Прерывания
- Прерывание — сигнал, сообщающий процессору о наступлении какого-либо внешнего события.
- асинхронны: могут произойти в любое время в любом месте выполнения программы (ср. исключения: могут возникнуть только при выполнении конкретных инструкций)
- позволяют освободить cpu от активного ожидания: программа спокойно вычисляет (не отвлекаясь на опрос готовности устройства), а когда устройство, наконец, себя проявит, результаты его активности быстро обрабатываются
обрабатываются так же, как и другие события, — обработчиком прерываний (как правило, частью ядра ОС)
- Проблемы возникающие при обработке прерываний:
- распознавание природы прерывания — что за устройство и что с ним случилось
- где-то должна появляться об этом информация (аппаратно!)
- прерывания нужно быстро обработать
- в одно и то же время может случиться несколько прерываний
- про каждое из них надо знать, что оно случилось
- распознавание природы прерывания — что за устройство и что с ним случилось
- Маскирование прерываний. Прерывания, в зависимости от возможности запрета, делятся на:
- маскируемые — прерывания, которые можно запрещать установкой соответствующих битов в регистре маскирования прерываний;
- немаскируемые — обрабатываются всегда, независимо от запретов на другие прерывания.
- Приоритеты обслуживания прерываний: если выясняется, что произошло несколько, какое обрабатывать первым? А если за время обработки произойдёт ещё несколько?
Обработчик прерываний
Прерывания, в отличие от исключений, могут возникать в произвольное время (например, прерывание ввода зависит от того, когда человек нажал на кнопку). Прерывания в Mars обрабатываются тем же кодом, что и исключения — специальным обработчиком по адресу 0x8000180. Обработка прерываний управляется сопроцессором 0 и его регистрами
Регистр Status:
bits |
31-16 |
15-8 |
7-5 |
4 |
3,2 |
1 |
0 |
target |
unused |
Int. mask |
unused |
K/U |
unused |
Exception level |
Int enable |
- Interrupt mask - Mаска прерываний. Бит равен 1, если соответствующее прерывание разрешено.
- При возникновении прерывания будет установлен соответствующий бит регистра Cause (если прерывание маскировано — не произойдёт ничего)
- Kernel/User - режим ядра/режим пользователя; не поддерживается Mars; всегда 1.
- Exception level - устанавливается автоматически при исключении; предотвращает повторный вход.
- Interrupt enable - глобальное разрешение обработчика прерываний (0 - отключить)
Выполнение кода и переход на обработчик выполняться не будет. в Mars обязательно отключать в начале обработчика прерываний
- Если за время, пока прерывания отключены, внешние устройства проявляют активность, и соответствующие прерывания не маскированы, после включения прерываний произойдёт вход в обработчик, и поле Pending interrupts регистра Cause будет содержать все соответствующие биты
- Так в «настоящих» MIPS. В Mars выставлять более одного бита умеет только устройство «консоль»
Регистр Cause:
31 |
30-16 |
15-8 |
7 |
6-2 |
1-0 |
Br |
unused |
Pending interrupts |
unused |
Exception code |
unused |
- Br - 1 если исключение произошло на инструкции в слоте задержки перехода.
- Pending interrupts - ожидающие (ещё не обработанные) прерывания.
- Exception code - код исключения.
Прерывания, в отличие от исключений, могут возникать в произвольное время (например, прерывание ввода зависит от того, когда человек нажал на кнопку). Прерывания в Mars обрабатываются тем же кодом, что и исключения — специальным обработчиком по адресу 0x8000180.
Нужно сохранять все используемые регистры, кроме $k0 и $k1 (все, включая $at)
- . Нельзя пользоваться стеком (а вдруг он испорчен, или прерывание произошло во время его изменения?)
