Миграция: введение
Прежде чем говорить о собственно миграции, сделаем несколько замечаний, касающихся школ. Во-первых, начинающееся сейчас внедрение ПСПО на самом деле затрагивает не только их, но и всевозможные связанные с ними учреждения (такие, как РОНО). Во-вторых, в школе, кроме кабинета информатики с учениками и учителем, есть еще бухгалтерия, директор и множество административных работников, причем круг используемого программого обеспечения и решаемых его пользователями задач может быть крайне широк и разнообразен и устанавливаться свыше. В силу этого, проведение в таких условиях полноценной миграции --- задача практически невыполнимая или, по крайней мере, в довольно-таки странной форме поставленная, поскольку многие из условий стандартного алгоритма миграции в школе оказываются невыполненными. Наш рассказ о миграции к школе привязан не будет.
Цель миграции
Предположим, что у нас имеется некоторый парк компьютеров, оснащенных некоторым набором ПО. Корректное функционирование этого ПО обеспечивает решение тех или иных задач, связанных с деятельностью организации (коммерческой фирмы или школы): в ней налажен внутренний документооборот и обмен документами с "внешним миром". С точки зрения "начальника IT-отдела", в соответствующих процессах участвуют люди (сотрудники, ученики) и документы (в том числе "архив" или "банк"). Заметим, что объектная область происходящих в организации процессов для миграции значения не имеет: важны лишь сами решаемые задачи и представление соответствующей информации в электронном виде.
И вот по каким-то причинам принимается решение о переходе на другой набор используемого программного обеспечения, например на ПСПО. О причинах речь пойдет дальше, а сейчас дадим более или менее формальное определение. Миграция --- это сам процесс перехода, с момента принятия решения и до момента, когда организация продолжает работу в штатном режиме. Важно понимать, что миграция далеко не ограничивается установкой ОС Linux на все компьютеры --- она начинается раньше и заканчивается значительно позже. Более того, решение об установке ОС GNU/Linux на компьютеры может и вовсе оказаться непринятым: например, в ходе планирования миграция будет решено оставить на ряде клиентских машин ОС Windows, но сменить офисный пакет на OpenOffice. В дальнейшем, однако, будем предполагать, что решение о переходе на другую ОС было принято.
Один из главных принципов проведения миграции заключается в следующем: миграция сама по себе является лишь переходным процессом и потому никогда не является самостоятельной задачей организации.
Целью проведения миграции является не внедрение, к примеру, ОС GNU/Linux, а улучшение рабочего (или учебного) процесса, каковой, вообще говоря, отношения к используемой на компьютерах ОС может не иметь никакого. Это утверждение справедливо как для фирм, так и для школ. Поэтому успешность миграции определяется не тем, насколько аккуратно проведена установка той или иной ОС или набора ПО, а тем, насколько эффективнее стали в новых условиях решаться рабочие задачи.
Будем в дальнейшем предполагать, что миграция проводится либо специальной компанией-мигратором, либо энтузиастом, желающим принять участие в процессе перехода на СПО. Впрочем, есть вариант и хуже: в случае школы можно оказаться просто вынужденным провести миграцию --- хотя бы из-за того, что никто не собирается оплачивать используемое проприетарное ПО из пакета "Первой Помощи" по окончании срока действия лицензии (в 2010 году). В любом случае, однако, следует быть уверенным в необходимости миграции. Мы приходим, таким образом, к первому серьезному вопросу: зачем вообще проводить миграцию?
Причины миграции
- Первая причина --- финансово-правовая, и для школ она является, пожалуй, самой актуальной. Лишних денег обычно ни у кого нет, а лицензионную чистоту соблюдать требует законодательство. Как уже упоминалось, лицензия на так называемую "Первую Помощь" для школ заканчивается в 2010 году, поэтому предпринимать что-то необходимо уже сейчас.
- Вторая причина --- это технологическая независимость страны. ПСПО, несмотря на некоторые некомпетентные заявления, --- продукт работы разработчиков РФ. Впрочем, свободно распространяемый исходный код технологическую независимость обеспечивает сам по себе. Для подтверждения отсутствия "программных закладок" можно обратиться к экспертам по информационной безопасности, которые проведут аудит исходного кода. Заметим, что такой способ обеспечения технологической независимости, помимо прочего, оборачивается еще и созданием дополнительных рабочих мест: разработчики, техническая поддержка и пр. --- при использовании ПСПО деньги вообще не уходят за границу.
- С корпоративной точки зрения, СПО обладает двумя существенными преимуществами: это масштабируемость и гибкость. С одной стороны, единичное решение обыкновенно бывает нетрудно расширить; с другой --- масштабируемость касается и чисто технических деталей: один сервер несложно "превратить" в два и пр. Что же касается гибкости, то она обеспечивается возможностью доработки и внесения изменений "под собственные нужды" в случае так называемых "единичных внедрений".
