2 = 6 ... 1*12 = 12 2*12 = 24 3*12 = 36 4*1 = 4 5*1 = 5 6*1 = 6 4*2 = 8 5*2 = 10 6*2 = 12 ... 4*12 = 48 5*12 = 60 6*12 = 72 7*1 = 7 8*1 = 8 9*1 = 9 7*2 = 14 8*2 = 16 9*2 = 18 ...
Ввести строку, вывести, сколько в ней гласных (подсказка: c in "aeoiu"
), методами не пользоваться
- Ввести список запрещённых слов в формате "слово1","слово2",..., затем вводить строки до тех пор пока последняя не окажется пустой (это так же, как ввод до 0). Вывести, сколько строк содержали запрещённые слова
- Вывести все стороны и площади треугольников, стороны которых — однозначные положительные целые числа (не надо использовать конструктор, это жесть!)
День 4 (6 июля)
Функции (введение)
- Задача повторного использования кода — макросы и подпрограммы
- Функции в Python
- Функция — это запись алгоритма обработки данных, а не преобразование
duck typing
- вызов функции — выражение, всегда есть возвращаемое значение — любой объект (например, None)
- возвращаемое значение можно не использовать
- Определение функции, формальные параметры
простые примеры
- Локальное пространство имён функции
просто вывод dir()
- независимость имён
locals() и globals()
просто вывод
- порядок просмотра пространств
- автоопределение локальных имён; global
с этого момента и до конца курса каждые модуль/функция/класс в заданиях
должны содержать docstring с пояснением, что они делают
(задания в этом
-блоке оформить в виде интерактивной программы и в виде модуля)
- Функция — сумма цифр
- Ввести последовательность, вывести элемент с минимальной суммой цифр
можно с помощью min() — как?
- Ввести последовательность, вывести элемент с минимальной суммой цифр
функция — расстояние между точками (
на самом деле есть
)
Ввести список пар вида (1,2), (3,4), (100,100) …, найти самый удалённые точки
- Распаковка и запаковка параметров функций
- ничего и нет, только списки
- Функции с переменным количеством параметров
- Распаковка последовательности при вызове
{*}, в т. ч. print(*seq)
функция, возвращающая список только целочисленных из всех параметров
Всё остальное про функции — потом, не сегодня
Методы объектов; модули
- Поля объектов, инкапсуляция
dir(объект)
объект.имя_поля
- методы и … поля
Модули, sys.path
- программа на Python как модуль
- встроенная и в среду Python, и в язык Python документация
help()
- документирование собственного кода
- docstring
object.__doc__()
Строки и их методы
- Строковые методы
все (в т. ч. in)
replace()
split() и join()
- Ввести строку, заменить в ней последовательности "-" на один минус
- Ввести запрещённое сочетание букв и строку. Вывести строку, в которой запрещённое сочетание букв не встречается (например, "ab" и "aabbcaabbb" → "cb")
Списки и их методы
- все методы
- стек, суть pop()/push(), эффективность
- очередь и deque()
Функция: список -> список
- Список всех делителей числа
- Убрать из списка подряд идущие одинаковые элементы
Для уверенных в себе: То же, но повторять, пока таких групп не останется.
День 5 (7 июля)
Ещё немного обо всём
zip(последовательность, последовательность, ...)
- удобнее всего одинаковой длины
столько же элементов, сколько в аргументе наименьшей длины, остальные отбрасываются
- (07.02) Ввести матрицу N*M, выдать транспонированную матрицу
- Ввести N строк, проделать то же самое
lambda arguments: returnexpr
python3 matrix_generator.py | python3 another_program.py
- работает везде: Linux, Windows, OS X, any other Unix
- в т. ч. возможность писать самые настоящие автоматические тесты для своих программ!
Про random
- Случайное и неслучайное, зачем нужно
- Датчик случайных чисел
- неслучайность
- воспроизводимость, seed()
Модуль random
random() , randint(), randrange()
choice(), shuffle(), sample()
seed()
- Случайное число на отрезке A…B
- Гистограмма (список частот для возможных значений)
- Перемешать строку
- Случайные слова случайной длины
- Генератор значений для 07.02 (транспонирование матрицы)
- Случайное число на отрезке A…B
в каждой функции, которую пишете, краткий docstring, к хорошему тону надо привыкать
Функция, с вероятностью 1/3 выдающая "yes", с 2/3 "no". (без random.choice)
- Программа, выводящая выборку из N вызовов такой функции и гистограмму (кол-во "yes" и кол-во "no")
Функция, выдающая случайные произносимые слова случайной длины (запихать в модуль)
if __name__ == "__main__": краткое демо
- Используя модуль произносимых слов: функция, генерирующая несколько предложений из нескольких случайных слов.
- Используя модуль-генератор предложений: ввести слово; посчитать, сколько раз оно встретилось в сгенерированных предложениях.
можно не слово, а букву или комбинацию букв, с точки зрения Python одно и то же
- В первой программе сгенерировать двумерный список чисел случайно и вывести на экран
- в другой: среди всех минимумов в строчках полученной матрицы найти максимум
тестируем при помощи конвейера (что-то сродни python3 gen.py | python3 program.py)
обратите внимание, что по pipe между программами проходит текст, т. е. строчки символов
Про черепаху
Модуль turtle
- Основные команды
- Как закрасить область
- Функция, рисующая домик размера N пикселей.