Можно предусмотреть отдельный стек ядра (скажем, от 0xfffeeffc вниз) и пользоваться им (тогда $sp тоже сохраняется)
- Нужно различать исключения (поле Exception code регистра Cause ненулевое) и прерывания (поле EXC нулевое)
возврат из исключения по eret требует прибавить 4 к значению EPC (ошибочную инструкцию выполнять повторно обычно не надо)
возврат из прерывания по eret не требует увеличения EPC (инструкция по этому адресу ещё не выполнена)
- В Mars нужно как можно быстрее запретить обрабатывать исключения, чтобы исключение не случилось в ядре
Значит, в обработчике надо проводить как можно меньше времени — не все устройства Mars умеют выставлять бит в регистре, когда обработчик запрещён (бит IE регистра Status равен 0)
Если в поле Pending interrupts приехало несколько битов, значит, произошло несколько прерываний, и все надо обработать (или игнорировать)
- Перед выходом из обработчика
- Очистить регистр Cause (биты прерываний и тип исключения)
- Разрешить обработку прерываний
(бит EXL в Mars очистит инструкция eret)
Программа, использующая прерывания, должна их включать: выставлять 1 в биты разрешения прерываний и во все нужные позиции маски прерываний, а также переводить используемые врешние устройства в режим работы по прерыванию:
Сам обработчик событий по адресу 0x800000180, таким образом, обычно состоит из следующих частей:
- Запрет вызова обработчика (бит IE)
- Сохранение всех регистров
- Вычисление типа исключений (0 — прерывание)
- Переход на обработчик соответствующего исключения или на обработчик прерываний
- Обработчик прерываний:
- Выяснение источника/ов прерывания (биты Pending)
- Обработка всех случившихся прерываний (порядок определяется программно)
- Обработчик исключения
Обработка исключения
- Вычисление нового EPC
- Восстановление всех регистров
- Разрешение вызова обработчика
eret
Замечание: как и во время обработки прерывания, во время системного вызова прерывания или вообще запрещены, или накапливаются (делаются «Pending») без вызова обработчика. Поэтому задача обработчика — как можно быстрее принять решение, что делать с прерыванием и вернуть управление пользовательской программе.
- В обработчике выполняются только действия, необходимые для получения данных по прерыванию (чтение регистров, управление устройствами и т. п.)
- Вся логика обработки данных остаётся в программе пользователя
- При соблюдении некоторой дисциплины программирования можно вообще запретить пользовательской программе обращаться к внешним устройствам, оставив эти операции ядру, обрабатывающему прерывани
Пример: консоль Mars
Консоль Mars («Keyboard and Display MMIO Simulator») — воображаемое устройство, осуществляющее побайтовый ввод и вывод. Вернее окошко — «дисплей», куда выводятся байты, а нижнее — «клавиатура» (для удобства набираемый на клавиатуре текст отображается в этом окошке).
Консоль имеет следующие регистры ввода-вывода
0xffff0000 |
RcC |
Управляющий регистр ввода |
RW |
0 бит — готовность, 1 бит — прерывание |
0xffff0004 |
RcD |
Регистр данных ввода |
R |
введённый байт |
0xffff0008 |
TxC |
Управляющий регистр вывода |
RW |
0 бит — готовность, 1 бит — прерывание |
0xffff000c |
TxD |
Регистр данных вывода |
W |
необязательные координаты курсора, байт для вывода |
Операции ввода и вывода в консоли возможно только если бит готовности равен 1. Если бит готовности нулевой в управляющем регистре ввода, значит, клавиша ещё не нажата, а если в управляющем регистре вывода — символ всё ещё выводится, следующий выводить нельзя (ну медленное устройство, в жизни так сплошь и рядом!). Как обычно, устройство заработает только после нажатия кнопки «Connect to MIPS». Простой пример чтения с клавиатуры при помощи поллинга. Удобно рассматривать с низкой скоростью работы эмулятора (3-5 тактов в секунду).
Чуть более сложный пример с выводом, в котором видна проблема переполнения. Вывод начинает работать (точнее, бит готовности выставляется в первый раз) только после нажатия «Reset» (подозреваю, что это — тоже пример из «реальной жизни»: при включении питания многие устройства находятся в неопределённом состоянии и требуют инициализации).
1 li $t1 0
2 loop: beqz $t1 noout # выводить не надо
3 loopi: lb $t0 0xffff0008 # готовность вывода
4 andi $t0 $t0 1 # есть?
