Информатика в школе: пути и тупики
Со времени введения в школьную программу дисциплины "Информатика" споры о том, что это такое, как её преподавать преподавать и нужна ли она вообще не утихают уже двадцать лет.
Три информатики
Для начала попробуем дать -- хотя бы вчерне -- определение. Что же такое собственно "школьная информатика"?
Информатика == наука об информации (Шеннон et al.). Классическое определение науки, но неизвестно, нужно ли это в школе. В современной школе такой информатики почти нет, да и практическая ценность полученных школьником знаний невелика.
Информатика == (наука о компьютерах). Слишком широкое определение, американизированная идея группировать науки вокруг инструмента, а не предмета изучения. Редкие школы имеют возможность содержательно изложить хотя бы часть того, что называется Computer Science.
Информатика == "компьютерная грамотность". Отсутствие чёткого определения, педагогические войны. Тематика, наиболее близкая школе, так как содержит в себе ключевое слово грамотность, что бы оно ни означало.
Таким образом, подход "от предмета" явно показывает, что в случае со "школьной информатикой" произошло смещение терминологии: речь, на самом деле, идёт не об информации как таковой, а о компьютерах, и по большей части -- о том, как и зачем ими пользоваться.
Популярные тупики
Если в определении "информатики" пытаться сразу пойти "от инструмента", велик соблазн вообще забыть и о предполагаемом результате обучения, и о самом предмете изучения. Образуются тупиковые ситуации: получившаяся модель "информатики в школе" явно неудовлетворительна, а совершенствование её в выбранном направлении напоминает скорее доведение до абсурда.
"Информатика -- это программирование"
- Исторические корни: "кибернетика 60-х"
- Тезис: Электронная Вычислительная Машина -- машина для научных вычислений
- Принцип: для работы с ЭВМ надо знать основы нескольких наук
Достоинство: выходная квалификация учащегося
Недостаток: элитарность, невозможность "общего курса" для неспециалистов
Исторически первая тупиковая ситуация возникла ещё в 70-е и продолжалась до конца 80-x. Авторы соответствующей концепции "информатики в школе" были крупными учёными-математиками и привнесли в свой проект свойства "кабинетной" науки: научную эрудицию и, как следствие, элитарность [3].
Даже в самом академическом варианте такая информатика давала востребованный практический навык -- умение программировать -- и, как слесдтвие, дорогу к целому классу профессий (инженер-программист, оператор ЭВМ и т. п.). В обществе давно утвердился стереотип учёного-программиста, эрудированного молодого итлеллектуала, "кудесника в белом халате" [5]. Тем более велик был соблазн представить информатику "настоящей" наукой, с непременным привлечением основ других наук, включая основы электроники, вычислительную математику, алгебру логики и упомянутую выше "науку об информации".
Если ученика удавалось провести по всем кругам обучения, из него выходил отменный профессионал, способный сам себе ставить задачи и блестяще решать наиболее подходящим методом.
Однако удавалось такое только в школах, где информатике уделялось намного больше времени, чем того требовала программа. Во всех же остальных случаях дело сводилось к пугающему перечислению, что должен знать настоящий программист и попыткам "всухую" (без компьютера) написать программу нахождения корней квадратного уравнения. Кроме того, учителей-программистов не хватало катастрофически.
"Информатика -- это запуск Большого Офисного Приложения"
- Исторические корни: "компьютеризация 90-x"
- Тезис: компьютер -- это офисный прибор
- Принцип: для работы с компьютером надо иметь навык решения офисных задач
Достоинтсво: возможность массового обучения неспециалистов
Недостаток: узость круга решаемых задач, лженаучность, необходимость переучивания специалиста
Другой тупик открылся в начале 90-х, когда массовая неприменимость, да и бесполезность "программистского" подхода стала очевидной. В это время происходила повальная "компьютеризация всего" -- поначалу запущенная "сверху", а потом уже и поддерживаямая "снизу" массовым распространением персональной офисной и игровой компьютерной техники с соответствующим ПО (как правило, контрафактным). Компьютерным играм обучать ребёнка нельзя, следовательно, нужно обучать работе с офисными компьютерами и программами[4].
