Конференция «Свободные программы в высшей школе» проходит в городе Переславле в дни студенческих каникул. Четыре года существования конференции позволяют сделать некоторые выводы о трудностях и перспективах сближения свободного ПО и российской образовательно-академической среды. Участие компании ALT Linux как в подготовке и проведении этой конференции, так и в самом масштабном на сегодня проекте внедрения СПО в образовательных учреждения России, подкрепляет эти выводы практикой.
Свободное программное обеспечение и общество
Коротко о разном
Переславская конференция «СПО в высшей школе»
кто все эти люди?
Организаторы:
Цели и задачи:
- Формирование общей картины: распространение и статус СПО
- Обмен опытом и знаниями
- Создание преподавательского сообщества вокруг СПО
- Личное знакомство
Конференция 2006 года (первая)
Хотели как лучше
Типы докладов (в порядке возрастания важности):
- Общетеоретические рассуждения и обзоры
- Заметки об особенностях определённого СПО
- Рассказы о преподавании и изучении непосредственно свободного ПО
- Сообщения об использовании СПО в учебном/исследовательском процессе
Задача собрать и объединить по возможности всех преподавателей и администраторов, использующих СПО за первый год не выполнена.
Конференции 2007-9 годов
Улита едет
Наблюдаемые изменения:
- Расширение области применения СПО за пределы ИТ
- Появление и развитие тематических ресурсов и литературы
- Новый тип докладов: миграционные истории и методики выбора
- Усиление внимания государства к СПО
- Появление нового интереса: внедрение, а не изучение СПО
Новые задачи требуют квалификации, выходящей за рамки темы «СПО в высшей школе».
Современное состояние дел
Вышло как всегда
Крупные инициативы:
Сопутствующие замечания:
- Разработчики ПО, государство и высшая школа порознь не справляются с темой:
- Разработчики далеки от академической проблематики
- Государство способно «перетянуть одеяло на себя», если доверить ему решать частные задачи
- Преподаватели плохо ориентируются в СПО, предпочитая «культ названий»
- Изменения в сообществе происходят медленнее изменений в индивидуальной деятельности
Трудности роста
Кто виноват?
Внедрение СПО нередко останавливается у непреодолимого препятствия:
- Психология «попавшего под внедрение»
- Запаздывание обучения преподавателей и специалистов
- Недостаток аутентичных разработок, особенно — методических
- Унаследованный корпус несовместимых документов и ПО
- "Навязанное ПО"
Последнее препятствие плохо тем, что никто из нас не в силах его устранить — только обойти.
Совместное решение сложных задач
Что делать?
Тактика решения задачи внедрения СПО:
- Тезис: платформа (инженерная задача)
- Антитезис: учебная программа (образовательная задача)
- Синтез: учебный курс и методическая разработка
Примеры:
Особые свойства СПО могут весьма облегчить «синтез».
Вопросы?
Свободные программы —
— для свободных людей