Программа
Модули
Готов? |
Название модуля |
Чтение (ак. ч.) |
Подготовка (астр. ч.) |
Написание (дни) |
уровень |
Maintainer |
Started |
Should be done |
End date |
90% |
1 |
1 |
1 |
1 |
MaximByshevskiKonopko, MaximByshevskiKonopko, MaximByshevskiKonopko |
||||
90% |
1 |
1 |
1 |
1 |
MaximByshevskiKonopko, MaximByshevskiKonopko, MaximByshevskiKonopko |
||||
90% |
1 |
1 |
1 |
1 |
MaximByshevskiKonopko, MaximByshevskiKonopko, MaximByshevskiKonopko |
||||
|
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
Готово: 0 (0%) |
0 |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
Не готово: 3 (100%) |
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
Необходимые знания
Примечание. Для первого фрагмента (/01BasicProgram), вероятно, необходимо как-то обрамить каждый пункт программы (например, комментариями:
##Begin ...## ...... ...... ##End ...##
) для того, чтобы их можно было вставить в /02NonprofiledProgram и /03ProfiledProgram с использованием <<Include(../01BasicProgram,,,from="##Begin ...##",to="##End. ...##")>>.
Материалы
Полиси
На данный момент для координирования работ используется макрос ExtractModules (тот же, что и в PspoModules). Возможно, впоследствии будет написано нечто более специфичное для данных работ.
- Над каждым модулем работает один расшифровщик (указывается первым в списке сопровождающих модуль),один переводчик (указывается вторым в списке) и минимум один технический редактор (тот, кто вычитывает, указывается третьим в списке).
- Разбивка прогресса по процентам:
0%
Сырой конспект
20%
Дешифрованный конспект
50%
Конспект, переведённый на русский язык
70%
Вычитанный конспект
90%
Иллюстрирование, расстановка ссылок, перенос в модули
100%
Результат работ над частью лекций проверен FrBrGeorge
- Как только Вы считаете, что закончили свою часть работы, просьба установить соответствующее количество процентов
- Промежуточное количество процентов в промежуточных сохранениях приветствуется
Пожелания к ролям
Расшифровка — по возможности полное восстановление структуры и смысла лекции по конспектам и (если есть необходимость) по аудиозаписям. в эту задачу входит расстановка имеющихся иллюстраций (typescript, konsole.log, снимки экрана)
Перевод на русский — выравнивание стилистки и корректировка владения русским языком. Просьба не очень самовыражаться (чтобы не создавать стилистического разнобоя)
Вычитка — проверка получившегося текста на (1) соответствие действительности (2) доходчивость (в том числе на предмет нехватки иллюстраций)
Лекции
Основной курс (8—9 класс)
- Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- цель обучения не компьютер, а навык использования компьютера как инструмента
- условия эксплуатации
- информация о характеристиках: kinfocenter в KDE, lshw (есть GUI), hwinfo, cat /proc/*info
- цель обучения не компьютер, а навык использования компьютера как инструмента
- Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- начала работы с графической средой как таковые — манипулирование объектами (перетаскивание, etc), мышь, клавиатура
- KDE, XFCE
- Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
- объекты на рабочем столе не есть то, над чем происходит манипуляция
- иконка — не есть файл или каталог, а их отображение
- FHS
- Обработка текстовой информации (14 час)
- это не работа с текстом, а вёрстка
- для работы с текстом нужно начинать с простого редактора плоского текста (или непростого, то есть Kate к примеру)
- а вот потом уже заниматься тем, что такое размеченный текст
- html, заодно и начала гипертекста
и только потом запускается AbiWord или OO.o Writer (переход к WYSIWYG редактированию размеченного текста)
- с номерами страниц в OO.o надо быть осторожным, потому что в отличие от Word они пишутся только в колонтитуле и нету кнопки "Вставить номера страниц"
- moinmoin, в нём есть графический и неграфический редакторы, для наглядной демонстрации различий WYSIWYG и простого текста
- это не работа с текстом, а вёрстка
- Знакомство с приёмами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приёмы его освоения.
- практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
- ktouch, gtypist, как бы gcompris (он для самых маленьких, и весьма неплох, большой и модульный), готовится к выходу tuxtype2. gcompris — очень крутая обучающая штука для самых маленьких, в которой есть модули, обучающие работе с клавиатурой и мышкой.
- практика показывает, что дети не умеют набирать тексты, поэтому необходимо использовать клавиатурный тренажёр
- Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
- вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
- тем не менее, вполне можно для формул использовать OO.o Math
- перевод текста — stardict (переводит помеченное слово автоматически)
- редактирование гипертекста лучше всё-таки делать в редакторе плоского текста, с готовыми шаблонами (хотя OO.o Writer умеет редактировать как-то WYSIWYG'ово)
- сайтостроение тут уже не при чём
- сканирование — xsane (есть kooka, но её надо настраивать, чтобы она ошибки подробнее сообщала)
распознавание — существуют свободные системы: gocr, ocrad (в бранче), также CuneiForm (при помощи wine). Также при помощи wine можно установить лидера рынка FineReader, но он проприетарен — то есть этот вариант работает только для честно купленных экземпляров.
- sed и прочие утилиты неинтерактивной работы с текстом
- OO.o как WYSIWYG для работы с размеченным текстом
- вообще говоря, это рассчитано на человека, который уже в совершенстве освоил офисный пакет
- Обработка графической информации (4 час). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
- растровое: gimp, tuxpaint
- векторное: inkscape, XaraLX (в бранче)
- в inkscape хорошая векторизация
- Мультимедийные технологии (8 час) Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
- OO.o Impress
- редактирование и запись аудио: audacity, krec
- музыкальное (MIDI, ноты): noteedit, rosegarden (в бранче)
- редактирование видео: kino, cinelerra (в бранче)
- Обработка числовой информации (6 час) Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
- OO.o Calc — для рисования графиков, схем и диаграмм использует OO.o Draw, gnumeric — мощное средство с кучей встроенных функций подобного рода.
"лёгкие пакеты построения графиков": qtiplot (в бранче), grace (в бранче), KmPlot
- Представление информации (6 час) Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
- KCalc, galculator
- hexdump
- iconv, в редакторе — Kate, mcedit
- enca (enconv)
- enconvmv, перекодирование имён файлов при помощи enca
- про преобразование изображений: convert
- xpm как пример изображений
- Текстовый файл. Синтаксис, похожий на Си вначале — описывается палитра, а потом сама картинка. Методическая рекомендация — использовать картинку с не более чем двадцатью (или даже тремя-четырьмя) цветами.
- xpm как пример изображений
- про кодирование звука: audacity
- про преобразование звука: sox
- Алгоритмы и исполнители (19 час) Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
- блок-схемы: OO.o Draw, dia (в бранче), koffice-kivio (в бранче)
lazarus (FreePascal IDE), fp, kdevelop (но лучше брать текстовый редактор с подсветкой синтаксиса (например, kate, к тому же, там удобный встроенный эмулятор терминала) и компилятор (fpc))
- gambas (Basic)
- Формализация и моделирование (8 час) Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трёхмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
- деревья: graphviz (в бранче)
- проектирование: qcad
- снова OO.o Calc для таблиц
- Хранение информации (4 час) Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.
- в лучшем случае mysql + mysql-client
- OO.o Base, который всё-таки часть СУБД, а не база данных
- Коммуникационные технологии (12 час) Процесс передачи информации, источник и приёмник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
- firefox, thunderbird
- телеконференции: ekiga (в бранче)
- чат: kopete, pidgin (bonjour, один из модулей pidgin'а — бессерверный чат внутри локальной сети)
- Обратите внимание — файловый архив и архивный файл это существенно разные вещи.
- архивы: ark, xarchiver, 7z, mc
- файловый архив (ftp): lftp, firefox
- Информационные технологии в обществе (4 час) Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
- wiki, Moodle
антивирус: clamav -> klamav, clamscan
- установка программ: synaptic
Базовый курс (10—11 класс)
- Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
- хранение информации (архивирование, то есть резервное копирование)
- запись на диски: k3b, xfburn
- защита информации — дело куда более сложное чем просто архивы с паролями
- но в данном случае как раз архивы с паролями
- хранение информации (архивирование, то есть резервное копирование)
- Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
- Информационные модели. Блок-схемы, таблички, формулы. Графические модели.