Представление о многообразии компьютерных программ, а значит, и о принципиальной невозможности всем им сразу научиться было, с одной стороны, в новинку, а с другой стороны старательно затушёвывалось некоторыми разработчиками ПО, в интересах которых было создать мнение, что никаких других программ, кроме ими разработанных, не существует. Немалую роль сыграла тактика "первая доза -- бесплатно": производителю выгодно распространение контрафактного ПО как средство вытеснения конкурентов с рынка, а экономически-правовые преследования можно начать и после, когда рынок будет завоёван (чему сейчас мы являемся свидетелаями).
Если рассматривать компьютер, как средство запуска трёх-четырёх "основных" программ, в которых следует изучить три-четыре основных приёма работы, инорматика как произведение количества программ на количество приёмов становится дисциплиной хоть и не научной, но зато очень простой и доступной. Мало того, осваивая какой-никакой "набор текста в текстовом процессоре" или "просмотр сайтов в Интернет", школьник получает и в самом деле ценные и востребованные навыки по работе с компьютером.
Однако программ -- в том числе подходящих для решения одной и той же задачи на компьютере -- не четыре, а великое множество. Обучение конкретным приёмам работы в немногих из них не только не даёт учащемуся ориентироваться в десятках тысяч других, но -- зачастую навсегда! -- сбивает такую ориентацию, когда случайные реализации спорных концепций воспринимаются, за неимением иного, как базовые истины. Чего только стоит твёрдое убеждение, что "в левом нижнем углу компьютера находится кнопка ПУСК". Сделать из такого ученика грамотного и эрудированного специалиста намного тяжелее, чем из человека, в глаза никаких компьютеров не видавшего.
Вывод: как и показал беглый анализ в начале, подход к информатике в школе "от предмета" и "от инструмента" не даёт удовлетворительных результатов. Рассмотрим набирающий сегодня популярность подход "от цели", где информатика приравнивается к компьютерной грамотности.
Программа "Информатика -- это компьютерная грамотность"
Для начала попробуем ввести если не определение, то операционный критерий "грамотности в определённой области":
Грамотность: степень осведомлённости в какой-либо области, достаточная для вынесения непротиворечивых суждений и совершения адекватных действий.
С этим критерием и подойдём к задаче обучения школьника работе с компьютером. Троица "осведомлённость" -- "суждения" -- "действия" немедленно вызывает в памяти другую, проверенную временем и педагогичесской наукой не отменённую троицу, а именно "Знания" -- "Умения" -- "Навыки" (т. н. ЗУН).
Принцип "Знания-Умения-Навыки" (ЗУН)
- Как устроен компьютер, ОС, программа
Как можно решать любые задачи с помошью компьютера
С помошью чего решать конкретные задачи
Оба "тупика в информатике" очевидно пренебрегают принципом ЗУН. "Программистский" подход явно базируется на "унании", выделяя временные и интеллектуальные ресурсы под "умение" и "навыки" по остаточному принципу (именно поэтому он так эффективен, когда ресурсов достаточно). "Офисный" поход, напротив, сосредотачивается на "навыках", расходуя дополнительные ресурсы на осваивание бесконечных "ещё одного приёма" или "ещё одной программы".
Таким образом, основной задачей видится создание подхода к школьной информатике, реализующего принцип ЗУН, отвечающего понятию "компьютерной грамотности" и, по возможности, не превышающего существующие временные рамки, отводимые в школе под эту дисциплину.
