Перенос, масштабирование и вращение
Примеры в этом тексте используют объекты из модулей math и turtle:
Масштабирование
При работе с растровой графикой очень частая операция — масштабирование объектов. Суть операции в том, чтобы число X0 в диапазоне от A0 до B0 превратить в число X1 в диапазоне от A1 до B1 с соблюдением пропорций:
Значение X0 сначала надо нормализовать: перевести из диапазона A0…B0 в диапазон 0…1. Для чего из X0 надо вычесть нижнюю границу диапазона A0 и поделить результат на длину диапазона B0-A0: X=(X0-A0)/(B0-A0)
Затем перевести в новый диапазон A1…B1 теми же операциями в обратном порядке. Получаем функцию переноса с масштабированием scale():
Проверим, как это выглядит с помощью Черепашки:
Поворот
Более подробно см Поворот в Википедии.
Вспомним¸ что sin угла и cos угла — это длины противолежащего и прилежащего катетов в прямоугольном треугольнике с единичной гипотенузой:
Обратим внимание, что картинка также иллюстрирует поворот на угол A против часовой стрелки точки пересечения положительной полуоси абсцисс и единичной окружности с центром в начале координат.
Сравнительно несложно (поворотом этой картинки на произвольный угол) показать, что поворот любой точки на единичной окружности аналогичен, и получить следующую функцию поворота точки M на угол A относительно точки O:
Проверим. Зададим функцию рисования ломаной по точкам:
Убедимся, что поворот на угол, близкий к pi относительно (0,0) переносит фигуру из первого в третий квадрант (при повороте ровно на pi будет наблюдаться центральная симметрия):
Перенос + масштабирование + поворот ломаной
Осталось решить, какая точка в операции «перенос + масштабирование + поворот ломаной» будет служить началом координат. Несложно написать функцию масштабирования+переноса фигуры, вписанной в прямоугольник с левым нижним углом в точке m0 и правым верхним углом в точке M0, которая порождает подобную фигуру, вписанную в прямоугольник m1:M1. Однако после поворота (неважно вокруг чего) описанный прямоугольник, скорее всего, окажется другим. Логично за центр поворота взять центр результирующего прямоугольника, хотя в этом случае после поворота фигура может не вписаться в него.
Получаем функцию переноса+масштабирования ломаной (списка точек) в прямоугольнику m:M и последующего поворота его на угол alpha:
1 def rotoscale(dots,m,M,alpha):
2 # списки абсцисс и ординат
3 X,Y = zip(*dots)
4 mx,Mx,my,My=min(X),max(X),min(Y),max(Y)
5 # перенос+масштабирование всех точек
6 ds = [(scale(mx,Mx,m[0],M[0],x),scale(my,My,m[1],M[1],y)) for x,y in dots]
7 center = (m[0]+M[0])/2.,(m[1]+M[1])/2.
8 # поворот всех точек относительно центра целевого прямоугольника
9 return [rotate(d,center,alpha) for d in ds]
Посмотрим, как работает эта функция:
1 reset()
2 # исходный многоугольник
3 l = [(-50,50),(30,40),(50,-30),(-30,-50),(-50,50)]
4 draw(l,"blue")
5 # позиция повёрнутого + масштабированного прямоугольника, размер описанного квадрата
6 pos, w = (100,100), 50
7 # количество копий
8 N = 6
9 for i in xrange(N):
10 a = pi*2*i/N
11 # где размещать очередную копию
12 p = rotate(pos, (0,0), a)
13 # в какой квадрат вписывать
14 diag = ((p[0]-w/2,p[1]-w/2), (p[0]+w/2, p[1]+w/2))
15 ll = rotoscale(l, diag[0], diag[1], a)
16 draw(ll,"red")
17 # увеличим размер
18 w+=15
Другой вариант — функция, которая выдаёт фигуру, строго вписывающуюся в m:M уже после поворота. Правда, в этом случае трудно соблюсти исходные пропорции.