Электронное государство — комплекс реформ, переводящих государственный аппарат в область ИКТ. Базовые задачи такой всеобщей реформы — обеспечение прозрачности, подотчётности и оперативности управления — вводят набор требований к инструментам электронизации, в частности, к программному обеспечению. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует свободно распространяемое ПО.
Электронное государство
Заблуждения и реальность
Электронное государство, а не электронное правительство
Государство — это не «корпорация»:
Государство
Корпорация
Служит интересам граждан
Зарабатывает на клиентах
Должно быть открытым
Скрывает всё, кроме рекламы
Должно быть подотчётно гражданам («вниз»)
Подотчётна государству («вверх»)
Воздействия «сверху вниз» (укрепление «вертикали власти»; бюджетирование, ориентированное на результат и т. п.) повышают эффективность работы госаппарата только под постоянным контролем «сверху»
Электронизация административных процессов
Изменение приоритетов
Придание электронным документам законной силы, а не «автоматизация» делопроизводства. Законную силу должна иметь электронная запись (учтённая и надлежащим образом раскрытая). Представление об ИКТ, как об информационно-вспомогательной структуре тормозит развитие государства.
Регламентация административных процессов, а не имитация «бизнес-процессов». Административные процессы и бизнес-процессы имеют мало общего, так как различаются по целям, задачам и отношениям между субъектами.
Реформа государственных институтов, а не «повышение эффективности» управления. Государственные институты, работающие в сфере ИКТ, должны иметь новую, соответствующую их задачам, структуру. Перенос бумаг в цифровой формат проблему не решает.
«Надлежащее управление»
«Good Governance»
Концепция «надлежащего управления», предложенная комиссией ООН по социо-экономическим вопросам в азиатском и тихоокеанском регионах:
Участие (participation): участие граждан в процессе принятия государственных решений, непосредственное и через организации гражданского общества.
Главенство права (rule of law): наличие справедливых законов и действенная защита прав человека, особенно для демократических меньшинств.
Прозрачность (transparency): принятие решений и правопринуждение совершаются в строгом соответствии с регламентами, а информация свободно доступна тем, кого затрагивают эти решения и кто принуждается к их исполнению.
Оперативность (responsiveness): административные процессы в разумное время обеспечивают вовлечение и дают возможность участия всех заинтересованных лиц.
Ориентация на консенсус (consensus oriented): используются механизмы посредничества и иные способы для достижения общего согласия при принятии решений.
Равенство и включенность (equity and inclusiveness): создание у каждого члена общества понимания того, что именно о нем заботятся и его мнение учитывается.
Результативность и эффективность (effectiveness and efficiency): органы власти производят результаты, которые удовлетворяют общественные ожидания, и в то же время оптимально используют предоставленные им ресурсы, заботясь о воспроизводстве этих ресурсов.
Подотчетность (accountability): органы власти должны быть подотчетны обществу и общественным организациям, особенно тем лицам, которые будут затронуты решениями или действиями власти.
Технология «надлежащего управления»
Основы реформы электронизации
Задача реформы электронизации — обеспечить технологические основы электронного государства.
Прозрачность. Обеспечивает информационное пространство, в рамках которого только и возможно осознанное участие граждан в процессе управления, а также любые формы проверки механизмов управления.
Подотчетность. Обеспечивает обратную связь с субъектами управления, без которой невозможно адекватное управление административными процессами и изменение их.
Оперативность. Поставленная в качестве непременного технического требования к административному процессу, отсекает большинство злоупотреблений, волокиту, необходимость «продавливать» решения и «подмазывать» административный механизм.
Именно эти свойства административного аппарата служат основой вовлечённости граждан в государственное управление, их доверия к государству в целом.
Регулирование режимов секретности: чёткое разграничения общедоступных и секретных сведений, регламентация режимов доступа к ним.
Административные процессы, то есть сами процессы государственного управления.
Аудит административных процессов, в первую очередь со стороны частных лиц и организаций.
Государственный учёт: сбор и хранение сведений о лицах и/или объектах различной природы, используемых в государственном управлении.
Доступ граждан и руководителей к официальным сведениям о лицах и объектах: требуется гарантированная и чёткая процедура доступа, а не только возможность.
Раскрытие
Раскрытие как эффективный элемент электронизации
Понятие «раскрытие»:
Включает в себя: учёт, архивирование (в том числе на независимом хранилище) и общедоступную электронную публикацию.
Раскрытию подлежат не только документы, но и алгоритмы административных процессов.
Раскрытая информация доступна всем. Передача государственным учреждениям данных, закрытых для публикации, — это не раскрытие.
Документ вступает в законную силу только после прохождения процедуры раскрытия.
Рост эффективности административных технологий без возможности раскрытия — это рост эффективности злоупотреблений, возможности замести любые следы.
Применение открытых технологий
Преимущества Open Source как инструмента электронизации
В отличие от т. н. «проприетарного» программного обеспечения, право распоряжаться которым принадлежит частным компаниям, свободно распространяемые продукты позволяют:
Беспрепятственно осуществлять раскрытие любого уровня.
Основываться только на открытых стандартах.
Создать конкуренцию между фирмами-разработчиками, помещёнными в одинаковые условия, и, как следствие, рынка качественных услуг.
Модернизировать имеющееся ПО и разрабатывать новое непрерывно и под государственным контролем.
Консолидировать интеллектуальную элиту страны вокруг государственных задач, предотвратить утечку интеллектуального потенциала.