Программа по информатике, реализованная не в обычной школе, а в Вечерней Математической Школе при ВМиК МГУ, адаптировалась десятилетиями. Она была подрбно изложена [2] на Второй Международной конферренции разработчиков свободных программ на Протве в Обнинске в 2005 году. Программа (с прописной буквы, дабы отличить её от компьютерной программы) представлена в двух вариантах -- "большом" и "малом". "Большой" вариант соответствует нагрузкам по информатике, принятым в школах, специализированных по математике или информатике, "малый" слегка превышает норму обычной школы (главным образом за счёт самостоятельной работы дома).
- Состав Программы
- Принципы работы компьютера (логическая часть, базис для "программирования")
- Устройство компьютера (аппаратная часть, базис для "инженерии")
- Архитектура операционной системы (прогарммная часть, базис для "администрирования")
- Современное ПО и Сеть ("умения")
- Решение типичных пользовательских задач ("навыки")
Дополнитльные формирующие программу соображения были таковы: знания, получаемые учащимся должны создавать базу для возможной компьютерной профессии (создание техники, создание ПО, применение техники и ПО); навыки должны закрывать некое наиболее востребованное поле пользовательских задач, а умения должны (в идеале) позволять подступиться к любой задаче, обеспечивая ориентацию в компьютерном мире и правильный выбор инструмента решения.
Приложение: Из личного опыта
В приложении тезисно перечислим несколько примеров, прямо или косвенно подтверждающих исходную посылку о школьной информатике, как о компьютерной грамотности в приведённом выше смысле. Можно только добавить. что реалирация "малой программы" практически в чистом виде предпринимается в 2006-2007 учебном году в рамках курса "Linux" [6] Вечерней Математичской Школы при ВМиК МГУ. Из-за очевидной невозможности изучить абстрактный "Linux" с нуля этот курс довольно быстро превратился в курс "компьютеной грамотности" по малому варианту Программы с использованием учебника по общим основам Linux [1] и технологии LiveCD, позволяющей использовать Linux-среду на любом компьютере, не осуществляя установку этой ОС на жёсткий диск [7].
- ВМШ: "Программирование" (большая Программа)
- 1987-2001 гг.
- Четыре-шесть семестров, все пункты Программы, четыре-шесть часов в неделю
- "Информатика -- это программирование"
Следствие: 1-3 человека в год
- ALT Linux Junior2.3
- Тезис: "закупка компьютерной техники"
- Отсутствие обратной связи с пользователями
- Отсутствие информации о методических материалах
- Отсутствие техподдержки
Следствие: Linux сохранился только с непосредственной помощью Linux-сообществ
- Курс "Операционные Системы" в 1 МПГУ
- Тренинг "Введение в Linux" (участвовали преподаватели)
- "Школа Linux для преподавателей", Переславль 2006 г.
- Учебник "Операционная система Linux" (М., Интуит, 2005 г) [1]
Следствие: материалы учебника включены в основной курс "Операционные Системы"
- ВМШ: "Linux" (малая Программа)
- "Преподавать Linux" можно только в рамках Программы
- 2 семестра (факультативно преподаётся "программирование" и т. н. "ассемблер")
- LiveCD и работа дома
- Выводы делать рано, прошло только семь занятий
Литература
- Курячий Г.В., Маслинский К.А. Операционная система Linux. М: ИНТУИТ, 2005
- Курячий Г.В. Компьютерная грамотность в школе: научение или дрессура? // Вторая международная конферренция разработчиков свободных программ на Протве. Тезисы докладов. Обнинск: 2005. С. 93-105.
- Ершов, А.П.; Монахов, В.М. Основы информатики и вычислительной техники. В 2 томах. М.: Просвещение 1985 г.
- Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов по курсу "Информатика и вычислительная техника" М: ABF, 1997
- Стругацкие А. и Б. Понедельник начинается в субботу: Сказка для научных работников младшего возраста / Предисл. авт.- М.: Дет. лит., 1965.
Курячий Г. В. Лекции по ОС Linux
- Курячий Г. В. Linux-класс за час, или X-терминалы, тонкие и ленивые // ALT Linux снаружи, ALT Linux изнутри. М: ALT Linux, ДМК-Пресс, 2006