Конференция «Свободные программы в высшей школе» проходит в городе Переславле в дни студенческих каникул. Четыре года существования конференции позволяют сделать некоторые выводы о трудностях и перспективах сближения свободного ПО и российской образовательно-академической среды. Участие компании ALT Linux как в подготовке и проведении этой конференции, так и в самом масштабном на сегодня проекте внедрения СПО в образовательных учреждения России, подкрепляет эти выводы практикой.
Динамика внедрения СПО в образовательной сфере на примере материалов конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе»
Конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе» проводится в Переславле-Залесском с 2006 года в дни студенческих каникул. В числе организаторов конференции — Институт Программных Систем РАН и НОУ «Университет города Переславля им. А. К. Айламазяна»; они также выступают в роли принимающих организаций, поэтому считаем своим долгом выразить им горячую благодарность за блестящую техническую и организационную поддержку.
Задача конференции вполне традиционна для подобного рода мероприятий: собрать в одно время и в одной точке как можно больше заинтересованных и активных людей, дать им возможность наладить связи друг с другом, организовать общение, которое не затруднено посторонними делами и/или непривычкой к электронным средствам связи.
Принцип формирования корпуса докладов прост: в каждом докладе должна затрагиваться главная тема, сближение свободного ПО и высшей школы. Поэтому принимаются и рассказы об успешном внедрении СПО в ВУЗах, и исследования частных проблем того или иного свободного программного продукта применительно к образовательным или научным целям, и методические рекомендации по построению учебного или плана на базе СПО. Таким образом, аудитория конференции профессионально неоднородна: на неё приезжают и начальники ИТ-подразделений, и преподаватели, и системные администраторы, и студенты.
Объединяет участников конференции принадлежность к образовательной среде и знакомство с СПО. Пожалуй, три года назад главной целью было запустить процесс создания сообщества людей, работающих со свободными программами в образовании. Уже из материалов 2006 года видно, что участники конференции в большинстве своём мало что знают друг о друге и занимаются нелёгким, подчас впрямую революционным, трудом в одиночку, не надеясь на помощь извне. И это несмотря на то, что в нашей стране существует мощное преподавательское сообщество, а свободное ПО в отрыве от сообщества пользователей и разработчиков вообще немыслимо!
2006
В самом деле, если отсеять доклады «по случаю», темы Первой конференции разобьются на четыре части:
Общетеоретические рассуждения и обзоры. К сожалению, большинство таких докладов показывают, как «мысли на тему» бывают непохожи на действительность. Не имея опыта легко перестраховаться от невзгод вымышленных и проглядеть настоящие. Недостаток непосредственных знаний (например, об устройстве свободного сообщества) может привести напряжённо работающую мысль в края совершенно фантастические. Сказывается ли здесь специфика СПО, или же такова судьба любого отвлечённого построения, утверждать не берёмся.
Заметки об особенностях любимого свободного инструмента. Довольно интересные рассказы о том, как применять некий программный продукт в узкой, освоенной самим докладчиком области. В некоторых случаях эта область довольно узкая (как, например, доклады А.В. Столярова и др.), иногда — достаточно широкая, чтобы быть предметом пристального внимания (особенно порадовал В.В. Житников с докладом о математическом пакете Maxima). К сожалению, сведений о непосредственном использовании этих пакетов в учебном процессе обычно нет.
Сообщения об использовании СПО в качестве одной из составляющих учебного (исследовательского) процесса. В 2006 году это была самая обнадёживающая тема конференции. Доклады Е.А. Чичкарева и Н.В. Назаренко (о моделях металлургических агрегатов), а также Е.Р. Алексеева и О.В. Чесноковой (о преподавании дисциплин «Информатика» и «Вычислительная математика» с использованием пакета SciLab) превзошли наши ожидания. В обоих случаях речь шла не только о внедрении СПО (в учебном процессе и даже на производстве), но и — что важнее — о внедрении, опирающемся на преимущества выбранных программных продуктов. И это — на Украине, где ситуация со свободным ПО более сложная, чем в России.
Однако именно в этих докладах наиболее очевиден общий недостаток того времени: работы ведутся в одиночку (в лучшем случае — с помощью аспирантов), никаких публичных информационных ресурсов не создаётся. На прямой вопрос: «Где добыть ваши материалы?» авторы недоумённо отвечают: «А что, разве это кому-то нужно?», а затем смущаются: «Да у меня там всё сырое, неготовое...». Контраст двух подходов — участника свободного сообщества и энтузиаста-индивидуала — к одному и тому же предмету поражает. Активный пользователь свободного программного продукта уверен в том, что результаты его трудов нужны и интересны многим, и именно поэтому он вправе ожидать помощи там, где его собственных сил не хватает. Энтузиаст-преподаватель не привык видеть рядом хоть кого-нибудь, столь же вовлечённого в процесс, как и он сам; в результате он идёт вперёд, пока хватает сил, оставляя за спиной множество материала, который не имеет смысла ни обрабатывать, ни публиковать (самому-то всё и так понятно, а больше на белом свете никого нет).
Рассказ о преподавании и изучении непосредственно свободного ПО. Подробные и толковые рассказы о том, как именно следует изучать, например, некоторый дистрибутив на базе GNU/Linux, или основы разработки ПО для него. Здесь СПО является уже не инструментом, а объектом изучения, и оттого, как ни странно, такие рассказы прибавляют не много нового к общей теме. Свободные программы приспособлены к тому, чтобы их изучали, а главный вопрос — как добиться от начальства того, чтобы Linux можно было изучать — обычно лежит за рамками доклада.