- управление формальным исполнителем с помощью алгоритма — kturtle
- Информационные системы и СУБД.
- заменяется Access на OO.o Base
- Настройка BIOS и загрузка операционной системы.
VirtualBox (в нём есть BIOS, который можно изучать, не трогая живое железо)
- qemu подходит для изучения загрузки ОС, но BIOS там нету.
- Практическая работа ( 5 час). Компьютерные сети.
- Центр управления системой (acc)
- так как настройки по DHCP при возможности подхватываются, настраивать сеть особо не придётся, разве что статический адрес набить
- Центр управления системой (acc)
- Настройка почтовой программы
- thunderbird, claws-mail
- Разработка Web-сайта на заданную тему.
- wiki (moinmoin), Moodle
- крайне нежелательно использовать сложные CMS или пытаться делать что-то с нуля руками
- Тестирование и публикация Web-сайта
- Основы социальной информатики
Профильный курс (10—11 класс)
- Информационная культура.
- Математический редактор
- квалифицированное оформление математического текста.
- LaTeX, LyX, OO.o Math
- LaTeX — основное и главное, ибо даёт правильные представления.
- OO.o Math хорош тем, что формулы набираются командами, близко к LaTeX, но при этом сразу отрисовываются, то есть WYSIWYG и при том без неправильного представления о тексте
- LyX хорош тем что почти LaTeX и при этом почти WYSIWYG
- Реализация упрощённого варианта бухгалтерского и материального учёта на базе распространённого варианта динамических (электронных таблиц)
- скорее не использование электронных таблиц как таковых, но их жизненное применение
- OO.o Calc, gnumeric
- Анализ данных и статистика. Визуализация данных и деловая графика
The R Project for Statistical Computing
- мощный статистический пакет, для сильно профилированных в этом направлении
grace, qtiplot, OO.o Calc, gnumeric, gnuplot (Тезисы докладов конференции на Протве, среди которых доклад Ивана Хахаева о программах построения графиков)
- Символьные вычисления. Аналитические модели
- Maxima (wxMaxima)
- Lisp (в случае особенной запрофилированности насчёт символьных вычислений)
- Дискретные приближения непрерывных моделей
octave (хорошо совместим с MatLab)
- Дискретные алгоритмы, в том числе – дискретная оптимизация
- Pascal (Lazarus, fpc)
- Python (Eric, Idle)
- Basic (Gambas)
- Kdevelop (небольшое универсальное IDE, отличается тем, что при создании проекта создаёт файлы с лицензией и всё остальное как подобает классическому проекту)
- eclipse (большое универсальное IDE)
- Обучение работе с ИКТ, в том числе, с целью использования тренажеров и тестовых систем
- keduca и keducabuilder (взаимодополняющие утилиты, одна для прохождения тестов, другая для их составления
- Moodle (уже не CMS, но LMS — Learning Managment System, включает в себя базу знаний, тесты по этой базе, вики и форум, легка в поднимании)
- Использование одной или нескольких систем автоматизированного проектирование с учётом математических аспектов решаемых задач
- qcad, pythoncad (не самое мощное, но весьма серьёзное и пригодное для обучения)
- Организация индивидуальной и групповой деятельности. Управление проектом
- planner, kplato, taskjuggler
- органайзеры, планировщики событий и проектов, поддержка контактов и т. д.
- sunbird, kalendar, korgac
- интегрирование почты и календаря достигается либо kalendar+kmail+korgac, либо sunbird+evolution
- tinyerp — хорошее средство для изучения ERP-технологий
- Организация хранения и поиска информации. Работа в информационном пространстве образовательного учреждения и личном информационном пространстве
- wiki (например, moinmoin), Drupal или иное CMS
- Drupal хорош простотой установки и настройки
- Moodle
- wiki (например, moinmoin), Drupal или иное CMS
- Сбор информации, организация и представление данных
- OO.o Impress
- активные веб-приложения
- kino (видеоредактор)
- Blender для серьёзного производства мультиков (редеринг)