Информатика в школе: пути и тупики
(тезисы к докладу)
Три информатики
- Информатика == наука об информации (Шеннон et al.). Точное определение, но неизвестно, нужно ли это в школе. Известно, что в современной школе такой информатики нет.
Информатика == Computer Science (наука о компьютерах). Слишком широкое определение, американизированная идея группировать науки вокруг инструмента, а не предмета изучения.
- Информатика == "компьютерная грамотность". Отсутствие чёткого определения, педагогические войны. Тематика, наиболее близкая школе.
Популярные тупики
"Информатика -- это программирование"
- Исторические корни: "кибернетика 60-х"
- Тезис: Электронная Вычислительная Машина -- машина для вычислений
- Принцип: для работы с ЭВМ надо знать основы нескольких наук
Достоинство: выходная квалификация учащегося
Недостаток: элитарность, невозможность "общего курса" для неспециалистов
"Информатика -- это запуск Большого Офисного Приложения"
- Исторические корни: "компьютеризация 90-x"
- Тезис: компьютер -- это офисный прибор
- Принцип: для работы с компьютером надо иметь навык решения офисных задач
Достоинтсво: возможность массового обучения неспециалистов
Недостаток: узость круга решаемых задач, лженаучность, необходимость переучивания специалиста
Программа "Информатика -- это компьютерная грамотность"
Грамотность: степень осведомлённости в какой-либо области, достаточная для вынесения непротиворечивых суждений и совершения адекватных действий.
Принцип "Знания-Умения-Навыки" (ЗУН)
- Как устроен компьютер, ОС, программа
Как можно решать любые задачи с помошью компьютера
С помошью чего решать конкретные задачи
- Состав Программы
- Принципы работы компьютера (логическая часть, базис для "программирования")
- Устройство компьютера (аппаратная часть, базис для "инженерии")
- Архитектура операционной системы (прогарммная часть, базис для "администрирования")
- Современное ПО и Сеть ("умения")
- Решение типичных пользовательских задач ("навыки")
Из личного опыта
- ВМШ: "Программирование" (большая Программа)
- 1987-2001 г.г.
- Четыре-шесть семестров, все пункты Программы
- "Информатика -- это программирование"
Следствие: 1-2 человека в год
- ALT Linux Junior2.3
- Тезис: "закупка компьютерной техники"
- Отсутствие обратной связи с пользователями
- Отсутствие информации о методических материалах
- Отсутствие техподдержки
Следствие: Linux сохранился только с непосредственной помощью Linux-сообществ
- Курс "Операционные Системы" в 1 МПГУ
- Тренинг "Введение в Linux" (участвовали преподаватели)
- "Школа Linux для преподавателей", Переславль 2005 г.
- Учебник "Операционная система Linux" (М., Интуит, 2005 г)
Следствие: материалы учебника включены в основной курс "Операционные Системы"
- ВМШ: "Linux" (малая Программа)
- "Преподавать Linux" можно только в рамках Программы
- 2 семестра + "программирование" + т. н. "ассемблер"
- LiveCD и работа дома
- Выводы делать рано, прошло только семь занятий