29.09.2010
Системное администрирование (СА) ::= обеспечение эффективной работы человеко-машинного комплекса.
каждое слово в определении - важное и осмысленное, пояснения ниже
- Системное администрирование - область человеческой деятельности, связанная с решением задач.
- Наша задача - не в том, чтобы мы решали наши задачи, а в том, чтобы пользователи эффективно решали свои задачи.
- Пользователь на самом деле приходит не с задачами, а с проблемами и хотелками, задачу нужно ставить и формулировать.
<<Словами "эффективная работа" мы сворачиваем небольшую бесконечность>>
- СА ни в коем случае не является деятельностью по взаимодействию человека и одного компьютера ("человеко-машинный комплекс", мы - работники сферы обслуживания).
- Пример про сферу обслуживания: системный администратор, 5 раз ответивший юзеру: "а у меня работает" - ищет новую работу в другой компании (профнепригоден).
Обучение администраторов: четкое деление на "учебные" и "боевые" задачи. "Учебная" задача - вещь дважды бессмысленная, а) нет мотивации (это никогда не будет использоваться) б) требует очень много сторонних ресурсов (задачу нужно придумать, частично настроить и после выполнения проверить, что всё сделано как надо, ничего не сломано и т.п.)
Области деятельности
|
Инфраструктура+HW |
ПО+ОС |
Люди |
планирование |
|
|
|
внедрение |
|
|
|
сопровождение |
|
|
|
...
Предположим, что мы решаем задачу поэтапно: сначала одну, потом другую. Такого, естественно не бывает в реальной жизни, но тем не менее. Задачи перечислим:
- Где розетки
- Где столы
- Где компьютеры
- Где интернет
Первая задача офис под ключ, где всё есть, кроме людей, которые там сидят
Следующая задача - не то с людьми, их обучать, или предполашгается что они всё умеют, и тогда надо заниматься софтом.
Три области, где требуется решение разл. задач. Очень грубо можно поделить каждую из этих областей на три больших этапа. Это планирование, то есть, ситуация, когда задачу ещё не поставили. На этапе планирования в него взодит и постановка задачи, и разработка решения, возможно, если это реальная боевая задача, то, возм., этап планирования заканчивается не когда придумали, какую задачу ставить, а когда у вас уже есть стенд для работы в полевых условиях. Этап планирования отлечается от посл. тем, что на нём легче всего всё перепланировать. Лектор раньше приводил аналогию с домом. Сначала, когда строите дом, делаете план, вы на нгео глядите, заценяете, и вдруг выясняется, что этот дом смотрит всеми окнами на юг, и надо бы его перепланировать. Это шикарно делается на этапе планирования, это делается отвратительно на любых других этапах. Этап планирования он хорош тем, что, он отличается тем, что манипулируете, условно говоря, с данными.
Следующий этап - внедрение. Опять же, это очень крупное деление, поск. в реальном процессе есть своёд леление, свои механизмы, но летор пока, огрубляя, вводит отдельную часть - внедерние. Что такое внедрение? Это такой промежуток времени, в начале которого польз. задаче не решается, а в конце - решается. Например, интернета не было, что=-=то внедрили, интернет появился.
По-хорошему, этап планирования заканчивается стендом, где всё работает.
Ещё одна особенность состоит в том, что приходится активно взаимод. с заказчиком, при этом подготавливается саппорт ближнего уровня.
И, собственно, послений, третий этап, который наз. сопровождением. Особенно это касается внедренческих задач.
Сопровождение бывает двух видов:
- Послевнедернческое. Но при этом надо учитывать, что если не обучили админа этого сервера, то его админ - вы. Если отдел эксплуатации не нашёл, на кого переложить решение польз. задачи, то её будет решать админ.
Предложения и пожелания по темам
Пожелания:
- технологии
- методология
- байки
- безопасность
- защита от администратора
- модельный пример
- мотивация
- success stories
- сервисы vs инсталляции
Возможности:
- байки