- Функция, рисующая ёлочку из n треугольников размера от k до l
- лес с разными ёлочками
немного не параллельными
дальше не успеем
День 6
turtle
Попробовать нарисовать черепахой график функции y=sin(x) в диапазоне -4<=x<=5 (использовать абсолютные координаты, то есть функцию goto(x,y))
- Осознать, что:
- График — это не кривая, а ломаная (передвижение черепашки от точки к точке по прямой)
- Чем больше точек в этой ломаной, тем более она похожа на график, пускай точек будет N=100
- Если рисовать синус, как он есть, получается еле заметный червячок
- Чтобы график было хорошо видно, y-координаты надо как-то увеличивать, например, умножать на 100, а x-коордмнаты — на 50
Нарисовать черепахой график функции y=sin(x) из ста точек в диапазоне A<=x<=B, где A и B вводятся и поначалу равны, как и раньше, -4 и 5
- Осознать, что
- У забора 100 досок и 99 щелей (N и N-1). У графика N точек и N-1 отрезок. Это значит, что в цикле, который генерирует очередное X для того, чтобы вычислить sin(x), самое первое значение должно быть A, а самое последнее — B, и всего таких значений должно быть N
- Написать для этого функцию diap(N,i,A,B):
- A и B — диапазон
- N — общее количество точек, включая первую и последнюю.
- i — номер очередной точки
- возвращать функция должна число в диапазоне от A до B, причём при i==0 — A, а при i==N-1 (да-да, не N же!) — B
Нарисовать черепахой график функции y=sin(x) из ста точек в диапазоне A<=x<=B, где A и B вводятся, и график получается разумный при |B-A|<200 (дальше частокол выйдет)
Немного про eval()
Осознать природу функции eval() https://docs.python.org/3/library/functions.html?highlight=eval#eval
Упражнение: ввести *в виде строки* произвольную формулу от x (в ней могут встречаться функции из math), ввести x, вывести (с помощью eval()) результат её вычисления
- Решить предыдущее упражнение, написав *функцию* f(x): , при этом сама программа должна выглядеть примерно так:
formulae = input() x = float(input()) print(f(x))
(очевидно, в этой функции будет исполозовано голбальное имя formulae и eval())
Рисуем график дальше
- Вспомнить про аффинные преобразования координат. Из них нам нужно движение и перенос, а поворот не нужен. Если не вспоминается — не страшно. Общая идея
- Есть вещественное число X на отрезке A…B. Нам нужно получить число P на отрезке Q…R, которое делит это отрезок в той же пропорции
- Записать пропорцию и вывести из неё формулу P=что-то-там-от-X
- Написать функцию scale(L,M,X,Q,R), которая по числу X на отрезке L…M вычисляет число P на отрезке Q…R, делящее этот отрезок в той же пропорции
- scale(L,M,L,Q,R) == Q, scale(L,M,M,Q,R) == R, (подсказка) scale(L,M,(L+M)/2,Q,R) == (Q+R)/2
- (спойлер!) вычесть начало старого отрезка (получится что-то от 0), поделить на длину отрезка (получится что-то от 0 до 10), умножить на длину нового отрезка, прибавить его начало
- Осознать, что это более общий вариант функции diap()
- Переписать «график синуса» с использованием scale() вместо diap()
- Переписать его далее, с использованием scale() вместо тупого умножения X и Y кооринат (размер экрана мы, допустим, знаем, что-то типа -400,400/-300,300 или как-то так, проверить)
- график наконец-то будет располагаться по центру
- Попробовать вводить не только диапазон, но и саму формулу (см. выше упражнение про функцию f()), поначалу эта формула == "f(x)", с ней должно работать хорошо
- Осознать, что
Область значений sin(x) — -1…1, а других формул — нет
- Для того, чтобы нарисовать график произвольной функции на отрезке, надо знать диапазон её значений на этом отрезке
- этот диапазон использовать в scale() при вычислении y-координаты очередной точки на экране
- Можно, например, запустить цикл с вычислением функции на всех точках, но не рисовать ничего, а только искать минимум и максимум значений (Q и R), а потом уже запустить его ещё раз и рисовать, зная Q и R
- Переписать программу так, чтобы
- В цикле создавался список значений функции на отрезке (назовём его g[])
- Тогда минимум и максимум — это просто min(g) и max(g) (спасибо, Питон!)
- Можно и список x-ов тоже генерировать, чобы два раза не вычислять
- Украсить
- Нарисовать оси координат
- Написать, где X, где Y
- Написать, что за функция
О рекурсии
- Определение рекурсии
- прямая и непрямая
- рекурсия — это цикл, но
- своё пространство имён
рост прострнств имён
- Почему не факториал
TODO
Различные интересные модули
random
turtle
TODO Здесь пока не разобрано
- Python (рассмотрено)
- - методы объектов, dir(объект) — введение - методы списков
- Python (рассмотрено)
- - строки и их методы - форматирование строк
- Python
- словари
- globals(), locals(), распаковка/запаковка именованных параметров
- Python
- Генераторы, конструкторы генераторов
- Python
- Модули как пространства имён
- - Классы, …, перегрузка операций
- Python
- - Ещё классы, объектное планирование и ООП
- Python / OS
- - модули os, sys; написание кроссплаформенных приложений
- Python / OS
- - модуль subprocess