2007
В 2007 году стало заметно, что Первая конференция не прошла бесследно. К примеру, уже знакомый нам коллектив авторов из Донецка во главе с Е. Алексеевым обзавёлся сайтом, на котором начали появляться материалы (совместная работа, к сожалению, не предусмотрена).
Что более важно: появился новый тип докладов — миграционные истории. Речь в них идёт о применении СПО, но не в качестве учебного пособия или вычислительного инструмента, а в качестве платформы, на которой организуется поддержка и учебного, и административного процесса. Таким образом, СПО выбирается в качестве основной платформы не только за программную специфику, но и за общие эксплуатационные характеристики (стоимость владения, надёжность и т. п.). Среди прочих обращает на себя внимание доклад И. А. Хахаева, посвящённый уже реализованной миграции образовательного учреждения на полностью лицензионное ПО, причём свободное ПО принимается как базовое, а несвободное выбирается только вынуждено.
2008
Третья конференция, прошедшая в начале февраля 2008 года, собрала неожиданно внушительное количество слушателей, примерно половину всех участников (в прошлые годы аудитория практически полностью состояла из докладчиков). Конференция получилась более солидной, её не обошли вниманием «наверху» (с докладом выступил Н.А. Юренко, референт Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОН РФ). Впервые программный комитет конференции вынужден был отклонить довольно много докладов. Примечательно, что большинство из отклонённых докладов не имели отношения к заявленной теме (часто за свободные программы авторы принимали нечто сомнительное с лицензионной точки зрения, вроде т. н. «freeware»).
Изменилось и содержание докладов. Доклады о внедрении того или иного СПО в учебный и исследовательский процесс перестали быть жёстко привязаны к области информационных технологий. Оказались затронутыми греческий язык (М. В. Быков), филология (М. В. Пономарева), астрономия (Т. А. Воронина).
Доклады об особенностях программных продуктов приняли более выраженный сравнительный характер (И. А. Хахаев; Е. А. Чичкарев). Разговор о возможностях СПО превращается в разговор о критериях выбора среди многообразия свободных программ.
Об итогах 2008 года: материалы донецкого коллектива превратились в книгу, а Санкт-Петербургский Торгово-экономический институт получил в своё распоряжение специализированный дистрибутив, об отсутствии которого так сокрушался И. М. Хахаев. Кстати, этой характерной для СПО возможности — самостоятельному составлению сборника программных продуктов под имеющуюся методическую базу — был посвящён и доклад Е. Р. Алексеева. А. А. Панюкова под свою экзотическую задачу (десятидневный кружок в детском летнем лагере) и разработала методику, и собрала специализированный дистрибутив.
2009
Наконец, четвёртая конференция, прошедшая в последних числах января 2009 года, показала устойчивость отмеченных выше тенденций в суровых условиях экономического кризиса. Думается, что именно этим объясняется, почему Конференция собрала несколько меньше участников, чем в предыдущий год, и куда меньше слушателей. Нередко участник мог только предоставить свой доклад, но на саму конференцию не попадал.
Общая тематика Конференции 2009 года наследовала тематику 2008. Тема «Использование СПО в качестве составляющей учебного процесса» стала преобладающей. «Миграционные истории» продолжились в докладах А. Дребеня и (косвенно) Н. Ивановой.
Вместе с тем можно отметить и очевидное расширение области решаемых участниками Конференции задач. В некоторых случаях использование СПО перешло на «метауровень»: так, в докладе Э. Хайруллова рассматриваются вопросы восприятия процесса внедрения СПО, в докладе Л. Яковлева — организационные проблемы такого внедрения, в докладе И. Хахаева — вопросы лицензирования учебного заведения (не путать с лицензированием ПО!), внедрившего СПО. Сильный эффект произвёл доклад А. Дребеня, показавший, что приведение внешнего вида графической среды Linux (включая такие тонкости, как градиентная раскраска декораторов) в соответствие шаблонам поведения пользователей снимает большинство внедренческих проблем.
Неожиданно тревожной стала совместно сформулированная и горячо обсуждаемая тема круглого стола Конференции: «СПО и навязанные программные продукты». Суть проблемы: любое учреждение, особенно государственное, не свободно в выборе ПО, в частности, обеспечивающего взаимодействие с государственными и ведомственными органами. Работа с налоговой отчётностью, пенсионными документами, результатами ЕГЭ, протоколами лицензирования и множеством других обязательных документов зачастую возможна только с помощью единственного программного продукта. «Навязанное ПО» обычно отличается невысоким качеством, неработоспособно в свободном программном окружении, а подчас даже несовместимо по форматам данных ни с одним свободным программным продуктам.
«Навязанное ПО», по мере его распространения, становится всё более серьёзным препятствием в процессе внедрения СПО, несмотря на успехи энтузиастов на местах (доклады И. Хахаева и А. Дребеня на круглом столе). Конференция 2009 года приняла резолюцию с предложением ввести контроль совместимости ведомственного ПО.
Материалы первой конференции: http://altlinux.ru/company_news/free_software_in_higher_education_conference.html, http://heap.altlinux.org/pereslavl2006/
Материалы второй конференции: http://altlinux.ru/company_news/pereyaslavl_2007.html, http://heap.altlinux.org/pereslavl2007/
Материалы третьей конференции: http://altlinux.ru/community_news/pereslavl_winter_2008.html, http://heap.altlinux.org/pereslavl2008/
Материалы четвёртой конференции: http://www.altlinux.ru/media/book-thesis-Pereslavl-2009-4.pdf