5 beqz $t0 loopi # а надо! идём обратно
6 sb $t1 0xffff000c # запишем байт
7 li $t1 0 # обнулим данные
8 noout: lb $t0 0xffff0000 # готовность ввода
9 andi $t0 $t0 1 # есть?
10 beqz $t0 loop # нет — снова
11 lb $t1 0xffff0004 # считаем символ
12 b loop
Выставляя ползунок «Delay Length» в большое значение, мы заставляем консоль долго не давать готовности по выводы (в течение, скажем, 20 инструкций). Пока программа находится в половинке вывода (цикл loopi:), она не успевает за вводом.
Задание: пронаблюдать, что происходит с регистрами ввода, когда пользователь много нажимает на клавиатуре, а программа не успевает считать.
Главное свойство консоли она может инициировать прерывания в момент готовности ввода или вывода. Устанавливая в 1 первый бит в регистре RcC, мы разрешаем консоли возбуждать прерывание всякий раз, как пользователь нажал на клавишу. Устанавливая в 1 первый бит регистра TxC, мы разрешаем прерывание типа «окончание вывода». И в том, и в другом случае прерывание возникает одновременно с появлением бита готовности (нулевого) в соответствующем регистре. Таким образом, вместо постоянного опроса регистра мы получаем однократный вызов обработчика в подходящее время. Рассмотрим пример очень грязного обработчика прерывания от клавиатуры, который ничего не сохраняет, не проверяет причину события и номер прерывания. Зато по этому коду хорошо видна асинхронная природа работы прерывания. Рекомендуется выставить ползунок Mars «Run speed» в низкое значение (например, 5 раз в секунду).
1 li $a0 2 # разрешим прерывания от клавиатуры
2 sw $a0 0xffff0000
3 li $a0 0
4 loop: beqz $a0 loop # вечный цикл
5 beq $a0 0x1b done # ESC — конец
6 li $v0 11 # выведем символ
7 syscall
8 li $a0 0 # затрём $a0
9 j loop
10 done: li $v0 10
11 syscall
12
13 .ktext 0x80000180 # очень грязный код обработчика
14 lw $a0 0xffff0004 # считаем символ
15 eret
В примере ниже «полезные вычисления» делает подпрограмма sleep (на самом деле ничего полезного), время от времени проверяя содержимое ячейки 0 в глобальной области. Это лучше, чем модифицировать регистр или метку, определяемую пользовательской программой. Обработчик клавиатурного прерывания (для простоты — не проверяя, клавиатурное ли оно) записывает в эту ячейку код нажатой клавиши.
1 .text
2 .globl main
3 main:
4 mfc0 $a0 $12 # read from the status register
5 ori $a0 0xff11 # enable all interrupts
6 mtc0 $a0 $12 # write back to the status register
7
8 li $a0 2 # enable keyboard interrupt
9 sw $a0 0xffff0000
10
11 here:
12 jal sleep
13 lw $a0 ($gp) # print key stored in ($gp)
14 beq $a0 0x1b done # ESC terminates
15 li $v0 1
16 syscall
17 j here
18 done: li $v0 10
19 syscall
20
21 .eqv ZZZ 100000
22 sleep: li $t0 ZZZ # Do nothing
23 tormo0: subi $t0 $t0 1
24 blez $t0 tormo1
25 j tormo0
26 tormo1: jr $ra
27
28 .ktext 0x80000180 # kernel code starts here
29
30 mfc0 $k0 $12 # !! disable interrupts
31 andi $k0 $k0 0xfffe # !!
32 mtc0 $k0 $12 # !!