- Основное инженерное преимущество СПО заключается в следующем: в подавляющем большинстве случаев свободные системы устроены достаточно просто и познаваемо и, следовательно, хорошо поддаются изучению и модификации, в том числе в учебном процессе. Несмотря на то, что политика компаний --- производителей несвободных продуктов бывает в значительной степени ориентирована на работу "на любом железе и с любым ПО", реальных гарантий их лицензия не дает, и в случае непонятного поведения их продукции на каком-либо железе или при работе с какими-либо ПО третьих фирм обычно остается развести руками.
Причины миграции в школе
Сделаем два замечания, касающиеся финансовой причины миграции. Во-первых, в школах, где преподаватель информатики действительно интересуется различными тонкостями своего предмета, часто наблюдается совершенно дикий зоопарк всевозможного ПО. Это не только офисный пакет от корпорации Microsoft, но и куча совершенно "сторонних" программ, часто не имеющих никакого отношения к учебному процессу --- возможно, принесенных самими учащимися. Разумеется, закупить такой набор ПО возможности нет никакой, даже при наличии очень богатого дядюшки (например, широко используемый в школах Borland Pascal, с одной стороны, вообще не продается, а с другой --- не раздается бесплатно). Поэтому наведение лицензионной чистоты в такой ситуации, вообще говоря, равносильно удалению всего этого зоопарка.
Второе замечание касается так называемой "стоимости владения" программным обеспечением. На сегодняшний день открытых методик ее определения, которым можно доверять, не существует. Поэтому, когда говорят о том, что стоимость владения решением на основе ОС Windows значительно ниже стоимости владения решением на основе ОС Linux (или наоборот), --- это можно считать довольно досужими рассуждениями. Такого рода исследования, как правило, кем-либо ангажированы, а соответствующие методики (используемые критерии, показатели и параметры) не публикуются --- что значит, что они попросту не обеспечены широкой и достоверной тестовой базой.
Что же касается школ, то в данной области про стоимость владения открытыми и закрытыми решениями известно практически все: достаточно сравнить, сколько денег было потрачено государством на две различные задачи. Первая --- разработка и внедрение пакета СПО, который по функциональности практически идентичен используемому проприетарному пакету, вторая --- закупка лицензий на эти проприетарные программы на 3 года. На лицензии было потрачено порядка 1,5 миллиардов, а на дальнейшее внедрение соответствующего ПО --- порядка 600 миллионов рублей. На разработку же ПСПО было потрачено примерно 60 миллионов, а на внедрение (к настоящему моменту) --- примерно 500 миллионов рублей (при том, что внедрять новый продукт, естественно, всегда сложней, чем внедрять то, что уже установлено). Администраторов же в школах, по-видимому, как не было, так и не будет, поэтому эту часть стоимости владения можно считать неизменной.
Миграция и администрирование
Переход на свободное ПО обычно сопровождается заметным изменением стиля работы технического персонала, особенно это касается администратора предприятия.
Linux-администратор, как правило, умеет программировать --- хотя бы на языке оболочки, а чаще --- на нескольких языках.
Можно сказать, что здесь кроется одна из хитрых особенностей ОС Linux вообще. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что:
- само устройство предлагаемой свободным программным обеспечением программной среды подталкивает к ее изучению;
- при решении большого количества задач оказывается, что "волшебной кнопки" нет, зато есть возможность сконструировать решение --- квалификация основывается на знаниях, а не на "готовых рецептах";
- как следствие, обучение гораздо удобнее основывать на процессе познания, а не на тренингах.
Поясним последний выделенный нами пункт. Использование тренингов при обучении практически всегда дает немедленный эффект, который, однако, быстро сходит на нет. Тренинги приходится возобновлять, но вырабатываемые таким образом навыки чаще всего не исчерпывают всего необходимого объема умений. Если же система обучения ориентирована на получение знаний, то моментального эффекта ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе результат достигается лучший:
Заметим, что с данной особенностью связана, например, следующая социальная установка: системных администраторов СПО чаще всего двое. Один из них --- "гуру" --- появляется на рабочем месте примерно раз в неделю, а второй --- "ученик" --- присутствует постоянно и при наличии времени занимается повышением своей квалификации.
Практика показывает, что "ориентированность на познание" можно с успехом использовать, скажем, в университетах, особенно на естественнонаучных факультетах. Что касается школ и других учреждений --- принимать решение о принятии того или иного подхода следует каждый раз отдельно.
Сведения о ресурсах
Готовность (%) |
Продолжительность (ак. ч.) |
Подготовка (календ. ч.) |
Полный текст (раб. д.) |
Предварительные знания |
Level |
Maintainer |
Start date |
End date |
90 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|