33
34 move $k1 $at # save $at. User programs are not supposed to touch $k0 and $k1
35 sw $v0 s1 # We need to use these registers
36 sw $a0 s2 # not using the stack
37
38 mfc0 $k0 $13 # Cause register
39 srl $a0 $k0 2 # Extract ExcCode Field
40 andi $a0 $a0 0x1f
41 bne $a0 $zero kexc # Exception Code 0 is I/O. Only processing I/O here
42
43 lw $a0 0xffff0004 # get the input key
44 sw $a0 ($gp) # store key
45 li $a0 '.' # Show that we handled the interrupt
46 li $v0 11
47 syscall
48 j kdone
49
50 kexc: mfc0 $v0 $14 # No exceptions in the program, but just in case of one
51 addi $v0 $v0 4 # Return to next instruction
52 mtc0 $v0 $14
53 kdone:
54 lw $v0 s1 # Restore other registers
55 lw $a0 s2
56 move $at $k1 # Restore $at
57 mtc0 $zero $13
58
59 mfc0 $k0 $12 # Set Status register
60 ori $k0 0x01 # Interrupts enabled
61 mtc0 $k0 $12 # write back to status
62
63 eret
64
65 .kdata
66 s1: .word 10
67 s2: .word 11
Символами "!!" отмечены инструкции, при выполнении которых в MARS может возникнуть фатальный повторный вход в обработчик события.
Кольцевой буфер
В разделе «Прерывания» мы уже встретились с основным свойством обработчика прерываний: обрабатывать надо быстро. Поэтому вся логика обработки должна находится в пользовательской программе, а обработчику, скажем, клавиатурного прерывания остаётся только перекладывать из регистра ввода куда-нибудь.
С другой стороны, приведённый там пример обработчика мало чем отличается от традиционного поллинга — та же проверка, был ли ввод или не было, только вместо регистра готовности опрашиваем ячейку памяти. Если делать это слишком редко, легко пропустить очередной ввод, а если слишком часто — потратить время на опрос вместо полезных действий.
Итак, главная проблема — синхронность побайтового ввода и обработки прерываний. И задача в том, чтобы обеспечить рассинхронизацию ввода и вывода: прерывание обрабатывается, когда оно происходит, а программа вводит свои байты, когда может.
Разумеется, для этого надо хранить не один обработанный, но ещё не запрошенный программой байт, а несколько. Эффективная структура, решающая такую задачу — кольцевой буфер.
Кольцевой буфер — массив (реже — список) данных, предназначенный для временного хранения асинхронно поступающих и асинхронно отбывающих данных.
- Буфер имеет фиксированный размер
- «Поверхность» буфера (HI) — адрес первой свободной ячейки буфера
- Когда поступят новые данные, они будут записаны в эту ячейку, а HI передвинется на следующую
- «Дно» буфера (LO) — адрес последней занятой ячейки буфера
- Когда понадобится забрать очередной элемент данных, его возьмут из этой ячейки, а LO передвинется на следующую
Размер буфера не является ограничением: когда HI подберётся к концу, в начале уже образуются свободные места и HI при очередном сдвиге начнёт указывать в начало
Аналогично произойдёт и с LO.
Вполне возможна ситуация, когда данных больше не прибыло, а программа требует ещё ввода. Эта ситуация называется исчерпанием буфера и распознаётся по тому, что HI и LO содержат один и тот же адрес:
Вариантов обработки исчерпания два:
- Заданным образом уведомить программу, что данных ещё нет (например, вернуть специальное служебное значение)
Это называется неблокирующим вводом
- Задержать операцию снятия данных до тех пор, пока они не появятся
Это называется блокирующим вводом
- Продолжить скакать по уже введённым когда-то данным, как если бы исчерпания не было
это называется грубой ошибкой алгоритма!
Заметим, что в момент создания кольцевой буфер находится в состоянии исчерпания (HI и LO указывают на нулевой элемент)
Другая ситуация — переполнение буфера: данные всё прибывают, а забирать их никто не хочет. Переполнение кольцевого буфера распознаётся по тому, что LO содержит адрес ячейки, следующей за HI (в кольце):
Вариантов обработки переполнения 2 (два других — плохие, негодные):
- Продолжать вводить, но не увеличивать HI. При этом все прибывшие после переполнения данные, кроме последнего элемента, исчезают.
Если источник данных позволяет, можно заранее уведомить его о переполнении — может, он приостановит передачу на время.
- Правда, для этого надо усложнить алгоритм работы, введя «верхний урез» поверхности буфера, при котором устройство уведомляется о приближающемся переполнении, и «нижний урез», при котором оно уведомляется о том, что переполнение больше не грозит.
- Выбрасывать все вновь прибывающие данные, пока для них нет места в буфере.
- См. примечания выше
- Продолжать как ни в чём ни бывало вводить и увеличивать HI.
При этом внезапно™ возникает ситуация исчерпания и пропадает всё содержимое буфера
- Задерживать ввод до тех пор, пока свободное место в буфере не появится.
Если обрабатывать таким образом прерывание ввода, то возникнет т. н. взаимоблокировка (deadlock): пока мы не вышли из прерывания, программа не может забрать данные из буфера, а пока программа не забрала данные из буфера, мы сидим в прерывании и ждём
⇒ никаких ожиданий в обработчике прерываний! Нет, значит — нет
Ввод с помощью кольцевого буфера
В этом примере, помимо кольцевого буфера ввода, присутствует два новых приёма.
Первый — это стек ядра. Чтобы не быть ограниченными в использовании регистров, вызове подпрограмм и т. п., в обработчике событий (в случае MARS — прерываний, исключений и ловушек) хочется использовать стек. Пользовательский стек использовать нельзя: а вдруг он испорчен, и мы обрабатываем исключение, с этим связанное?
Таким образом, надо предусмотреть ещё одну область памяти, пользовательский стек куда-нибудь сохранять в прологе обработчика, записывать в $sp адрес этой области, а в эпилоге — восстанавливать. Вот как начнётся обработчик:
1 .eqv IOSIZE 64 2 .eqv IOSZB 63 3 4 .kdata 5 ksp: .word 0x90400000 # Kernel SP 6 kinhi: .word 0 7 kinlo: .word 0 8 kin: .space IOSIZE 9 kmsgexc:.asciiz "Exception " 10 kmsgat: .asciiz " at " 11 12 .ktext 0x80000180 13 mfc0 $k0 $12 14 andi $k0 $k0 0xfffe 15 mtc0 $k0 $12 # Запрет прерываний 16 17 move $k0 $at # спрячем $at 18 move $k1 $sp # спрячем $sp 19 lw $sp ksp # Новый $sp! можно сохранять ВСЁ 20 push $k0 # спрятанный $at 21 push $k1 # спрятанный $sp
Есть подозрение, что регистров ядра $k два потому, что немедленно и безусловно надо сохранять как раз два пользовательских регистра — $at и $sp.
Стек удобно располагать от самой верхней доступной ячейки памяти. Оказалось, что MARS выделяет под память ядра 4 Мб, так что максимальный адрес получается 0x90400000
При обработке событий важно сразу разделить исключения (для возврата из которых надо прибавлять 4 к содержимому $EPC) и прерывания (для которых не надо):
1 mfc0 $k0 $13 # Причина
2 andi $k1 $k0 0x7c # Исключение или прерывание?
3 bnez $k1 exception # …исключение
4 andi $k1 $k0 0x100 # Клавиатура?
5 beqz $k1 other # …не клавиатура
6 lw $k0 0xffff0004 # считаем код
7
8 lw $k1 kinhi # Свободное место в буфере
9 sb $k0 kin($k1) # сложим туда байт
10 addi $k1 $k1 1 # следующее место
11 andi $k1 $k1 IOSZB # кольцо
12 lw $k0 kinlo
13 beq $k0 $k1 final # переполнение буфера
14 sw $k1 kinhi # сохраним индекс в кольце
15
16 j final
17
18 other:
19 j final
Здесь реализована обработка переполнения с отбрасыванием предыдущего введённого.
Других обработчиков прерываний нет, но есть обработчик исключения. Дело в том, что ввод символа из программы в нашем примере реализован нестандартным для Mars системным вызовом №22 (и это второй новый приём). Для начала обработаем все исключения, кроме исключения «ошибочный системный вызов», которое имеет №8 , но в регистре $13 (Cause) кодируется со сдвигом на 2 бита как 0x20 :
1 exception:
2 beq $k1 0x20 sysexc # syscall
3 fatalexc: # необрабатываемое исключение
4 la $a0 kmsgexc # можно пользоваться любыми регистрами:
5 li $v0 4 # всё равно аварийный останов
6 syscall
7 sra $a0 $k1 2
8 li $v0 34
9 syscall
10 la $a0 kmsgat
11 li $v0 4
12 syscall
13 mfc0 $a0 $14
14 li $v0 34
15 syscall
16 li $v0 17
17 syscall
Поскольку в случае необрабатываемого исключения всё равно программу надо завершить, использование регистров больше не ограничено.
Константа IOSIZE — размер буфера. Размер — степень 2, так что вместо деления с остатком на этот размер при замыкании буфера в кольцо мы используем побитовое AND с маской IOSZB=(ШИРИНА-12)
Теперь обработаем исключение 8. Нас интересует только номер сервиса 22 (это будет буферизованный ввод):
1 sysexc: beq $v0 22 sysin
2 j fatalexc
3 sysin:
4 lw $k0 kinhi # есть ли в буфере данные
5 lw $k1 kinlo # hi ≠ lo
6 bne $k0 $k1 sysinY # есть
7 li $v0 -1 # нету
8 j exfinal
9 sysinY: lb $v0 kin($t1) # очередной символ
10 addi $t1 $t1 1 # буфер прокрутим
11 andi $t1 $t1 IOSZB
12 sw $t1 kinlo
13 j exfinal
Здесь введена договорённость о неблокирующем вводе: если новых байтов ещё нет, возвращается -1
Осталось только написать эпилог (не забудем прибавить 4 к $ESP в обработчиках исключений)
Наконец, вот код основной программы. Для пущей асинхронности время в ней тратится в цикле случайной длины.
1 .text
2 lw $t0 0xffff0000
3 ori $t0 $t0 2 # Включили клавиатуру
4 sw $t0 0xffff0000
5
6 loop: li $v0 22 # НОВЫЙ syscall
7 syscall
8 bltz $v0 noinput
9 beq $v0 0x1b end # ESC — выход
10 move $a0 $v0
11 li $v0 1 # выведем
12 syscall
13 li $a0 0x20 # с пробелом
14 li $v0 11
15 syscall
16 j loop # есть ещё ввод?
17 noinput:
18 jal sleeprnd
19 j loop
20 end: li $v0 10
21 syscall
22
23 # прождать случайное время
24 sleeprnd:
25 li $a0 0
26 li $a1 100000
27 li $v0 42
28 syscall
29 sleepnext:
30 subi $a0 $a0 1
31 blez $a0 sleepdone
32 mul.d $f0 $f0 $f0
33 j sleepnext
34 sleepdone:
35 jr $ra
Прямой доступ к памяти
Многие устройства (например, жёсткие диски, сетевые карты и т. д.) обмениваются с компьютером большими объёмами данных.
- Пословное чтение/запись этих данных через MMIO-регистры крайне неэффективно
- обмен малыми объёмами
- всю работу делает процессор
- Отображение части памяти устройства на оперативную память само по себе тоже неэффективно
- либо это то же MMIO, только адреса разные
либо кто-то должен отвечать за заполнение этой области и актуальность находящихся там данных — опять процессор?
⇒ Пускай само устройство научится есть из тарелчитать из оперативной памяти и записывать в неё
- Не понадобится массовый MMIO (регистры управления удобнее оставить)
- Обмен теперь выглядит так:
- Записываем адрес в регистр адреса
- Записываем размер в регистр размера
- Записываем команду (скажем, чтения) в регистр команд
- Устройство начинает складывать данные прямо в память в указанное место
- …складывает
- …складывает
- а программа тем временем работает
- Когда устройство всё сложит, возникнет прерывание типа «Окончание операции В/В» Возможные проблемы:
- Устройств несколько, а шина данных одна
- Арбитраж (кому первому предоставить доступ к памяти)
- Многоканальность
Устройство (например, сетевой интерфейс) готово прислать результаты операции чтения, а его забыли спросить (или не успели), потому что много и части
Bus mastering («захват шины»: устройство само может начать операцию В/В и инициировать прерывание, т. е. реализует часть ПДП контроллера)
Область обмена такая большая, что непрерывного куска в памяти прост не найти
Вместо одной области устройству передаётся список, и оно должно уметь раскладывать данные во все элементы списка
Д/З
TODO